Приземные карты погоды
Изучение погодных процессов на больш ой т еррит ории наиболее эффективно проводит ь с помощью специальных карт, на которые условными знаками нанесены результаты одновременных метеорологических или аэрологических (высот ных) наблюдений. Такие карт ы получили название синоптических (от греческого слова “синоптикос” - одновременно обозревающий).
Синоптическая карта, на которую нанесены данные наблюдений у поверхности земли, называется приземной картой погоды, а карт а с нанесенными данными аэрологических наблюдений – высотной или аэрологической.
Приземная карта погоды – эт о мет еорологическая карта, кот орая от ражает фактическое состояние погоды у поверхности земли в какой-то конкретный момент времени на определенной площади (рис. 11.1). Карт ы погоды делятся на основные и кольцевые.
Основные карты сост авляются через каждые 6 часов: в 00, 06, 12 и 18 часов UTC, их масшт аб в 1 см – 150 (200 или 300) км. Эти карты охватывают огромные территории и позволяют анализировать атмосферны е процессы на расстояниях протяженностью в несколько тысяч километров. По основным картам прогнозируются крупномасштабные процессы, такие как образование и перемещение циклонов и ант ициклонов, перемещ ение ат мосферных фронтов. По эт им картам составляются прогнозы погоды на срок 24-30 часов, а также прогнозы погоды по маршрутам большой протяженност и.
Кольцевые карты (кольцовки) составляют ся через каждые 3 часа: в 00. 03, 06, 09, 12,
15, 18 и 21 час UTC.
Эт о карт ы сравнит ельно небольших районов – от нескольких сот ен до тысячи километ ров. Масштаб кольцовок в 1 см – 50 км или в 1 см – 25 км. По эт им картам уточняют ся прогнозы погоды на несколько часов, а также составляются предупреждения о возникновении опасных для авиации явлений погоды.
Свед ения о погоде наносятся на основны е и кольцевые карт ы в виде цифр и условных значков (символов) в строго определенном порядке вокруг кружка станции в соответст вии с кодом КН-01 (Приложение 3).
Первичный анализ (обработ ка) приземных карт погод ы заключается в след ующ ем:
- провод ятся изобары (сплош ные черные линии через 5 гПа) и выд еляют ся барические сист емы;
- проводятся изаллобары и выделяют ся очаги роста и падения давления. Изаллобара (изотенденция)- э то линия, соединяющ ая т очки с одинаковым изменением давления. Изаллобары проводятся прерывистыми черными линиями через 1 гПа. В центрах областей падения давления красным карандашом ставится буква “ П ”, а в центрах областей рост а – синим карандашом буква “ Р ”. Рядом с буквами “ П ” и “ Р ” указывает ся значение максимального изменения давления в гектопаскалях с т очност ью до десятых долей (без знака);
-проводятся атмосферные фронты соответст вующим орнаментом или цветом (табл. 11.1);
- выделяются особые явления погоды соответст вующими символами и цветом (таб л. 11.1).
Рис. 11.1. Приземная карта погоды (пример)
Таблица 11.1. Условные обозначения атмосферных фронт ов и явлений на карт ах погоды
Ат мосферный фронт или явление погод ы | Условные обозначения | Цвет | Примечание | |
Теплый фронт | красный | на черно-бе лой карт е | ||
Холодный фронт | синий | |||
Фронт окклюзии | коричневый | |||
Стационарный фронт | красный синий | |||
Вторичный теплый фронт | красный | |||
Вторичный х олодный фронт | синий | |||
Зона обложных осадков | зеленый | Только в срок наблюдения | ||
Обложные осадки местами | – " – | – " – | ||
Слабый снег | – " – | – " – | ||
Ливневые осад ки | – " – | В срок наблюдения и в течение последнего часа | ||
Гроза | красный синий | – " – Между сроками наблюдения | ||
Зарница | красный | В срок наблюдения | ||
Общая метель | зеленый | – " – | ||
Зона туманов | желт ый | – " – | ||
Туман местами | желт ый | – " – | ||
Дымка при видимост и менее 2 км | желт ый | – " – | ||
Мгла при видимости менее 2 км | желт ый | – " – | ||
Пыльная или песчаная буря | желт ый | В срок и между сроками наблюдения | ||
Смерч | красный | – " – | ||
Поземок | зеленый | В срок наблюдения | ||
Низовая метель | зеленый | – " – |
Примечание:
Цветом ат мосферные фронты и явления погоды выделяются на картах с цветной печатью и при первичном анализе черно-б елых карт .