Методы распространения листовок
Наиболее распространёнными методами листовочной экспансии являются следующие:
· расклейка в публичных местах;
· раздача агитаторами непосредственно избирателям;
· распространение листовок в пикетах;
· оставление листовок в публичных местах (самораспространение);
· рассылка по почте;
· распространение агитаторами в почтовые ящики;
· и такой экзотический метод как разбрасывание с вертолета.
Расклеивают обычно почти все виды листовок, кроме тех, где много мелкого текста, например, программные. Для расклейки листовок необходимы кисти, тряпки и хороший обойный клей. Техника расклейки должна быть такая, чтобы листовка не оторвалась под воздействием ветра и была трудно отрываема злоумышленниками. В этой операции многое зависит от чистоты и гладкости поверхности стены дома, забора, иного наклеиваемого места. Для этого надо приложить листовку на наклеиваемое место лицевой стороной и нанести клей на всю обратную сторону. Затем листовку переворачивают и прикладывают в образовавшийся сухой прямоугольник. После этого листовку лёгкими движениями при помощи сухой тряпки укрепляют и смазывают клеем границу листовки и приклеиваемого места.
Если наклеиваемая поверхность достаточно ровная, можно проделать операцию по наклейке листовок, наоборот, то есть, предварительно намазав клеем стену. Но и в этом случае желательно смазать клеем границу листовки и наклеиваемого места.
Раздача листовки из рук в руки осуществляется во время проведения встреч избирателей с кандидатом, в ходе кампании «Дойти до каждого» или в пикетах.
В некоторых случаях листовки можно просто оставить. Это делается, например, в магазинах, в поликлиниках, детских садах, районных и городских администрациях, вокзалах и автобусных станциях и т.п. При этом неплохо договориться с кем-нибудь о том, чтобы за ними слегка присмотрели, например, с гардеробщицей в поликлинике, охранником в администрации, продавщицей в магазине.
Последние годы очень популярным становится метод рассылки листовок через почтовый ящик. Этот метод хорош тем, что позволяет охватить теоретически 100% избирателей. Однако на практике встречаются населённые пункты, где более половины почтовых ящиков сломаны, и это обязательно надо учитывать при организации доставки листовок через почтовые отделения. Можно организовать доставку через почтовые ящики силами нанятых агитаторов. И в том и в другом случае надо обязательно проверить качество разноски. Делается это выборочным методом довольно просто.
Вообще перед началом избирательной кампании надо иметь договорённости с несколькими организациями по разноске материалов по почтовым ящикам. В последнее время в крупных и даже средних городах имеются фирмы, альтернативные государственным почтовым отделениям. Занимаются они, как правило, разноской коммерческих листовок и бесплатных рекламных газет. Практика показала, что это наиболее добросовестные распространители листовок по почтовым ящикам.
Чтобы листовку не выбросили сразу же после её получения, существует очень простой и широко распространённый способ. На оборотной стороне основного текста помещают полезную информацию. Это может быть: расписание пригородных поездов, полезные телефоны и адреса, советы по хозяйству, огородничеству, рецепты, инструкции по быстрому засыпанию и вообще по здоровому образу жизни, календарь до конца ХХI века, просто любопытная информация о вашем городе или крае и многое, многое другое.
Чтобы листовка хорошо работала её нужно во время подать избирателю. Ясно, что часть листовок предназначена для особого периода, например, информационная до сбора подписей, а благодарственная после. Однако, если стратегия избирательной кампании предусматривает регистрацию кандидата первым, и на следующий день после регистрации все автобусные остановки и городской пассажирский транспорт оказываются обклеенными листовками кандидата, то его фамилия хорошо запомнится избирателям. Бывают случаи, когда листовки вообще не используются в избирательной кампании. Например, кандидат в мэры г.Ангарска, отвечая на вопрос телезрителя, почему отсутствуют в городе его листовки, заявил, что как будущий мэр он уже сейчас беспокоится о чистоте городских улиц и подъездов и потому не желает засорять город своими листовками.
Однако, как правило, листовки широко используются кандидатами. Презентационные и биографические листовки нужны на протяжении всей избирательной кампании. Программную листовку нужно выпускать за две-три недели до выборов, когда у избирателей появляется интерес к кандидатам. Различные листовки-приглашения распространяются по мере их надобности – за 3-5 дней до мероприятия. Листовки с обращениями «великих» и популярных людей можно равномерно распределить на две оставшиеся до выборов недели, при этом самого популярного – за 3-5 дней до выборов.
Некоторые листовки идут в качестве сопровождения какой-либо кампании. Например, проводя кампанию «Наказ избирателя», агитаторы имеют специально подготовленный для этого бланк и обязательно отдают избирателю ксерокопию газетной публикации, программную и/или биографическую листовку.
Для получения максимального пропагандистского эффекта от средств визуального воздействия надо правильно выбрать время и способ распространения листовок. Или, говоря другими словами, надо достичь в ходе избирательной кампании оптимизации временного и пространственного измерения листовочной экспансии. Основная задача состоит в том, чтобы как можно дольше продлить "время жизни" листовок, то есть срок воздействия на избирателя. Ошибкамногих организаторов избирательных кампаний состоит в том, что они бессистемно используют распространение листовок или считают, что все задачи листовочной экспансии можно решить распространением как можно большего количества листовок. Чтобы избежать подобных ошибок, листовочная экспансия должна быть сопряжена с другими информационными потоками, исходящими от команды кандидата и работать на их усиление.