Оптическое приближение и цифровое увеличение
Оптическое приближение выполняется за счет механического перемещения линз объектива. Оно практически не влияет на качество изображения и является единственно приемлемым для качественной съемки. Цифровое увеличение выполняется за счет цифровой интерполяции: выделяется часть активных элементов и полученное с них изображение «растягивается» во весь экран. Не стоит им злоупотреблять: на кратностях свыше 100х изображение превращается в скачущие абстрактные квадратики, которые из-за тряски трудно удержать в кадре. По причине столь сильного ухудшения качества картинки эта функция не получила практического применения. Тем не менее, фирмы-производители год от года наращивают значение цифрового " зума", и в прошлом году в бытовых камерах эта величина достигла 700х.
В «навороченных» моделях, кроме обычной трансфокации кнопкой-рычажком (W-T), имеется ручная, в виде кольца (или тоже рычажка) на объективе, позволяющая делать стремительные приближения — удаления (например, Sony DCR-VX2000, Canon XM1 или Panasonic NV-M9500).
Матрица
Поступившее в объектив изображение затем попадает на обработку в специальный преобразователь — электронную матрицу ПЗС, которая превращает световой сигнал в электрический.
Как и упоминалось в главе 6 "Цифровое фото и компьютер", одним из самых немаловажных факторов является тип используемой матрицы и количество светочувствительных диодов (пикселей). Кроме показателя мегапиксельности, огромное значение имеет количество элементов такой матрицы. В профессиональных видеокамерах устанавливаются три светочувствительные микросхемы ПЗС — по одной для записи красного, зеленого и синего цвета. Из-за высокой стоимости ПЗС в недорогих камерах используется одна ПЗС для записи всех трех основных цветов. Динамический диапазон и точность цветопередачи таких моделей хуже, чем у устройств с тремя элементами. Но без этого компромисса было бы невозможно снизить цену до уровня, приемлемого на потребительском рынке. Поэтому выбирайте, что для вас лучше: камера стоимостью в несколько тысяч долларов или подешевле, но с несколько (ненамного) худшим качеством отснятого материала.
Физические размеры матриц принято указывать в дюймах, и в бытовых камерах они составляют обычно 1/4 или 1/6 дюйма, в более продвинутых моделях встречаются матрицы из профессионального мира — 1/3 дюйма.
Видоискатель и ЖК-дисплей
Несмотря на широкое распространение цветных видоискателей, не стоит пренебрегать и черно-белым, особенно если в камере имеется ЖК-экран, на котором можно различать объекты съемки по цветовому признаку (пожалуй, это единственное преимущество цветных видоискателей). Чаще всего, они уступают черно-белым в четкости картинки и точности при ручной фокусировке. Бесспорным превосходством обладают только прецизионные видоискатели с разрешением 160000 пикселей и выше, имеющиеся в более совершенных моделях.
Такие камеры бывают также оснащены замечательной профессиональной «примочкой» — индикацией пересвета, прозванной «зебра». Она не позволяет оператору «запороть» запись в случаях избыточной освещенности отдельных объектов съемки, вовремя предупреждая его штриховкой этих объектов. Остальное, как говорится, ловкость рук.
Кроме обычного видоискателя, неотъемлемым атрибутом современной видеокамеры стал ЖК-дисплей. Его наличие существенно расширяет операторские возможности: мало того, что он помогает лучше ориентироваться, особенно в цветовых различиях предметов — становится возможной съемка из любого положения.
Безусловно, удобнее просматривать отснятый материал не в маленьком видоискателе (особенно черно-белом), а на ЖК-экране в цвете. Смотреть могут одновременно несколько человек. Размер, конечно, имеет значение: чем больше, тем лучше. Но учтите: каждый дюйм повлечет дополнительные затраты денег и энергии батарей. Детальной четкостью отличаются экраны около 3 дюймов с разрешением от 110000 пикселей, идеальную четкость выдают экраны с разрешением 180000—200000 пикселей (такими обладают дорогие камеры).
Другие возможности ЖК-экранов: регулировка яркости изображения и громкости звука, защита поверхности от отпечатков пальцев (они должны легко вытираться мягкой тряпочкой), сенсорное управление меню (просто нажатием нужной надписи на экране), широкий угол обзора, защита от поломок, всегда приводящая экран в вертикальное положение перед закрытием.
Фоторежим
Сохранение цифровых стоп-кадров видеокамерой (digital camcorder) все еще значительно уступает по качеству предназначенным для этого цифровым фотоаппаратам (digital still camera). Принятый в видеосъемке чересстрочный режим сканирования ПЗС-матрицы не позволяет получать полные кадры. Полученного качества хватает только на использование отснятого материала в Интернет, с его невысокими требованиями к разрешению изображений.
Однако фирмы-производители за последние годы устроили гонку технологий, добиваясь от видеокамеры функций полноценного фотоаппарата. Во-первых, четкость кадров значительно увеличилась после преодоления в видеокамерах мегапиксельного рубежа, существенно повысившего чувствительность матриц ПЗС. Во-вторых, повысили полноту стоп-кадра ПЗС-матрицы с прогрессивным сканированием. В третьих, режим прогрессивной фотосъемки с использованием механического затвора позволяет считывать полные кадры и с обычной матрицы. Еще более повышает качество фотосъемки сочетание этих технологий плюс использование трехматричной системы видеообработки. Если вы хотите иметь видеокамеру и фотоаппарат в одном корпусе, то следует учесть, что только наличие этих технологий в камере позволяет говорить о полноценной фотосъемке.
Большинство моделей не могут соперничать со специализированными фотоаппаратами, но если вам действительно нужно делать фотоснимки видеокамерой, то выбирайте модель с большим числом пикселов в ПЗС и прогрессивной разверткой. Качество неподвижных изображений повышается, если записывать их не на ленту, а на сменные карты флэш-памяти с более высоким разрешением.
Рис. 8.21 . Камера сзади и справа
Звук
Аналоговые камеры бывают и моно, и стерео, в зависимости от цены, моно бывает улучшенного качества — Hi-Fi. Любителям стереозвучания необходимо учесть, что за эту функцию придется доплачивать до 100$. Цифровые камеры все озвучены стерео. Кроме того, в них имеется возможность выбора качества звука и аудиомонтажа. Можно записать звук с качеством CD (PCM stereo – 48 кГц / 16 бит) на два канала, а можно снимать с записью звука на два канала с частотой 32 кГц / 12 бит, а еще два канала зарезервировать под последующие наложения другого звука ("подзвучки", скажем в виде музыки, комментариев и т. п.). Или, например, снимая концерт, вы можете использовать, кроме встроенного микрофона, еще два выносных. При этом звук с каждого микрофона будет писаться на отдельном канале. Затем все это можно смикшировать с оптимальным для вас стерео и даже объемным звучанием.
По части звукового сопровождения снимаемого материала, это действительно проблемная тема. Большинство цифровых видеокамер оснащено миниатюрным ненаправленным стереомикрофоном. А проблема в том, что средняя видеокамера не содержит устройство автоматической регулировки уровня, что при наличии ненаправленного микрофона повышает уровень шума и временами записывает даже внутренние шумы камеры. Для съемки фильмов с хорошим качеством звука следует приобрести устройство с направленным микрофоном на штанге и убедиться, что к камере можно подключить внешний микрофон.