Судовых рлс для предупреждения столкновений судов
РАДИОЛОКАЦИОННОЙ
ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
СТОЛКНОВЕНИЙ СУДОВ В
УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ
ВИДИМОСТИ
г. ИЛЬИЧЕВСК - 2007
Учебное пособие «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ
ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ СУДОВ
В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ»
- Одесса: «Студия «Негоциант», 2008
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ составил преподаватель судоводительских дисциплин
Одесского мореходного училища им. А.И. Маринеско, инструктор-
преподаватель ЦПМ «АВАНТ» ДОНЦОВ Сергей Владимирович.
Рекомендовано к печати цикловой комиссией судоводительских дисциплин Одесского мореходного училища им. А.И. Маринеско и методической комиссией ЦПМ «АВАНТ».
РЕЦЕНЗЕНТ: Капитан дальнего плавания, инструктор-преподаватель
Центра подготовки моряков «АВАНТ»
ГОЛОВЧЕНКО Николай Яковлевич.
№ п/п | СОДЕРЖАНИЕ: | Стр. |
Предисловие | ||
Используемые сокращения | ||
Часть І. | Требования нормативных документов к использованию судовых РЛС для предупреждения столкновений судов | |
Часть ІІ. | Рекомендации по использованию радиолокационной информации для предупреждения столкновений судов | |
Глава 1. | Организация радиолокационного наблюдения | - |
1.1. | Общие положения | |
1.2. | Особенности и ограничения радиолокационной информации | |
1.3. | Организация и порядок наблюдения | |
1.4. | Техника выполнения радиолокационного наблюдения | |
Глава 2. | Обработка радиолокационной информации и маневриро- вание | |
2.1. | Общие положения | |
2.2. | Закономерности относительного движения | |
2.3. | Оценка ситуации по первичной информации | |
2.4. | Радиолокационная прокладка | |
2.5. | Полная оценка ситуации | |
2.6. | Ведение записей при радиолокационной прокладке | |
2.7. | Эффективность маневра | |
2.8. | Учет маневренных характеристик своего судна | |
Часть ІІІ. | Комментарии к некоторым типовым случаям расхождения судов на основе радиолокационной информации | |
1. | Безопасная скорость | - |
2. | Особенности использования РЛС в системах разделения движения | |
3. | Учет навигационных условий при решении задач расхождения судов | |
4. | Обгон | |
5. | Уход с курса догоняющего нас судна | |
Часть IV. | Работа с маневренным планшетом. | |
1. | Условные обозначения | |
2. | Начальные построения и оценка ситуации | |
3. | Расчет маневра расхождения с одним судном | |
4. | Расчет маневра расхождения с несколькими судами | |
5. | Использование логарифмической шкалы | |
Используемая литература. |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Назначение приведенных ниже Рекомендаций — помочь судоводителю:
-оценить уровень своих знаний в вопросах использования информации, полученной от всех имеющихся на судне радиолокационных средств, для предупреждения столкновений;
-закрепить полученные на радиолокационном тренажере знания и навыки;
-правильно толковать и грамотно применять МППСС-72 в части, регламентирующей использование радиолокационных средств.
В Рекомендациях невозможно охватить все случаи, которые могут встретиться в практике, однако они помогут судоводителям, учитывая в каждом случае конкретную обстановку, правильно организовать радиолокационное наблюдение, критически отнестись к судовым радиолокационным средствам, грамотно оценить ситуацию и выбрать наиболее эффективный маневр для избежания опасного сближения.
Замечания и предложения по настоящим Рекомендациям просьба направлять в Одесское мореходное училище им. А.И. Маринеско по адресу: 65014, Одесса, ул. Канатная 8,
Донцову С.В.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:
СЭУ – судовая энергетическая установка;
РЛС – радиолокационная станция;
САРП – средство автоматизированной радиолокационной прокладки;
СНО – средства навигационного оборудования;
ИД – истинное движение;
ОД – относительное движение;
ЛИД – линия истинного движения;
ЛОД – линия относительного движения;
ОЛОД – ожидаемая линия относительного движения;
V0 – скорость относительного движения;
S0 – расстояние относительного перемещения;
Dкр – дистанция кратчайшего сближения;
Ткр – время до момента кратчайшего сближения;
Kц – курс судна-цели;
Vц – скорость судна-цели;
ПКД – подвижный круг дальности;
НКД – неподвижный круг дальности;
ВАРУ – временная автоматическая регулировка усиления;
МПВ – малая постоянная времени;
РЛП – радиолокационный пеленг на цель;
Dр – радиолокационная дистанция до цели;
Kн – курс нашего судна;
Vн – скорость нашего судна;
Гкк – гирокомпасный курс;
Тупр – время упреждения – период между моментом последнего определения положения цели и условным моментом окончания выбранного маневра;
Тпер – время до пересечения эхо-сигналом цели линии нашего курса или нашим судном курса судна-цели;
Dзад – кратчайшая дистанция расхождения – выбранное судоводителем с учетом конкретных условий случая допустимое значение Dкр;
Dотх – дистанция отхода – расстояние, на которое сместится судно от линии первоначального курса в результате предполагаемого маневра;
δK – угол изменения нашего курса.
ЧАСТЬ I
ТРЕБОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
СУДОВЫХ РЛС ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ СУДОВ
Ниже приведены выдержки из МППСС-72, НШС-82, РШСУ-98, которые в той или иной степени связаны с использованием судовых РЛС.
Следует помнить, что эти извлечения не заменяют самих Правил, которые должны учитываться судоводителем в полном объеме.