Композиция публичного выступления – не застывшая форма, она подчинена законам человеческой жизни и может быть свободной
Когда текст выступления подготовлен, необходимо прочитать речь вслух, обращая внимание на дикцию, произношение темп речи, громкость голоса. При чтении вслух выявляются ранее не замеченные недочеты выступления и выступающего.
Любая речь должна быть произнесена. Перед оратором всегда стоит вопрос: читать лекцию или заучивать наизусть? Есть три способа выступления:
чтение текста,
воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов,
импровизация.
Традиционно читают речи дипломатические, юбилейные, официальные, доклады политического или экономического содержания. Другие виды речей произносят. Импровизация хороша там, где требуется немедленный отклик, живая реакция слушателей на слово оратора. Иногда оратор заучивает текст речи наизусть. Но при волнении, какой-либо неожиданности оратор может забыть текст. Предпочтительней ситуация, когда оратор произносит текст на память, иногда заглядывая в него, чтобы не отойти от темы или чтобы зачитать цитату, важную формулировку, статистику, цифровые данные.
Чтобы лучше запомнить текст выступления, необходимо помнить о некоторых правилах и техниках заучивания.
К числу приемов относятся прием зрительного запоминания, когда рисуются схемы, картинки, графики, слухового – когда текст многократно произносится вслух, моторного – разработка жестов для всех частей речи. Кроме того, существуют следующие приемы: ритмизация – информация подается в виде стихов или песни; создание ярких картинок; метод Цицерона, заключающийся в том, что информация расставляется по ходу прогулки по комнате, создание ассоциаций.
Итак, чтобы речь прозвучала, имела успех, достигла нужного результата, оратор должен серьезно готовиться к выступлению. Только тогда возможен контакт со слушателями. О том, есть ли контакт, можно судить по задаваемым вопросам, оратор и слушатели обсуждают одни и те же проблемы, испытывают сходные чувства. Убежденность оратора, его взволнованность, заинтересованность передаются и слушателям. Даже несведущий человек, заглянув в зал, поймет интересно ли слушателям, состоялось ли общение, наблюдается ли ответная реакция.
Кто-то помидор со смаком солит,
Кто-то карты сальные мусолит,
Кто-то сапогами пол мозолит,
Кто-то у гармошки рвет меха.
Но ведь сколько раз в любом кричало
И шептало это же начало:
«Граждане, послушайте меня...»
Страшно, если слушать не желают,
Страшно, если слушать начинают.
Вдруг вся песня, в целом-то, мелка...
Е. Евтушенко
Человек, стоящий перед залом, должен выглядеть безукоризненно. Поэтому рекомендуется одежда, подходящая к виду речи. Это, как правило, деловой костюм традиционного покроя, влияющий положительно на аудиторию. То же относится к прическе, украшениям, макияжу у женщин. Внешний вид оратора призван подчеркивать его профессионализм, деловые качества.
В момент выступления оратору необходимо следить за мимикой и жестами. Его лицо должно быть серьезным, приветливым, дружелюбным.
Жесты подчеркивают речь, оживляют ее, уточняют и расшифровывают. Есть жесты нужные, а есть жесты вредные, отвлекающие. Раздражают суетливые, повторяющиеся жесты. Нельзя крутить пуговицу, украшение, дергать себя за нос или волосы, перебирать бумаги на столе и др.
Идеальная речь складывается из умения точно, четко и логично сформулировать свою мысль, представления о том, кому она предназначена, какова цель выступления, знания языка, его норм и правил, умения безошибочно выбрать стиль и языковые средства в соответствии с целью, умения преодолеть барьеры, встающие на пути оратора, виртуозного владения речевым аппаратом. Вот несколько советов:
§ Итак, выступайте только тогда, когда есть что сказать.
§ Не начинайте речь сразу, спустя 15—20 секунд посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и скажите: «Здравствуйте».
§ Читая речь по бумажке, читайте так, будто говорите с собеседником.
§ Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Долгий пристальный взгляд вызывает неприятное чувство.
§ Говорите выразительно.
§ Используйте весь словарный состав, исключив канцеляризмы, вульгаризмы.
§ Возбуждайте внимание слушателей.
§ Держите паузу.
§ Соединяйте слово с жестом. Жесты должны быть строго дозированы, точны, мимика доброжелательна.
§ Меняйте темп речи и тон голоса. Это выделяет отдельные слова, повышает уровень восприимчивости.
§ Избегайте менторского тона.
§ Имейте в запасе шутки, анекдоты.
§ Старайтесь, чтобы начало выступления было необычным, а ее конец — запоминающимся. При необходимости резюмируйте.
§ Создавайте индивидуальный стиль. Делайте свою речь непохожей на другие выступления.
Публичная речь в различных ситуациях общения преследует разные цели, но, как правило, она прагматична, поэтому должна быть продуманной, логически выстроенной. В деловом общении, профессиональной сфере традиционно используются определенные виды речей.
1. Информационная речь. Ее цель обогатить слушателей новыми знаниями, пробудить любопытство. Способами создания информационной речи являются описание, повествование, рассуждение. Информационная речь должна пробуждать внимание к затронутой проблеме, в ней не должно быть спорных моментов, должен быть подобран современный материал с примерами и иллюстрациями. В практике вуза часто используются информационные речи студентов на семинаре, при защите реферата, курсовой и дипломной работ. Они обычно включают: определение темы, предмета исследований, методику работы, обзор имеющейся литературы по этой теме, новизну и практическое применение.
Один из распространенных видов публичных выступлений в вузе – научный доклад – сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Он содержит новые сведения, во многом определяется наличием авторской точки зрения. С ним студент выступает на семинаре или, например, на научной конференции. Он готовится так же, как и другие устные выступления, так же обязательно нужно прочитать текст вслух перед выступлением, составить план.
