Если известен автор фразеологического оборота, то последний называется крылатым словом
При употреблении фразеологических оборотов возможны следующие ошибки:
§ Использование фразеологического оборота без учета их семантики.
§ Искажение грамматической формы компонента фразеологического оборота.
§ Замена компонента фразеологического оборота или его пропуск.
§ Контаминация фразеологического оборота.
Например, во фразе Врет без зазрения совести – хоть глаз выколи употреблены две устойчивые единицы. И если первая идиома употреблена верна, то употребление второй – ошибочно. Ошибка произошла из-за незнания значения фразеологизма (он означает «темно, ничего не видно»). А вот во фразе: Вопрос о дисциплине пора ставить на ребро - искажена грамматическая форма фразеологической единицы поставить вопрос ребром. Во фразеологизм нельзя, как правило, вставить новое слово или выбрасывать какой-либо компонент, нельзя подменять слово даже близкими по значению и структуре. Поэтому ошибочно такое выражение, как взяться за свой ум (надо: взяться за ум). Контаминацию фразеологических оборотов мы наблюдаем, например, во фразе: Раздавая почести, председатель начал мерить всех под одну гребенку (надо: или стричь под одну гребенку, или мерить на один аршин).
Использованная литература
1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 47 – 48)
2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 62 – 64)
ВОПРОСЫ для самопроверки.
? Что понимается под лексическими нормами?
? В каких случаях можно говорить о нарушении лексической сочетаемости?
? Почему слова надо употреблять в точном соответствии с их значением?
? Что такое паронимы? В чем их отличие от парономазов?
? Что такое плеоназм и каковы причины смысловой избыточности?
? Что такое речевая избыточность?
? Нарушение каких лексических норм может стать причиной двусмысленности фразы?
? Что такое фразеологизм?
? В каких случаях мы используем термин « крылатые слова и выражения»?
? Каковы основные ошибки, допускаемые при употреблении фразеологических оборотов?
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Запишите 10 наиболее употребительных, с вашей точки зрения, устойчивых глагольно-именных сочетаний.
Задание 2. Употребите эти сочетания в небольшом рассказе на тему: « Случай из моей жизни».
Задание 3. Приведите примеры, в которых наблюдается смысловая избыточность.
ТЕСТЫ
Тест 1. Отметьте ошибочное утверждение. Лексические нормы – это…
a) употребление слова в точном соответствии с тем значением, которые зафиксировано в словарях;
b) правила употребления терминов и иноязычных слов;
c) правила произношения сочетаний согласных в разных словах;
d) правила употребления синонимичных слов с учетом различных оттенков значения.
Тест 2. Укажите правильное определение. Паронимы – это…
a) слова, противоположные по значению;
b) слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию;
c) слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению;
d) слова однокоренные, имеющие разное значение и разную лексическую сочетаемость.
Тест 3. Определите, какое языковое явление делает данное предложение двусмысленным: Мы прослушали нужное объявление.
a) Омонимия;
b) полисемия;
c) плеоназм;
d) синонимия.
Тест 4. Укажите причину возникновения речевой ошибки в предложении: Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию.
a) Нарушение лексической сочетаемости слов;
b) употребление слова в несвойственном ему значении;
c) неразграничение паронимов;
d) неправильный выбор синонимичного слова.
Тест 5. Назовите причину речевой ошибки в предложении: Внутренний интерьер замка поразил туристов роскошью.
a) Неразграничение паронимов;
b) употребление слова без учета семантики;
c) плеоназм;
d) полисемия.