Составляющие имиджформирующей информации

1. Средовый имидж: когда о человеке мы судим по созданной им искусственной среде обитания – по его жилищу, кабинету, автомобилю…

Для формирования позитивного средового имиджа необходимо быть чуть выше среднего: Ваш автомобиль должен быть чуть лучше, чем у большинства людей того же круга; Ваш кабинет должен быть чуть лучше, чем опять же у большинства коллег. Отсюда и принцип создания средового имиджа «чуть лучше, чем у всех» и «чуть лучше, чем ты можешь на сегодняшний день». Это должно быть настолько «чуть», чтобы посторонний глаз это заметил, но не настолько, чтобы в сознании образовался (пусть и невольно) вопрос «откуда»?

2. Габитарный имидж: (от латинского habitus – внешность) – по его собственной внешности: по костюму, макияжу, причёске, аксессуарам…

Для создания позитивного габитарного имиджа, Ваш внешний вид должен:

- Как минимум - не ассоциироваться с той социальной группой, к которой окружающие относятся негативно;

- Как максимум - ассоциироваться с той социальной группой, к которой у них положительное отношение;

А также внешний вид должен отождествляться с той социальной группой и с тем профессиональным кругом, к которым Вы относитесь, вызывать у окружающих адекватную реакцию.

3. Овеществлённый имидж:мы судим о человеке по его овеществлённой продукции – предметам, вещам, которые он сделал, создал сам.

Если речь идёт о таких профессиях как: юрист, педагог, врач, предприниматель, политик, психолог и т.д., под овеществлённым имиджем подразумеваются деловые бумаги, документы, письма, тексты. Принцип его формирования следующий: составляя деловое письмо или документ следует придавать значение не только содержанию, но и форме, поскольку ещё неизвестно, что может быть порой важнее – форма или содержание. Представьте себе реакцию делового партнёра, если пришедшее к нему письмо будет написано на плохой серой бумаге, отпечатано на машинке под копирку, да ещё с орфографическими ошибками. Захочет ли он сотрудничать с Вами?..

4. Вербальный имидж: судим о человеке по его вербальной продукции – что и как говорит, что и как пишет.

Вербальный имидж формируется только через речь (устную и письменную). Остановимся на устной речи. Правила построения вербального имиджа такие:

- Необходимо ясно и грамотно излагать свои мысли;

- Позитивнее с людьми разговаривать, а не говорить;

- Важно учитывать личные интересы собеседников;

- Не забывать при разговоре с собеседником, инициировать его на улыбку;

- Избегать употребление некоторых достаточно распространённых в обыденной речи вводных слов, сленга;

- Внимательно следить за чёткостью и темпом речи;

- Не забывать об эмоциональной стороне речи, о роли интонирования и психологических паузах.

5. Кинетический имидж: (от греческого kinetikos – движение) – судим о человеке по его невербальному языку, по жестикуляции, движениям, положению тела в пространстве, мимике.

Это очень важная составляющая личного имиджа, поскольку эта информация считывается людьми на сознательном и, в большей степени, на подсознательном уровне. И от этой информации зависит мнение о Вас. Крайне важно научиться подавать своим собеседникам только положительные подсознательные сигналы.

О невербальном языке общения написано немало литературы. И для создания позитивного кинетического имиджа нужно ознакомиться с некоторыми из них, постараться овладеть техниками невербального общения. Общая стратегия должна быть следующей: «научиться активно подавать те кинетики, которые проявляют наши позитивные установки и научиться блокировать те кинетики, которые проявляют нами пока не побеждённые негативные установки».

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА

Особенности имиджа (характерные признаки)

Имиджмейкинг – совокупность технологий и техник, элементов и операций, предназначенных для реализации задачи по формированию имиджа объекта (человека. предмета, явления).

Процесс работы по созданию имиджа именуетсяимиджированием – синонимом термина «формирование имиджа».

1. Имидж упрощен по сравнению с объектом (прототипом).Его характерным признаком является доминантность – это свернутое сообщение, значительный объем информации сводится к ограниченному набору символов.

