Распределительных центров на обслуживаемой территории

Количество распределительных центров (складов) в системе распределения (на каждом уровне логистического канала) оказывает влияние на величину следующих видов логистических затрат [2, с.135]:

¾ расходы на доставку товаров (готовой продукции) от производителя в распределительные центры;

¾ расходы на доставку товаров из распределительных центров потребителям;

¾ расходы, связанные с созданием запасов товаров в распределительных центрах (отвлечением из оборота средств, помещенных в запасы);

¾ расходы, связанные с хранением товарных запасов в распределительных центрах (эксплуатацией складов);

¾ расходы по управлению логистической системой.

Графически зависимость величины указанных затрат от количества складов в логистической системе[29] распределения показана на рисунке 7.4.

 
  Распределительных центров на обслуживаемой территории - student2.ru

Рис. 7.1. Зависимость величины логистических затрат

на распределение от количества складов в системе

Из графика видно, что при увеличении количества складов в системе расходы на доставку товаров от производителя в распределительные центры возрастают (так как увеличивается количество поездок с большой дальностью перевозки, а также общая величина пробега транспортных средств). При этом, благодаря наличию в составе транспортных затрат условно постоянной части (не зависящей от расстояния перевозки), характер зависимости не прямой (расходы по доставке растут медленнее, чем общий пробег транспорта).

Вторая составляющая транспортных расходов в системе распределения – расходы на доставку товаров из распределительных центров потребителям – с увеличением количества складов снижается. Это происходит в результате распределения потребителей по зонам обслуживания складов, снижения дальности перевозок по маршруту «склад-потребитель» и резкого сокращения общего пробега транспорта.

Расходы, связанные с созданием запасов товаров в распределительных центрах, по мере увеличения количества складов в системе несколько возрастают. Так, при переходе от системы с одним большим складом к системе с несколькими складами меньших размеров величина текущего запаса товаров распределяется между складами пропорционально объемам потребности, существующим в зонах обслуживания этих складов. Однако распределение гарантийного запаса при этом носит иной характер. Благодаря значительным оборотам и возможности пополнить запас засчет менее срочного заказа, гарантийный запас в системе с одним центральным складом может быть меньше, чем суммарный гарантийный запас в системе с несколькими складами. Таким образом, с увеличением количества распределительных центров в системе общая величина запасов, а, значит, и величина средств, отвлеченных из оборота, тоже возрастает.

Кроме того, при распределении потребителей по зонам обслуживания потребность отдельных складов в некоторых группах товаров может оказаться весьма незначительной. Если полное исключение данного товара из ассортимента с маркетинговой точки зрения нежелательно, то возникает ситуация, когда товар завозится на склад в количестве, большем потребности. Общий объем запасов в системе и расходы по их созданию в этом случае также увеличиваются.

Расходы, связанные с хранением товарных запасов, при увеличении количества распределительных центров в системе возрастают. Затраты по эксплуатации двух складов всегда больше, чем эксплуатационные затраты по одному складу (данного типа) с той же полезной площадью (площадью хранения). Это связано, прежде всего, с балансовой стоимостью самих зданий (сооружений) и, следовательно, – величиной амортизационных отчислений, а также некоторыми другими составляющими эксплуатационных затрат, не находящимися в прямой зависимости от общей площади склада[30].

Кроме того, некоторые элементы общей площади склада[31] (например, площадь проходов и проездов, площадь конторы склада) не находятся в прямой зависимости от площади хранения. При распределении полезной площади между складами (пропорционально величине создаваемых запасов) эти элементы общей площади тиражируются. Таким образом, при увеличении количества складов в системе распределения, даже если суммарная полезная площадь не изменяется, будет увеличиваться суммарная общая площадь складов, и, как следствие, возрастут расходы, связанные с хранением.

С увеличением количества складов в системе возрастает суммарная численность работников аппарата управления, количество и время на подготовку сводной отчетности и общее количество обрабатываемой информации, что обусловливает рост расходов по управлению логистической распределительной системой. Оптимизировать величину затрат на управление логистической системой в современных условиях позволяет использование информационных технологий[32].

График зависимости общих затрат на функционирование системы распределения от количества входящих в нее распределительных центров получен путем сложения графиков, рассмотренных выше логистических затрат. Анализ изменения всех элементов затрат на распределение позволяет определять оптимальное количество распределительных центров в системе (на графике – точка минимума кривой общих затрат).

На величину транспортной составляющей затрат на функционирование системы распределения большое влияние оказывает расположение распределительных центров на обслуживаемой территории. Задача размещения распределительного центра приобретает актуальность при наличии в рассматриваемом регионе развитой транспортной сети, так как в противном случае решение, скорее всего, будет очевидным. Например, если на территории района есть только две пересекающиеся магистрали, вдоль которых расположены все потребители, то, очевидно, распределительный центр целесообразно разместить на пересечении магистралей.

Задача размещения распределительных центров может формулироваться как поиск оптимального решения, или же как поиск субоптимального (близкого к оптимальному) решения. В теории логистического менеджмента выработано несколько подходов к решению этой задачи.

Наиболее распространен подход, в рамках которого оцениваются расходы на доставку для всех возможных вариантов размещения распределительных центров с использованием экономико-математических методов (в частности, методов линейного программирования). Изучается изменение общих транспортных расходов в системе при изменении расположения распределительного центра. Некоторые источники называют данный подход методом «полного перебора». Ввиду большой трудоемкости работ по анализу всех возможных вариантов метод требует применения ЭВМ. В качестве информационного обеспечения представляется целесообразным использовать стандартные функции электронных таблиц Excel (в частности, «Поиск решения»).

Модифицированным вариантом рассмотренного подхода является подход с использованием эвристических методов. Данный подход предполагает участие специалиста (эксперта), который на основе собственного опыта[33] исключает очевидно неприемлемые варианты. Процедура эвристического отбора может повторяться до окончательного выбора, таким образом могут быть получены близкие к оптимальным результаты при невысокой сложности вычислений. Для получения оптимального решения несколько приемлемых альтернатив нужно проанализировать с применением математических методов, выполнив все необходимые расчеты.

Представляет определенный интерес метод определения оптимального расположения распределительного центра на основе построения физической модели (метод определения центра тяжести). На тонкую жесткую пластину, контуры которой повторяют границы района обслуживания, определенными метками наносят места расположения потребителей материального потока. К полученным меткам подвешивают грузы, масса которых пропорциональна объему потребности в данном пункте потребления. Затем модель уравновешивают. В найденном центре тяжести будет находиться точка оптимального расположения распределительного центра. Недостатками метода являются ограниченность применения (метод не позволяет разместить более одного распределительного центра) и неизбежная погрешность, создаваемая собственным весом пластины[34].

Помимо удаленности от пунктов потребления, при выборе мест расположения распределительных центров учитываются: размер и конфигурация участка (наличие места для парковки; возможность свободного проезда к складам в соответствии с требованиями пожаробезопасности и т.д.); транспортная доступность местности (наличие развитой транспортной инфраструктуры: автодороги, железные дороги, аэропорты, водные пути); особенности местного законодательства и планы местных властей, некоторые другие факторы.

Наши рекомендации