В каком из перечисленных предложений встречается фразеологизм?

1) Часто мы носим с собою наиболее священное изображение и книги.

2) Мы отлично знаем, что истинная книга не может быть прочитана лишь однажды.

3) Как магические знаки, истина и красота книги впитываются постепенно.

4) Итак, книгохранилище - это первые врата просвещения.

Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, где слова использованы в переносном значении, поэтому мы и должны искать словосочетание, которое по внешним признакам похоже на поговорку. Во всех предложениях устойчивым является только одно словосочетание: первые врата.

Таким образом, правильный вариант №4.

В1.

Основные способы словообразования.

Словообразовательный анализ отвечает на вопросы:

üот какого слова образовано данное слово?

üкаким способом образовано данное слово?

Выделяют следующие способы образования:

1) просительница ← проситель В каком из перечисленных предложений встречается фразеологизм? - student2.ru(суффиксальный способ, с помощью суффикса –ниц-);

2) перечитать ← читать (приставочный способ, с помощью приставки пере-);

3) подоконника ← окно (приставочно-суффиксальный способ, с помощью приставки под- и суффикса –ник-);

4) взрыв В каком из перечисленных предложений встречается фразеологизм? - student2.ru← взрывать (одинаковая общая часть, способ образования – бессуффиксный);

5) пятиэтажный ← пять В каком из перечисленных предложений встречается фразеологизм? - student2.ru этажей (сложение двух корней).

&Правило №1.

Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма).

GЛовушка!

перечитал ← перечитать (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- - формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова.

Правильно:перечитал, н.ф. перечитать – читать(приставочный способ).

&Правило №2.

Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой.

GЛовушка!

вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово!

Правильно: вход В каком из перечисленных предложений встречается фразеологизм? - student2.ru← входить (бессуффиксный способ).

óПомни!

При словообразовательном анализе помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных:

- е/о/и/а/ноль звука (собрать – собирать – соберу);

Ошибка: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –енн).

Правильно: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –н).

- шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пускать, пустить, пущу);

- б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (любить, люблю, влюбленный).

При подборе однокоренного слова помни следующее:

часть речи от какой части речи может быть образовано каким способом
существительное существительное приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный
прилагательное суффиксальный, бессуффиксный
глагол
прилагательное существительное суффиксальный, приставочно-суффиксальный
прилагательное приставочный
глагол суффиксальный
глагол глагол приставочный, суффиксальный
существительное суффиксальный, приставочно-суффиксальный
прилагательное
наречие существительное, прилагательное, наречие, числительное, местоимение суффиксальный, приставочно-суффиксальный
причастие суффиксальный
причастие, деепричастие только глагол только суффиксальный

Способы словообразования:

1) Прежде всего необходимо исключить способ перехода из одной части речи в другую.

Переход – это неморфологический способ словообразования, заключающийся в изменении морфологических признаков слова. Внешне это проявляется сохранение всех морфем и окончания, свойственных исходной части речи, но изменением вопроса, задаваемого к этому слову.

В прошлое (какое?) воскресение мы ходили в цирк. – Необходимо помнить (что?) прошлое.

В первом случае к слову прошлое задается вопрос какое?, т.е. вопрос прилагательного, а во втором что? - вопрос существительного. Значит, во втором предложении произошел переход.

Переход из прилагательного в существительное.

Дежурный (ученик) — дежурный (по подъезду).

Переход из причастия в существительное.

Управляющий (производством человек) — (главный) управляющий.

Переход из причастия в прилагательное.

Ведущий (судно штурман) — ведущий (специалист в отделе).

Переход из деепричастия в наречие.

(Остроумно) шутя — нес бревно шутя (т.е. легко).

Переход из наречия в предлог.

(Ходил) вокруг — (ходил) вокруг дома.

Переход из деепричастия в предлог.

(Будь осторожен), включая (газ) — (пришли все), включая Вадика.

2) óПомни!Это приставочный способ. Приставка не меняет часть речи!

раз/рас, сверх, супер, меж, ультра, экстра, пост+ существительное/ прилагательное = существительное / прилагательное.

анти, дез, контр, не, ни + существительное/ прилагательное = существительное / прилагательное.

приставка + любой бесприставочный глагол = глагол.

3) Суффиксальный способ (чаще образовывает новую часть речи).

от какой части речи суффикс что может быть образовано
существительное щик, чик, ник, ец существительное
существительное н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив прилагательное
существительное, прилагательное а, ну, и, е, нича, ирова, изирова глагол
глагол ова, ева, ива, ыва, ва глагол
прилагательное, причастие о, е наречие

4) Приставочно-суффиксальный способ.

от какой части речи морфема что может быть образовано
прилагательное, местоимение по-…-ому, -ему, -ски, -цки, -ьи наречие
существительное при, под, над, за, на, меж, со…(й)е [заканчивается на -ье, -ие, -ица] существительное

5) Сложение

При сложении обычно в слове выделяются два корня, части корней, слова в определенном падеже или слово является аббревиатурой (МГУ, ЕГЭ).

Алгоритм действий.

1) Выписать слово в начальной форме и убрать окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ти у глаголов).

2) Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс.

3) Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы)

4) Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.

ÑРазбор задания.

Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь!

Рассуждаем. Если необходимо найти слово, образованное с помощью приставки и суффикса, то они обязательно должны присутствовать в слове, которое нужно выписать. Попробуем найти эти слова. Их оказалось не так уж и много: сначала, несуразности, непонятно. Теперь к этим словам подберем ближайшего однокоренного «родственника».

Сначала – начало (отличаются и приставкой, и суффиксом, т.е. приставочно-суффиксальный способ),

Несуразность – несуразный (образовано с помощью суффикса –ость, способ образования – суффиксальный),

Непонятно – понятно (отличаются только приставкой, значит, это приставочный способ).

Таким образом, правильный ответ – слово сначала.

? Потренируйся.

1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Наши рекомендации