Законы общения (а.а. ухтомский)

1. Закон Двойника – при общении мы навязываем другому свою точку зрения, независимо от доминанты другого человека. Эффект эгоиста – мне наплевать, что говорит другой. Тот, кто живет по законам двойника, не интересуется другим, как личностью. Родители используют принцип при воспитании ребенка. С.Лем “Рассказы о пилоте Пирксе”

2. Закон Заслуженного Собеседника – собеседника надо заслужить. У вас есть своя доминанта, но вы выслушиваете и пытаетесь понять доминанту другого. “Надо дать человеку право быть другим” (А.А. Ухтомский) Берт Хелингер – Обмен любовью. Жена что-то делает для мужа, он ей отдает еще больше.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АССИМЕТРИЯ (учебник Брагина-Доброходова “Функциональная ассиметрия мозга человека”)

Человек – билатерально-симметричное животное (одной осью можно поделить на две равные половины). Однако есть

Моторная

Сенсорная

Психическая ассиметрия

Тест на ассиметрию:

Поза Наполеона

Замок руками

Нарисовать круг

Обернуться вокруг себя

Амбидекстр – это про рукость. Ноги и руки не связаны.

Моторная ассиметрия – совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища, лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности.

Среди женщин больше правшей, а мужчин – левшей. Доминантная рука отличается внешне – виднее вены, мышечная масса на 6% больше, сила больше, точность движений лучше) Хорошо, когда медики и психологи амбидекстры.

В случае стресса у нас усиливается работа правой руки. Положительные эмоции формируются в левом полушарии. Поэтому, чтобы выйти из состояния стресса активизируется правая рука.

Неведущая рука чаще служит опорной, чаще ею держимся, держим сумку и размахиваем активнее

У 60% людей левая нога крупнее правой

Ведущая нога – она же опорная.

Лицо – дети симметричны до 5 лет. Обычно у правшей кончик носа немного вправо. У правшей правая половина лица более широкая, левая – более узкая, но более длинная. На доминантной половине улыбка более широкая. На доминантной половине легче поднимать бровь. Чаще перемалывают пищу на доминантной части лица. Правая половина больше контролируется сознанием. Левая – по-настоящему эмоциональная. Фото в фас считается агрессивным

Сенсорная ассиметрия

Глаза –Движение глаз: наверх – пытаемся угадать, влево и вниз, возможно, придумывает или решает зрительно-пространственные задачи, вправо и вниз – вспоминает правду

Ведущий глаз у меня левый – опыт с ручкой (ручка не отклоняется). У глаз отличается острота зрения и прицельная способность.

Слух – в среднем у амбидекстров более менее одинаковый. Лучше обычно чувствительность левого уха. Правое ухо лучше прислушивается, локализует, различает. .левое лучше воспринимает музыкальный ритм, эмоциональные особенности

Осязание – из мешка с помощью двух рук вытащить предмет. Вытащит предмет доминантная рука.

Обоняние – Астматики – не могут отличить запах, микросматик, макросматик. В 70% левая половина нома более чувствительна.

Вкус- у мужчин вкусовые пороги обычно выше. Им нужно больше концентрации вкуса. Левая половина языка более чувствительная

Психическая ассиметрия –неравенство функций полушарий мозга в формировании целостно нервно-психической деятельности.

Левое полушарие –полушарие формально-логического мышления, обрабатывает информацию последовательно, например, речь. При решении задач используется анализ и принцип индукции (от частного к общему)

Правое полушарие – (художественное восприятие) – полушарие с ассоциативно-эмпирическим мышлением, обрабатывает сигналы одновременно и целостно. При решении задачи подход – синтез и дедукция (от общего к частному)

Уже у 8-месячного ребенка можно определить склонность. У животных чем больше ассиметрия, тем лучше память. У людей с большей ассиметрией, память хуже (левши хуже всего обучаются в нашей системе).

Что происходит при нарушениях полушарий? (исследования на больных после инсульта)

Нарушение левого полушария приводит к нарушению произвольной памяти (то, что очень хочется запомнить)

Нарушение правого полушариянарушается непроизвольная память (вспомнить цвет глаз соседа), сложнее узнавать лица знакомых, сложнее ориентироваться в пространстве, музыканты теряют музыкальные способности

ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ

  1. Отличается вес мозга
  2. Девочки лучше:
    1. Выполняют тесты на восприятие
    2. Помнят изменение мест расположение предметов
    3. Быстрее перечисляют предметы одного цвета, т.е. дают ответ на вопрос: что общего
    4. Лучше обучаются заданиям с точным движением руки
    5. Лучше арифметический счет
  3. Мальчики лучше:
    1. Решают задачи на пространственные тесты
    2. Пространственно вращают предметы
    3. Навыки прицеливания
    4. Успешнее могут вычислить простую фигуру из сложной
    5. Лучше выполняют сложные мат.расчеты

ЧИТАТЬ Ильин“Мужской и женский мозг”

ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

Ощущения – элементарная форма психического отражения, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы и последующего возбуждения нервных центров

Свойства ощущения:

1)Интенсивность – зависит от силы действующего раздражителя (тихо - громко) и функционального состояния рецептора (если вы хотите спать, то вы все равно заснете)

Рецепторы обладают свойством привыкания (если долго бить по руке, то рука привыкнет к ударам)

2)Осознанность – чаще всего осознаны, но бывают и неосознанны, чаще обонятельные

Ощущение – превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания

Ощущения – субъективный образ объективного мира

Восприятие– форма целостного психического отражения предметов или явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств, результатом которого является создание субъективных психических образов

Ощущения (Воздействие на рецепторы) лежат в основе восприятия (обработка в мозгу)

Объект (муха) – Фоторецепторы сетчатки – информация проходит через нейроны – жаба высовывает язык

МЫ ВИДИМ, СЛЫШИМ, ОБОНЯЕМ, ОСЯЗАЕМ МОЗГОМ Батуев А.А.

Наши глаза не видят, люди воспитанные в темных помещениях не видят цветных снов. Если человек не видит, то больше нейронов занимаются обработкой слуховой информации.

Элемент восприятия = ощущение (обнаружение предмета)

\

Кодирование информации (двоичная система 0\1)

\

Декодирование (в разных структурах мозга)

\

Формирование первичного образа (подсознательный)

\

Сравнение образа (с образом из долговременной памяти)

\

Опознание

Т.о. восприятие – процесс обработки информации от органов чувств до коры больших полушарий

Пороги восприятие зависят от интенсивности стимула

- Физиологический порог восприятия

- Подсознательное восприятие (по запаху вспомнить детство)

- Сознательное опознание (если понимаете, почему вспомнили, то это сознательное)

Наши рекомендации