Типология несуществующих животных
НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ
Источник: Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство.
М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 160 с
Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти - шести лет).
Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было, и которого до вас никто не придумал - ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».
Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.
Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.
Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.
Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого человека можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно.
Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:
v Чем оно питается?
v Где живет?
v Чем обычно занимается?
v Что любит делать больше всего?
v А чего больше всего не любит?
v Оно живет одно или с кем-нибудь?
v Есть у него друзья? Кто они?
v А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?
v Чего оно боится, или оно ничего не боится?
v Какого оно размера?
Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе. Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов - не обязательный, а ориентировочный.
Интерпретация.
Типология несуществующих животных
Наиболее примитивный вариант – изображение реально существующего животного, сопровождаемое описанием естественного для него образа жизни. Такое изображение нормально для дошкольного возраста. В более старшем возрасте это свидетельство особо низкого уровня развития воображения, умственной отсталости или при нарушениях обучаемости (задержке психического развития). В отдельных случаях причина отхода от инструкции – очень высокая тревожность.
Несколько более высокий уровень выполнения задания с нарушением инструкции – изображение вымершего животного(динозавра) или животного, существующего не в природе, но в культуре (Пегас, дракон, русалка). Такое выполнение рисунка нормально для детей до 8-9 лет. Позднее оно свидетельствует о бедном воображении и низком общекультурном уровне или о нарушении обучаемости.
Наиболее распространенный способ выполнения задания – изображение животного, не совпадающего ни с одним из реально существующих, но построенного по стандартной модели:горизонтально расположенное тело, голова с глазами и ртом, конечности (ноги, щупальца, руки, крылья). Возможны дополнительные детали – уши, нос, шея, плавники, хобот и прочие части тела обычных животных. Среди подобных животных выделяются два типа: составной и целостный.
Составноеживотное строится из частей разных реальных животных (крылатая рыба), названия таких животных более или менее полно отражают их строение. Придумывание и изображение составных животных характерны для людей с рационалистическим подходом к задаче, с низкой творческой направленностью, исполнительской установкой. Такая установка типична в начале младшего школьного возраста (≈ до 8 лет), однако она не представляет отклонения от нормы и у взрослых. Оценка уровня воображения определяется количеством прототипов и степенью их разнородности.
Целостноенесуществующее животное строится в соответствии с общей схемой животного, но без привлечения частей тела конкретных животных, хотя результат может напоминать дракона, слонопотама, собаку и т.п. Названия не включают указаний на прототипы. Этот тип образа характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче. Чем меньше животное похоже на что-то реальное, тем выше оценивается уровень воображения.
Особая группа – человекообразные животные(туловище вертикально, ноги – снизу, сверху голова, с боков руки). Они могут быть названы роботом или киборгом, инопланетянином, могут напоминать черта. Такое изображение свидетельствует о высокой потребности в общении. Оно типично для подросткового возраста.
Значительно реже встречаются изображения в виде механических конструкцийили включающие в свой состав отдельные механические части. Подобные изображения характерны для неконформных людей со своеобразным мышлением и нестандартным подходом к миру и к жизни, с низким уровнем социализированности. Часто это люди с шизоидной акцентуацией, с трудностями в сфере общения.
Встречаются животные, построенные по оригинальной модели, не соответствующей ни животному, ни человеку, ни техническим конструкциям. Это говорит о творческом складе личности. Он возможен как при преимущественно рационалистическом, так и преимущественно художественном подходе к действительности, если только у человека есть реальные творческие возможности. У детей младше 9-10 лет такой способ построения образа встречается редко. При творческом подходе к задаче уровень воображения оценивается по степени естественности получившегося существа (по степени соответствия между внешним видом и образом жизни существа).
Наиболее нестандартныеживотные, снабженные необычными органамиили же вообще лишенные органов, часто встречаются у людей с шизоидной акцентуацией.
Слишком вычурное изображение свидетельствует о стремлении продемонстрировать окружающим свою непохожесть на других, т.е. оригинальничание.
