Правовое регулирование конкурентной разведки
При осуществлении конкурентной разведки может быть использован довольно широкий арсенал средств и методов (за исключением запрещенных законом). Основным ограничителем здесь выступают нормы права. Конкурентная разведка в своей деятельности, исходя из общедозволительного профиля правового регулирования предпринимательских правоотношений, руководствуется правилом: разрешено все, что не запрещено. Основную информацию ее сотрудники черпают из открытых источников. При этом следует заметить, что даже специально создаваемые государством разведывательные органы и подразделения широко используют открытые, доступные неопределенному кругу лиц источники информации, из которых получают основной объем необходимых им сведений. То, что для обывателя является простой суммой источников информации, для сведущего лица становится определенной ее совокупностью, позволяющей делать важные выводы. Лишь незначительную, наиболее ценную часть информации они получают путем использования особых методов и средств (через секретных агентов, специальные технические средства негласного получения информации и др.).
С учетом изложенного под конкурентной разведкой можно понимать комплекс мероприятий, осуществляемых в интересах хозяйствующего субъекта и направленных на сбор, обработку и доведение до лиц, принимающих управленческие решения, информации о планах, намерениях, возможностях, действиях участников рынка и иных субъектов, способных причинить вред деятельности хозяйствующего субъекта.
Специальных правовых норм, регулирующих деятельность, именуемую в литературе конкурентной или бизнес разведкой, в отечественном законодательстве нет. Правовую основу этого направления деятельности хозяйствующих субъектов в настоящее время составляют следующие основные акты общедозволительного и разрешительного профиля (режима правового регулирования). [3]
Конституция РФ закрепляет ряд правовых гарантий, дозволений, а также ограничений и запретов, которые необходимо учитывать в конкурентной разведке.
Так, согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В силу ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
В силу ч. 1 ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, содержит запреты: на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением; на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов; на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию; на недобросовестную конкуренцию.
Большинство из правонарушений в антимонопольной сфере являются латентными, а их составы - сложно доказуемыми в суде. Пресечение правонарушений в рассматриваемой сфере и привлечение к ответственности правонарушителей возможно только при эффективной работе конкурентной разведки хозяйствующего субъекта.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. При этом законодатель различает виды информации по различным основаниям, в том числе в зависимости от категории доступа к ней (общедоступную и с ограниченным доступом)
Поэтому при конкурентной разведке должны соблюдаться требования законодательства о различных видах тайны (государственной, служебной и др.).
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории РФ, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В ст. 1 Закона дается понятие оперативно-розыскной деятельности, под которой понимают вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Крайне важным в данном определении является указание на специальные органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности настоящим Законом. Исчерпывающий перечень таких органов закреплен ст. 13 Закона.
В силу изложенного при конкурентной разведке, проводимой с соблюдением требований действующего законодательства, не должны осуществляться какие-либо оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные законом к компетенции органов, которым это право предоставлено Федеральным законом.
Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" содержит понятие частного детектива и определяет требования, которым он должен соответствовать, закрепляет исчерпывающий перечень сыскных услуг.
Оказание частных детективных услуг лицом, не имеющим статуса частного детектива, либо частным детективом, но с нарушением установленных законом требований (за пределами исчерпывающего перечня детективных услуг, с использованием запрещенных средств (в т.ч. технических) и приемов и т.п.) может повлечь за собой юридическую ответственность.
Данные требования следует учитывать при наличии потребности хозяйствующего субъекта в получении информации, которая легально может быть получена лишь в результате оказания услуг, отнесенных законодателем к сыскным.[4]
Список литературы
1. Денисов Р.В. Деловая разведка как фактор повышения конкурентоспособности предприятия: Автореф. дис. ... канд. Эк-их наук. М., 2012. С. 8 - 9.
2. Кравцов А.А., Желнов И.И. Информационная безопасность и конкурентная разведка: состояние и перспективы подготовки квалифицированных кадров // Мир науки: научный интернет-журнал. 2014. N 1.
3. Лукаш Ю.А. Бизнес-разведка как составляющая обеспечения безопасности и развития бизнеса: Учебное пособие. М., 2012. С. 3 - 5.
4. Масленников О.В. Стратегия и механизмы управления развитием предприятий с использованием эффективной бизнес-разведки: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Орел, 2001. С. 6 – 8
5. Палларис К. Новые технологии в разведке // Индекс безопасности. N 1. Т. 19. С. 24 - 26.
6. Предпринимательское право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М., 2014. С. 252 - 252.
7. Шарай П.П. Бизнес-разведка как фактор конкурентной борьбы на мировых рынках высокотехнологичной продукции // Инновации. 2007. N 4. С. 35 - 36.
[1] Кравцов А.А., Желнов И.И. Информационная безопасность и конкурентная разведка: состояние и перспективы подготовки квалифицированных кадров // Мир науки: научный интернет-журнал. 2014.
[2] Масленников О.В. Стратегия и механизмы управления развитием предприятий с использованием эффективной бизнес-разведки: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Орел, 2001. С. 6 – 8
[3] Денисов Р.В. Деловая разведка как фактор повышения конкурентоспособности предприятия: Автореф. дис. ... канд. Эк-их наук. М., 2012. С. 8 - 9
[4] Предпринимательское право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М., 2014. С. 252 - 252.