Типологии объектов рекламного дизайна
Проектирование дизайн-объекта невозможно без изучения его функциональных, композиционных и других особенностей. Разработка различных типологий поможет наиболее полно раскрыть сущность объекта, выявить комплекс связей, в которых он участвует по отношению к человеку, среде. Рекламный дизайн сегодня включает в свою сферу огромное множество различных объектов. Попытки их классификации проводились неоднократно.
Исходя из того что рекламный дизайн имеет дело с миром информации (не случайно определяющей его функцией является коммуникативная), то убедительно подразделение его объектов по следующим основаниям:
- носителю визуальной информации;
- характеру ее образа;
- функциональному предназначению;
- композиционно-структурным качествам;
- типу изобразительной поверхности.
Типология объектов по носителю визуальной информации:
- печатная реклама (в журналах, каталоги, проспекты, плакаты, упаковка и т.д.);
- рекламная графика на объектах;
- рекламные заставки и ролики на телевидении;
- объекты массового восприятия (решения выставок, витрин и т.п.).
Типология объектов по характеру образа визуальной информации:
- рисунки (главный метод графического дизайна);
- чертежи (разметка и построение оригинал-макетов);
- промышленная графика (этикетки, фирменные стили, товарн знаки, упаковки, реклама и т.д.);
- оформительская графика (стилизованные и декоративные композиции). Как отмечает В.Д. Курушин: «Оформительская графика в дизайне - это своего рода визуальный аккомпанемент, призванный сопровождать и украшать текст»;
- деловая графика (схемы, диаграммы, графики и т.п.). Типология объектов по функциональному предназначению:
- издания для агитационно-пропагандистских целей - рекламные плакаты, газетно-журнальная реклама, буклеты; элементы упаковки, содержащие идею образного агитационно-пропагандистского воздействия, и т.д.;
- изделия для рекламно-информационных целей - афиши и пригласительные билеты, буклеты, торговые марки, экслибрисы, ярлыки и т.п., содержащие лишь информацию о событии, принадлежности и т.д.;
- изделия для транспортно-упаковочных целей - всевозможные упаковки, включая коробки, банки, бутылки; листы, конверты и т.д., сопровождающие товарную продукцию;
- малые полиграфические формы для специальных служебных целен - бланки учреждений, знаки почтовой и прочей оплаты (денежные знаки, облигации и т.д.), конверты.
Типология объектов по композиционно-конструктивным:
- издания листового типа. Их особенность - двухмерность и доступность для единовременного зрительного восприятия (плакаты, листовки и т.д.);
- издания тетрадно-буклетного типа. Это усложненная листовая конструкция, раскрывающая зрителю в определенной пространственно-временной последовательности (фальцованные простым или сложным способом издания брошюрно-буклетного типа);
- объемные конструкции. Характерное качество их - трехмерность, определенным образом воспринимаемая в пространстве и во времени.
Типология объектов по типу изобразительной поверхности:
- класс трехмерных объектов:
- подкласс - объекты с изобразительной поверхностью внутри объема - суперграфика в помещении и пр.;
- подкласс - объекты с изобразительной поверхностью на внешней стороне объема - объемные уличные вывески и знаки, суперграфика на торцах зданий, упаковка, объекты промышленного дизайна (в качестве носителей графической рекламной формации);
- класс промежуточных по пространственным признакам объектов - буклеты, каталоги сложной конструкции и т.п. и объекты, имеющие изобразительную поверхность с сильно выраженной рельеф структурой;
- класс двухмерных объектов - объекты с прямой плоской изобразительной поверхностью - объекты с материальным носителем информации в виде щитов, стендов, листов и пр., также двухмерная компьютерная графика, предназначенная для статичного предъявления на дисплеях персональных ЭВМ, и ТВ-заставки.
