Уровни развития исследовательской деятельности в школе
Если рассматривать уровни развития исследовательской деятельности в школе, то можно определить, что большинство школ находится на втором уровне и стремимся к третьему, высшему.
Уровни развития исследовательской деятельности в школе:
1. Уровень отдельных педагогов – творческие и исследовательские задачи ставятся педагогами. Руководители таких задач не имеют научно-методического руководства, возможности получать консультации специалистов. Исследовательская деятельность понимается ими как форма учебной работы. Результаты работы, как правило, остаются в школе.
2. Исследовательская деятельность развивается рядом педагогов в различных областях наук и начинает осознаваться ими как подход к ведению образовательной деятельности. На уровне учреждения исследовательская деятельность складывается как система. На межучережденческом уровне в работе участвуют несколько образовательных учреждений, возможно возникновение структур типа юношеских научных обществ.
3. В высшем уровне к системе исследовательской деятельности подключаются научные учреждения, обеспечивая регулярное научно-методическое руководство на уровне юридических лиц. [6]
Оценка эффективности исследовательского подхода в обучении
Исследовательское обучение часто понимается узко: как создание исследовательской работы. В то же время применение этого метода на уроках и во внеурочной деятельности позволяет развивать практическое и творческое мышление, формировать умения работы с научной, научно-популярной литературой (таблица 5). [5]
Таблица 5
Исследовательские умения, приобретаемые
Обучающимися в ходе исследовательской работы
Виды деятельности | Примерный перечень исследовательских умений и навыков |
Изучение литературы по теме исследования; анализ научной информации. | Библиографирование литературы по теме исследования. Реферирование литературы по изучаемому вопросу. Умение цитировать. Ссылаться на авторов изученных литературных источников. Использование технических средств для переработки информации. |
Планирование исследования | Постановка цели и задач исследования, разработка критериев их достижения. Разработка и формулирование гипотезы исследования. Разработка и выбор конкретных методов и средств исследования. Прогнозирование положительных и возможных отрицательных результатов. Планирование хода исследования (сроков, этапов, содержания). Выбор оптимального варианта структуры исследования. |
Проведение исследования | Подготовка материального оснащения эксперимента (приборов, инструментов). Проведение эксперимента Фиксация промежуточных и конечных результатов. Сравнение полученных результатов с запланированными. Сравнение результатов с результатами подобных исследований. Проверка результатов, исправление ошибок. Оценка практической эффективности исследования |
Оформление и защита результатов исследования | Обоснование выводов Составление отчета о проделанной работе. Использование графических, наглядных средств при оформлении отчета. Подготовка доклада, реферата, написание статьи, тезисов. Защита перед аудиторией своих выводов (терпеливое выслушивание возражений, аргументированное их опровержение. Убедительное отстаивание своих идей). Анализ выполненной работы. |
Организация процесса обучения на основе исследовательской деятельности обучающихся способствует повышению уровня знаний, умений, независимо от их индивидуальных способностей. Положительными результатами внедрения исследовательской деятельности в учебный процесс и внеурочную деятельность являются:
1. Повышение качества обучения:
· переход к обучению не столько фактам, сколько идеям, способам и методам и самостоятельной работе, ориентирующим на самосовершенствование и самообразование;
· формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений;
· увеличение количества обучающихся на «4» и «5».
2. Повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся:
· рост количественных показателей успешности обучающихся (конкурсные мероприятия различного уровня);
· рост качественных показателей успешности обучающихся (стабильные результаты обучающихся на предметных олимпиадах, конференциях и других конкурсных мероприятиях, увеличение количества поступающих в ВУЗы).
3. Развитие положительной мотивации школьников к обучению.
4. Удовлетворенность обучающихся своей деятельностью.
5. Рост уровня социальной успешности обучающихся.
Заключение
Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Обучение должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетентностей:
· готовность к разрешению проблем;
· технологическая компетентность;
· готовность к самообразованию;
· готовность к использованию информационных ресурсов;
· готовность к социальному взаимодействию;
· коммуникативная компетентность.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что одной из основных технологий формирования ключевых компетентностей является исследовательский подход в обучении.
«Главная специфика исследовательской деятельности … в том, что при ее реализации происходит как отработка эффективных мыслительных операций, навыков целеполагания, планирования, рефлексии, так и обретение учащимися норм, ценностей и традиций исследовательской деятельности как части культуры современной цивилизации». [4]
Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность является уникальным инструментом развития личности обучающихся, действенным фактором воспитательно-образовательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования. В рамках учебно-исследовательской деятельности развиваются способности учащихся к самоанализу и самопознанию, формируются коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи, которые способствуют его успешной адаптации в социуме.
Литература
1. Борздун, В.Н., Овчинникова, Е.Г.Исследовательская деятельность школьников как объект целенаправленного педагогического руководства [Текст] / В.Н. Борздун, Е.Г. Овчинникова // Учитель Кузбасса.- 2006- №1- С.81-90
2. Кларин, М.В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решения проблем [Текст] / М.В. Кларин // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С.22-23.
3. Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии [Текст] / А.В. Леонтович // Народное образование. – 1999. - № 10. – С. 152-158.
4. Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]: сборник статей/ Под ред. А.С. Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. – 114с.
5. Организация исследовательской деятельности школьников в условиях перехода к профильному обучению [Текст]: учебно-методическое пособие/ В.Н. Борздун, Н.А. Заруба, Е.Г. Овчинникова и др.; науч. ред. Е.Г. Овчинникова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. – С. 20-26.
6. Рождественская, И.В. Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся [Текст] /И.В. Рождественская //Исследовательская работа школьников.-2006.- №1.- С.165-174.
7. Савенков, А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников [Текст]: методическое пособие для школьных психологов/ А.И. Савенков.- М., Генезис, 2005.- 203с.
8. Синенко, В.Я. Дидактические основы построения системы школьного физического эксперимента [Текст] / В.Я.Синенко. – Челябинск, 1995. – 389с.