Таким же образом готовится зашита реферата. Выступление включает:
ª объявление темы и цели работы,
ª указание на источники,
ª содержание работы, включающее цитаты, факты,
ª значимость,
ª имеющиеся точки зрения.
2. Речи, обращенные к чувствам (речи по специальному поводу) делятся, как правило, на протокольную речь (рамочную), траурную речь, торжественную речь, речь в дружеском кругу. Произнесение такого рода речей обычно вызывает трудности из-за того, что необходимо правильно выбрать момент, уметь уловить настроение слушателей именно в этот момент, уметь выразить чувства и ожидания слушающих. Необходимо говорить коротко и понятно, но при этом выразительно. Речь должна быть оригинальной и запоминающейся.
3. Во всех областях деятельности распространена протокольная (рамочная) речь, она не является центром мероприятия, но как бы обрамляет событие. К протокольным речам относятся презентации, приветственные и благодарственные речи, всевозможные открытия (выставок, зданий, мемориалов и др.).
В начале приветственной речи необходимо открыть мероприятие, по поводу которого собрались зрители и слушатели, приветствовать всех собравшихся, приветствовать докладчика и представить его слушателям.
В конце приветственной речи благодарят докладчика и выступающих, обосновывают благодарность и прощаются с аудиторией.
Цель торжественной речи – создать праздничное настроение. Как правило, она создается заранее и должна быть короткой, оригинальной, запоминающейся. Речь по поводу юбилея или дня рождения может содержать приветствие, повод, перечисление ответственных моментов, краткую характеристику деятельности, в ней могут приводиться примеры из жизни, выражаться благодарность и пожелания на будущее.
Речь в дружеском кругу, при деловом общении и личном общении имеет разные формы. Например, готовясь к выступлению перед коллегами, нужно предусмотреть следующие моменты:
| приветствие и указание на смысл мероприятия,
| обзор работы, проделанной коллегами, лучше с каким-либо рассказом или шутливым комментарием,
| выражение надежды на дальнейшее сотрудничество,
| пожелания.
Для подобных выступлений существуют следующие рекомендации:
{ говорите с волнением в голосе, при этом выступление более сочувственно воспринимается аудиторией;
{ помните, что для слушателей важнее их цели, а не цели оратора;
{ не начинайте выступление со смешной истории, если она не несет никакой информации;
{ не следует говорить чересчур медленно;
{ в речи должны быть неожиданные переходы;
{ подводите итоги не только в конце, но и в продолжение речи;
{ разрешайте аудитории спорить с вами;
{ не забывайте о юморе.
Ораторская речь представляет собой монологический тип речи и имеет функционально-смысловые разновидности:
§ монологическое повествование,
§ монологическое описание,
§ монологическое рассуждение.
Применение отдельного типа речи связано с желанием оратора яснее и глубже выразить свою мысль, доказать свою точку зрения.
Повествование – это динамический тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях, имеющий специфические языковые средства.
Выделяют развернутое и неразвернутое повествование.
ª Развернутое повествование показывает последовательность действий или состояний.
ª Неразвернутое выражается репликой или является введением к другим типам речи.
«Мы знаем о покойной, что это была миловидная мещаночка, жившая своей тихой жизнью. Была она горничной, попала в любовницы к женатому буфетчику, родила ребенка, свезла его в воспитательный дом... Отлежала в больнице, жила на Пороховых заводах весьма бедно, вместе со своим маленьким братом, любила свою мать...» (Из выступления адвоката С.А. Андреевского. «Дело Иванова»).
Описание – это констатирующая речь, которая дает представление о свойствах, характерных чертах, качествах объекта изучения путем перечисления его признаков в данный момент.
Описание, как правило, бывает статическое. Динамическое применяется чаше всего в научной речи, в рассказе об опытах.
«Вы видите его наружность. Хотя ему уже 27 лет, но он чрезвычайно моложав и миниатюрен. Он смотрится красивым мальчиком. Черты лица у него тонкие и правильные, но в его круглых глазах, большей частью серьезных, мелькает беспокойный огонек блуждающей мысли» (Из выступления С.А. Андреевского. «Дело Иванова»).
Рассуждение – тип речи, в котором исследуются предметы или явления, доказываются определенные положения. Рассуждение образует цепь умозаключений на какую-либо тему, логически связанных между собой, и характеризуется причинно-следственными отношениями.
Существуют собственно рассуждение, доказательство, объяснение. Цель собственно рассуждения – выведение нового знания.
Цель доказательства – обоснование ложности или истинности положений.
Цель объяснения – конкретизация положений, установление их достоверности.
Одна из форм рассуждения - общие места, т.е. отвлеченные рассуждения, усиливающие аргументацию.
Не следует забывать о применении речевых клише, принятых в ораторской практике и необходимых для установления контакта со слушателями. Оратор должен обязательно представиться, поблагодарить за внимание. В начале и в конце выступления следуют речевые формулы приветствия и прощания: «Граждане, господа, коллеги», «Позвольте начать выступление», «Закончить выступление», «Обратить ваше внимание».
Таким образом, каждое выступление, даже самое малое, рассчитанное на небольшую аудиторию, должно быть тщательно подготовлено, ведь как сказал великий поэт, ученый, оратор М.В. Ломоносов: «Блаженство рода человеческого, коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может».
Использованная литература
Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 127– 159).
ВОПРОСЫ для самопроверки.
? Какие качества необходимы человеку, собирающемуся стать человеком публичным?
? Какие качества речи , по вашему мнению, недостает вам?
? Каковы пути повышения качества речи?