Интегральный алгоритм чтения
Среди многих функций деятельности мозга особенно интересна программа извлечения значимой информации из окружающей среды. И именно здесь обнаруживается главная особенность живого организма - селективная адаптация, т. е. приспособляемость, которая делает наиболее очевидными преимущества человека перед современными ЭВМ. Информацию человек подает машине так или иначе в готовом виде. Мозг же человека поставлен в совсем другие условия: он вынужден самостоятельно извлекать значимую информацию из окружающей среды, например из текста, т. е. из системы, организация которой ему не всегда известна.
Надежным посредником и критерием рациональности действий организма являются уровень автоматизма его движения и действия - так называемые динамические стереотипы поведения. При чтении текста они носят характер целенаправленных действий в замкнутой кибернетической системе, модель которой рассмотрена нами выше.
Чтение представляет собой процесс, основанный на использовании определенных программ умственной деятельности, определенных способов кодирования поступающей информации при ее обработке в мозге. Реальный путь решения задачи повышения эффективности чтения, его продуктивности, производительности - создание новых, более совершенных программ умственной деятельности, обучение рациональным способам кодирования поступающей информации. Эту задачу и решает интегральный алгоритм чтения (ИАЧ). Он создает своеобразный количественный фильтр, защищающий мозг от избыточной информации. Хотя он обеспечивает в определенной степени и качественную обработку текста, основное его назначение - отобрать для последующей обработки важную в данной ситуации информацию.
Как известно, алгоритмом называется правило выполнения каких-либо действий или ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца. Алгоритм чтения определяет последовательность умственных действий при восприятии текста или основных его фрагментов. Использование алгоритмов чтения организует этот процесс, повышает его эффективность, вместе с тем не исключая творческого их толкования, допускает некоторые отклонения от конкретных текстов и установки чтения, что, в частности, характерно для рассмотренных пяти способов чтения. В словосочетании «интегральный алгоритм чтения» (ИАЧ) слово «интегральный» означает, что действие алгоритма распространяется на весь текст в целом.
Решающую роль в алгоритме ИАЧ играет психологическая установка - это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию. В установке заключены общий опыт, построенный на его основе образ ситуации, цели и план действий. Если стимул повторяется многократно и реакция на него доводится до автоматизма, установка в этом случае называется фиксированной.
Исследователи теории установки утверждают, что путем многократных повторений установка превращается в устойчивый динамический стереотип на уровне активной автоматизированной деятельности. Человек приобретает определенную систему навыков, которую затем легко использует автоматически, без напряжения ума и усилий. При использовании ИАЧ формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.
Наименование (книги, статьи ) |
Автор |
Источник и его данные |
Основное содержание, тема |
Фактографические данные |
Особенности излагаемого материала, кажущиеся спорными, критика |
Новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе |
Первый блок дает в сжатом виде первичную информацию о тематической направленности, вызвавшей интерес работы, соответствии (или не соответствии) его профессиональным интересам. Второй блок может усилить или ослабить возникший у читателя интерес в зависимости от авторитета, степени признания автора в профессиональном мире, ожидаемой степени оригинальности материала работы. Содержащиеся в третьем блоке сведения о характере источника (монография, учебник, учебное пособие, имеющие или не имеющие грифа определенного органа системы образования, брошюра, проспект и т. п.) могут сформировать у потенциального читателя первичное отношение к источнику и отношение к дальнейшему его использованию.
Основное содержание публикации (4-й блок) во многом раскрывается знакомством с оглавлением работы, четкостью и информативностью основных рубрикаций. Суть 5-го блока состоит в извлечении фактов из текста и их смысловом усвоении, оценке полезности для читателя, степени их новизны. Шестой и седьмой блоки ИАЧ предполагают учет индивидуальных особенностей читателя: его образования, профессии, его тезауруса, или макроконтекста, опыта, цели чтения и т. п. Последние два блока предполагают активное участие читателя в выполнении сложных аналитико-синтетических мыслительных действий в процессе чтения.
ИАЧ является семантическим фундаментом техники быстрого чтения. Ведь основная идея быстрого чтения - реализация более эффективных программ умственных действий, более четких и последовательных. Чтение из неорганизованного процесса становится подчиненным единой программе - ИАЧ. Следование блокам алгоритма определяет шаги изучения текста. Вместе с тем ИАЧ значительно повышает активность восприятия, а значит, понимание и запоминание прочитанного.
Быстрое чтение в отличие от медленного, пассивного созерцания текста заставляет читателя активно вторгаться в структуру и содержание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки. Еще один существенный довод в пользу алгоритма состоит в том, что, как утверждает современная структурная лингвистика, профессиональные тексты обладают избыточностью, которая достигает 75-80 %. И практически только 20-25 % объема текста несут основной смысл для конкретного читателя и данного вида чтения.
Избыточность текста И определяется по формуле
И=((No-Nс): No)´100 %
где No - общее количество слов в тексте; Nс - число слов в значимом для читающего лаконичном выражении после сжатия текста.
Пример текста (парадоксальный) для определения его избыточности.
Представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади.
No=30 - общее число слов в исходном тексте.
Лаконичный текст.
Лошадь пьет воду из ведра.
Nс=5
И=((30-5):30))´100 %=83 %
Избыточность текстов особенно характерна для служебной документации, как правило, расточительна с точки зрения использования всех ресурсов, и особенно такого ценного, как время. В ее «оправдание» можно привести только три аргумента.
1. Степень избыточности текста априори неопределенна и во многом (за исключением случаев очевидных, аналогичных приведенному парадоксальному примеру) зависит от индивидуальности читателя.
2. Степень избыточности текста повышает надежность передачи сообщений, особенно в условиях действия помех.
3. Некоторая избыточность неизбежна для учебной литературы, предназначенной для обучающихся и имеющих весьма ограниченный тезаурус и в изучаемой области.
Проведите его анализ в соответствии с алгоритмом ИАЧ. Подготовьтесь к обсуждению вопроса: целесообразность использования ИАЧ при чтении научных текстов.