Для более полного изучения двухмерных объектов Н.А. Павлова предлагает в продолжение своей типологии классифицировать их по способу обращения с двухмерными объектами:
- объекты, рассчитанные на восприятие и использование при креплении на дополнительный материальный носитель, - плакаты, вымпелы, шильды, марки, значки, этикетки, оберточная бумага, суперобложки и др.;
- объекты, рассчитанные на восприятие и использование без крепления на дополнительный материальный носитель, - жетоны, бланки, конверты, карточки, билеты и др.
Товарные знаки, шрифты и т.п. рассматриваются в данной классификации как элементы объектов.
Режиссура рекламы.
Рекламный ролик может представлять целую мини-историю, в которой есть острый сюжет или неординарные задумки режиссеров и клипмейкеров. Главное, чтобы телезритель смог уловить смысл всего показанного и сказанного за несколько секунд или минут и сделать вывод о товаре. Скромные ролики с ограниченным бюджетом тоже вполне могут претендовать на успех, - умение создателей рекламы заинтриговать и удивить имеет большое значение.
Рекламу на ТВ предпочитают использовать те производители, которые уже хорошо известны покупателю. Новые бренды и торговые марки тоже имеют все шансы завоевать популярность среди потребителей через рекламу на телевидении, однако временные и материальные затраты нараскруту будут превышать расходы "раскрученных" товаров. Поскольку реклама рассчитана на перспективу, то и эффект целесообразно оценивать не мгновенный, а тот, который получен за продолжительный период времени.
Рекламная кампания на ТВ базируется на определенной концепции. Ее производитель выбирает в зависимости от того, какой эффект он хочет произвести на покупателя после трансляции ролика. Реклама может быть
- информационной (в ней производитель информирует покупателя о своем существовании и предоставлении определенных услуг либо продаже товаров);
- сентиментальной (воздействует на подсознание смотрящего человека и создает впечатление, что без данного товара благополучие в доме невозможно);
- парадоксальной (ролик основан на шокирующем сюжете, который демонстрирует, как плохо жить без этого продукта).
Создание рекламы для ТВ- это работа, которая требует знаний основ маркетинга, предполагает предварительное изучение рынка конкурентных товаров. Рекламные агентства, занимающиеся разработкой рекламных кампаний, оценивают популярность телепередач и фильмов среди телезрителей. Все это необходимо для того, чтобы достичь главной цели, которую ставит перед собой производитель рекламируемых товаров. Целей может быть несколько:
- знакомство потенциального потребителя с новым товаром или услугой, появившейся на рынке;
- информирование потребителя о возможности получить скидку или сопутствующие услуги;
- увеличение объемов продаж компании;
- демонстрация преимуществ товара по сравнению с товарами конкурентов;
- привлечение новых покупателей.
Цели могут быть еще и другие, они являются основой для разработки рекламной концепции и определения времени трансляции рекламы по ТВ. Если созданием рекламы занимаются профессионалы, то не замеченной она не останется.
Правила монтажа
· Сформулированы Львом Кулешовым.
· Необходимость систематизации планов: требовался комфортный просмотр кинофильма.
Шесть видов крупности планов
Крупность планов по Кулешову.
· Деталь. Глаз человека с бровью и частью носа.
· Крупный план. Лицо человека во весь экран по вертикали.
· 1-й средний план. Часть фигуры человека, взятая в рамку кадра, чуть выше пояса.
· 2-й средний план. Фигура человека по колено.
· Общий план. Человек заключается в рамку кадра так, что над его головой и под его ногами остается небольшое пространство до рамки.
· Дальний план. Фигура человека в этом случае чрезвычайно мала.
При этом эталоном измерения крупности планов является человеческая фигура.
Микро и макро съемка
Микро — это план, снятый через микроскоп
Макро — это как бы промежуточная крупность плана между деталью и микросъемкой. С научной точки зрения этот термин неточен.
Монтаж по крупности
Первый принцип монтажа по крупности определяет изменения масштаба съемки одного и того же объекта в соседних кадрах. Исключение из правила составляют стыки детали и крупного плана, дальнего и общего планов. Правило справедливо для схожих объектов в кадре. Легко смотрится переход по крупности через план, от крупного ко второму среднему, от первого среднего к общему и обратно.