2. Имидж подчеркивает специфичность и уникальность объекта,чем принципиально отличается от стереотипа, который обобщает, а не индивидуализирует явления.

3. Имидж конкретен, но подвижен, изменчив.Он все время корректируется, адаптируется к требованиям текущей ситуации, к текущим ожиданиям аудитории.

4. Иидж - коммуникация с «обратной» связью.Сообщения порождаются с учетом ожидаемой реакции аудитории.

5. В определенной степениимидж соответствует рекламируемому объекту, и, вместе с тем, идеализирует его,выделяя лучшие черты или наделяя его выгодными характеристиками.

6. Имидж находится между реальным и желаемым,восприятием и воображением, искусственно расширяя восприятие данного явления, но в заданном направлении, поощряя воображение, «соучастие» индивида в его формировании.

7.

Функции имиджа

Различают четыре функции имиджа: коммуникативную, номинативную, эстетическую и адресную. Рассмотрим, чем обусловлена каждая из них.

1. Коммуникативная функция. Имидж призван облегчить аудитории восприятие информации об объекте, проецируя на нее те его характеристики, которые являются наиболее предпочтительными в конкретных условиях.

2. Номинативная функция. Имидж обозначает, выделяет, дифференцирует объект в среде других подобных, демонстрирует отличительные его качества, подчеркивая достоинства.

3. Эстетическая функция.Имидж призван облагородить впечатление, производимое на аудиторию. Это в полной мере относится ко всем составляющим имиджа (личности, фирмы, товара).

4. Адресная функция касается взаимоотношений имиджа и его целевой аудитории, связывает, отвечая на ее потребности, запросы, желания.

Типология имиджа

Существует множество определений имиджа и различных подходов к их классификации. Это многообразие – результат рассмотрения имиджа в различных контекстах – структурных, функциональных, предметных и т.д.

1. Имидж может быть как продуктом целенаправленной деятельности, так и продуктом нецеленаправленной деятельности.

2. Имидж может быть и положительным, и отрицательным. Это – по знаку.

3.В зависимости от объекта имиджирования:

- международный имидж (имидж государства, края, региона и т.д.);

- политический(имидж политика, политической группы, партии, фракции и т.д.);

- корпоративный(имидж организации, коммерческой или общественной);

- профессиональный(имидж педагога, юриста, врача, артиста и т.д.);

- персональный(имидж успешного человека, имидж справедливого политика и т.д.);

- предметный(имидж товара, услуги и т.д.).

4.Имидж различают как:

- желаемый имидж – тот, который объект (человек, организация и т.д.) хотел бы иметь в чужых глазах. Он связан с собственным опытом, нравственными идеалами и соответствующими самооценками;

- субъективный имидж (зеркальный)– представление объекта о том, каков его образ в глазах аудитории.

- объективный имидж (реальный имидж) –это реальное мнение об объекте, которое имеется у его аудитории;

- идеальный имидж –это представления аудитории о необходимых, желаемых качествах данного объекта.

Имидж как система

Любой имидж может быть описан как система, состоящая из следующих элементов:

1. характеристик прототипов имиджа.Если речь идет об имидже человека, то это – характеристики данного человека («умный», «упорный», «красивый» и т.д.); если речь идет об имидже неодушевленного предмета, то это – характеристики этого продукта (товара, услуги и т.д.);

2. образа прототипа имиджа.Если речь идет об имидже человека, то это – образ этого человека, сформированный в психике каждого из членов аудитории имиджа в виде комплекса различных характеристик человека – внешних и внутренних. Если о неодушевленном предмете, то это – сформированный образ продукта, услуги;

3. мнения о прототипе имиджа. Если речь идет об имидже человека, то это – мнение об этом человеке как оценка возникшего в психике членов аудитории его образа. Если о неодушевленном предмете, то это – мнение об этом продукте или услуге;

4. прототипа имиджа.Самого этого человека или продукта (товара, услуги);

5. аудитории имиджа,т.е. объекта имиджелогического воздействия, «носителя мнения», аудитории, у которой создано это мнение.

Наши рекомендации