ІІ.Этапы научного исследования
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 4
2. Этапы научного исследования 10
2.1. Выбор темы исследования 10
2.2. Обоснование актуальности исследования 11
2.3. Изучение научной литературы 12
2.4. Определение цели и задач 16
2.5. Выбор или определение методов исследования 17
3. Проведение научного исследования 19
3.1. Основные части правильно офрмленной работы 19
3.2. Написание, оформление и представление научно-исследовательской работы 20
3.3. Защита результатов исследования 34
3.4. Правила оформления компьютерных презентаций 37
4. Заключение 46
5. Список литературы 47
І. Введение
Стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные недра бытия рождаются ещё на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки помочь претворять в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее раскрыть свои способности.
В современной педагогике методы, обеспечивающие процесс усвоения знаний, переориентируются на новые эффективные методы работы, обеспечивающие интеллектуальное развитие личности ребенка. Одним из таких методов является метод проектов или исследований.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Исследовательская работа направлена на развитие мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; умений пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой элементарной форме.
В результате исследовательской работы усиливается практическая направленность знаний, происходит интеллектуальное развитие учащихся и повышается качество знаний.
Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленной на получение новых объективных научных знаний.
Научно-исследовательская работа учащегося позволяет судить об уровне развития учащегося, к которым можно отнести определять проблемы и задачи, находить рациональный подход в выборе методик исследования, способность к анализу научной литературы и реферированию, умение планировать работу, анализировать ее результаты, подводить итоги, делать выводы, четко излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою позицию.
Для того, чтобы учащиеся захотели участвовать в научно-исследовательской работе, необходимо разбудить их желаниесформировать исследовательскую мотивацию. Учащиеся должны захотеть решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать, выступать с научными докладами, уметь слушать себя и других.
Заниматься исследовательской работой нелёгкий труд, который требует громадных творческий усилий и времени со стороны учителя и ученика. Нужен постоянный контроль за ходом исследования, результаты которого должны представлять интерес для общества и побуждать к дискуссиям.
Интерес для специалистов, оценивающих работу, будет представлять собой исследование, в котором указана актуальность решаемой проблемы (задачи), раскрыта новизна полученных результатов (например: новое решение известной научной задачи, использование новых методов решения и сравнение их с ранее использованными методами для решения данной проблемы и т. п.), содержатся предложения по практическому использованию результатов Вашей работы.
Итак, очевидно, что исследователь должен уметь:
² находить объект и предмет исследования;
² формулировать цели исследования и выдвигать гипотезу;
² планировать эксперимент;
² проводить эксперимент;
² осуществлять качественный и количественный анализ полученных данных;
² определять границы применения экспериментальных данных;
² анализировать полученные результаты.
Научно-исследовательская работа по физике, химии, биологии и экологии носит в основном экспериментальный характер и часто проводится на базе соответствующих специальных лабораторий. При выполнении исследований по экологии рекомендуется рассматривать проблемы окружающей среды своего населенного пункта, района, города.
По истории и краеведению чаще проводят исследования, связанные с изучением истории своего населенного пункта, предприятия, школы, семьи и т. д. Такие работы проводятся на базе библиотек и архивов.
По математике исследовательские работы делятся на две группы:
1. Изучение материала, не входящего в школьную программу, и решение на его основе ряда задач.
2. Практическое применение математических методов в других областях знаний (физике, технике, биологии, экологии и т.д.).
Исследовательские работы по информатике можно разделить на три группы:
1. Поиск необходимого материала и представление его в виде Web-сайта, который можно было бы разместить в Интернет.
2. Изучение и обзор новых программных средств.
3. Программирование сложных алгоритмов решения математических задач. Результатом является отлаженная программа.
Подготовка к проведению научного исследования традиционно предполагает наличие нескольких этапов.
Предлагаемые в наших методических рекомендациях этапы проведения исследования, включают в себя элементы признанные наукой, как необходимые составляющие исследовательской деятельности и предлагают их последовательность для практического применения.
Этапы работы
Этапы работы | Цели и задачи научно-исследовательской работы | Содержание занятий |
1. Предварительный | Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика | Письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями, способности и интересы участников НИР |
2.Выбор проблемы исследования | Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования | Обсуждение возможных тем исследования (темы предлагает учитель, учитывая и личные качества учеников, и тематику предстоящих конференций учащихся) |
3.Изучение научной литературы | Приобретение практических навыков работы со справочной и научной литературой | Составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ |
4. Формулирование объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, определение целей, задач, методов | Формирование исследовательских навыков (формулирование объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, постановка целей и задач исследования, определение методов исследования в зависимости от объекта). | Консультирование по вопросам формулирования объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования |
5. Сбор материала | Обучение по сбору материала или постановке эксперимента | Планирование и проведение эксперимента, сбор материала |
6.Обработка полученного материала | Обучение статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм и т.п. | Обработка полученного материала |
7.Формулирование выводов | Выработка умения формулировать выводы | Систематизация и обобщение результатов работы |
8. Создание текста НИР | Практическое овладение научным стилем | Написание текста исследовательской работы |
Обучение редактированию научного текста; навыкам «свертывания» и «развертывания» текста | Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана | |
9.Представление результатов работы | Овладение навыками устного публичного выступления | Представление работы на научно-практической конференции школьников. |
10. Оценка работы | Рефлексии на продукт и результат НИР | Анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов |
Переходя от этапа к этапу, школьник учится:
§ Видеть проблему;
§ Задавать вопросы;
§ Выдвигать гипотезы;
§ Планировать и реализовать проверку гипотезы;
§ Анализировать результаты исследования;
§ Давать определения понятиям;
§ Знать основные методы измерений и способы представления полученных результатов в виде таблиц, диаграмм и графиков;
§ Вести журнал лабораторных исследований, сопоставлять и описывать результаты экспериментов, выполненных в разных условиях;
§ Наблюдать явления и факты;
§ Разрабатывать и проводить эксперимент;
§ Делать выводы;
§ Структурировать материал;
§ Доказывать и защищать свои идеи;
§ Работать с первоисточниками и дополнительной литературой.
Таким образом, в результате исследовательской работы любого уровня формируются исследовательские умения и навыки.
ІІ.Этапы научного исследования