Техника «3-D» (техника трех измерений)
Даже в том случае, когда некая организация использует адекватные методологии обучения для развития своего персонала, технические сложности все равно продолжают возникать. Например, иногда люди обращаются за помощью к коучу в неподходящее время. Большинство менеджеров испытывают все больший временной прессинг, и для многих из них на самом деле очень трудно так перестроить свои приоритеты, чтобы удовлетворить вновь возникшие потребности какого-либо члена их команды. Опыт показывает, что коучи, которые могут справиться с этими ситуациями, высоко ценятся своими коллегами и членами их команд.
Часто успешные коучи выражают убежденность в том, что время, затраченное на коучинг, вызванный необходимостью помочь сотрудникам справиться с текущими проблемами, вознаграждается сторицей, что проявляется в улучшении качества труда и в достижении гораздо более высоких уровней мотивации.
Чтобы справиться с проведением таких «герметичных» коучинговых сессий, необходимо максимально быстро сконцентрироваться на потенциальных решениях, которые ученик может осознать и за ре-
80 ■ Глава 3. Коучинг: теория и практика
ализацию которых он может взять на себя ответственность. Как показала практика, техника «3-D» — одна из наиболее полезных в данной ситуации тактик. Она базируется на анализе, проводимом в трех направлениях, как это показано на рисунке 3.5.
Для использования данной техники коучу необходим простой лист бумаги или флип-чарт. Ученику предлагается быстро, одним предложением, определить существующую проблему. Правильная постановка вопросов и использование техники трехмерного анализа позволяет коучу и ученику за очень короткое время выделить три элемента проблемы под каждым из трех заголовков:
• ситуация,например временной режим, недостаток ресурсов, география;
• включенные в нее люди,например недовольный потребитель, нетерпеливый начальник, ненадежный поставщик;
• вы,например недостаток технических знаний, конфликт приоритетов, общая установка ученика.
Выделив три измерения, или аспекта, существующей проблемы, обычно становится сравнительно легко определить несколько возможных вариантов действий — даже если большинство из них требуют усилий исключительно самого ученика!
Финальная стадия — выбор самого подходящего а данной ситуации варианта для его практической реализации.
После выполнения этой структурированной техники появляется возможность быстро сконцентрироваться на потенциальных действиях. Опираясь исключительно на задавание вопросов, коуч может помочь людям проговорить большую часть проблем и самих вариантов действий. Таким образом, коуч позволяет ученику более четко сфокусировать свое внимание и передает исключительно ему ответственность за принятие окончательных решений. На практике эта техника может проводиться за 10-15 минут.
Кроме того, возможно использование техники «3-D» для самостоятельной тренировки разрешения какой-либо проблемы, бы можете попробовать сделать это прямо сейчас:
1. Определите текущую проблему одним предложением.
2. Перечислите три основных аспекта, связанные с проблемной ситуацией.
3. Перечислите три основных аспекта, связанные с включенными в ситуацию людьми.
Техники коучинга ■ 81
4. Перечислите три аспекта, связанные непосредственно с вами и с вашей ролью в данной проблеме.
5. Выберите по одному аспекту в каждом из трех трехкомпонентных списков.
6. А теперь определите один или несколько вариантов действий, при помощи которых вы с наибольшей вероятностью добьетесь успеха в разрешении стоящей перед вами проблемы.
Может показаться, что слишком просто, но это работает. Лучше всего эта техника действует, когда коуч полагается исключительно на постановку вопросов, призванных поощрить ученика проработать этот процесс.
Методика GROW
Методика GROW берет свое начало в практике спортивных тренеров, сильное влияние которых особо ощутимо в книге Тима Голлуэя — «Играя в теннис внутри себя» (The Inner Game of Tennis; Gallwey, 1974). Эта техника опирается на грамотное использование вопросов и следование четкой структуре.
Прежде всего вопросы направлены на конкретизацию «цели» (Goal), которой ученик стремится достичь в ходе текущей коучинговой сессии. Затем внимание переключается на «реальность» (Reality) предполагаемых действий. После этого посредством вопросов исследуются практические «варианты действий» (Options), которые может выбрать ученик для достижения поставленной цели. Наконец, фокус внимания смещается на «волю» (Will) к действительному осуществлению специфических действий для реализации одного или нескольких из выявленных возможных вариантов действий.
Для легкости запоминания данной структуры используется мнемоническое правило, представляющее методику GROW в следующем виде:
• Постановка «цели» (Goal).
• Проверка ее «реальности» (Reality).
• Рассмотрение всех возможных «вариантов действий» (Options).
• Утверждение «воли к действию» (Will).
GROW является очень сильной техникой, когда вам необходимо обучить людей, уже имеющих базовые знания, некоторую компетентность и с энтузиазмом относящихся к вопросу, которому посвящена сессия коучинга. Это обычное явление в ситуации спортивной тренировки, но на рабочем месте положение дел часто иное. Исходя из наше-
82 ■ Глава 3. Коучинг: теория и практика
го опыта применение методики GROW вработе с неопытными учениками — или же неопытными коучами — часто требует слишком больших временных затрат и оказывается слишком сложной для практических ситуаций коучинга, ежедневно возникающих на рабочем месте.
Однако, если коуч обладает временем, терпением и навыками, методика GROW является превосходной коучинговой техникой «свободного» стиля, неоднократно доказывавшей свою эффективность. Ключевыми навыками являются грамотная постановка вопросов и систематическое соблюдение структуры методики в ходе коучинговой сессии. Часто этот процесс протекает интерактивно, и его трудно «проскочить» на одном дыхании. Конечным результатом коучинга с использованием методики GROW может стать формирование внимательного и сконцентрированного ученика, обладающего высокой мотивацией. Типы вопросов, которые уместно задавать в рамках данной техники, мы обсуждаем в главе 8.