Диагностируемые психологические особенности | Критерии оценки |
Депрессия, снижение настроения | Уменьшение размеров изображения; иногда его размещение в углу листа, тема смерти. |
Тревога, эмоциональная напряженность | Множественные линии, стирание и исправление линий, специфическая штриховая линия, штриховка рисунка, увеличение его размера (рисунок занимает весь лист), сильный нажим. Неоформленные объекты (дым, лужи, облака). Защитные приспособления; темы неуязвимости и направленной на животного агрессии. |
Нарушения общения. | Пустые глаза (без радужки и зрачков), резко уменьшенные кисти рук, нет рта. В рассказе об образе жизни – удаленное и безлюдное место жизни, отсутствие друзей, окружающие боятся этого животного; подчеркивание необычности животного; желание стать обычным; использование в пищу заведомо несъедобных вещей; избыточное количество органов чувств. |
Острый внутренний конфликт (стремление к общению и боязнь общения) | Животное с несколькими головами, которые ссорятся между собой. |
Эмоциональная лабильность | Значительные колебания силы нажима на карандаш, степени детализированности и аккуратности изображения. |
Астенизация | Линии, не доведенные до конца, незавершенность начатой работы, ослабленный нажим на карандаш, крайне низкая детализация рисунка; пассивность, любимое занятие животного где-нибудь лежать, много спать, лаконичность рассказа. |
Эмоциональная ригидность | Избыточное количество деталей, повышенная аккуратность и тщательность рисунка, сильный равномерный нажим на карандаш; чрезмерная детализация и однообразные перечисления в рассказе о животном. |
Иппохондричность | Изображение внутренних органов. |
Экстравертность | Наличие разнообразных и весьма многочисленных органов, обращенных в разные стороны (ноги, руки, щупальца, хвосты); широко расставленные в стороны руки. |
Демонстративность | Тема особой красоты животного (или его каких либо исключительных достоинств), стремление украсить животное; большое количество разнообразных деталей. |
Эмоциональная нагрузка | Кисти рук очень велики и зачернены. |
Интровертность | Вообще нет конечностей, либо они повернуты в сторону тела, руки плотно прижаты к телу, размер кистей резко уменьшен, ноги плотно сдвинуты вместе; животное как бы «замкнуто в себе», отъединено от окружающего пространства. |
Потребность в защите | Животные типа черепахи, имеющие панцирь, защитные пластины, чешую, броню; клетка. |
Нервная анорексия | Навязчиво повторяемые описания еды. |
Отсутствие эмоциональных контактов | Невидимость животного. |
Проблемы социализации | Отклонение от общепринятого способа изображения в рисунках; угловатость и прямоугольность форм; темы вражды с людьми и поедания людей, темы полиции, преступников, негативные оценки, даваемые людям; механические конструкции. |
Импульсивность | Большой размер рисунка. |
Установка на широкое формализованное общение | Полная отграниченность тела и головы животного от окружающего пространства (преобладание сбора информации над непосредственными контактами). |
Высокий самоконтроль | Строгая симметрия рисунка и подчеркнутый особо четкий контур, изображение длинной шеи. |
Повышенная агрессивность | Наличие острых выступов и выростов, независимо от того, что они изображают (рога, уши, щупальца, клешни), изображенные с сильным нажимом. |
Склонность к вербальной агрессии | Большой рот с подчеркнутыми (заштрихованными) зубами. |
Страхи | Большие зачерненные глаза. |
Боязнь агрессии | Стремление защитить придуманное животное (панцирь, чешуя, броня, особо толстая кожа); гигантские размеры животного и желание стать еще больше. |
Невротическое состояние | Изображение укусов, любых ран. |
Невротическая агрессия | Эмоционально неприятное место жизни животного, неприятная пища, высасывание крови жертв; грубое искажение формы глаз. |
Психическая патология | Искажение формы головы, отсутствие головы, отсутствие глаз при сохранении общей схемы человека или животного, грубая асимметрия глаз, искажение формы одного из них; глаза вне лица; изображение ран и увечий, подробное изображение внутренних органов, незавершенный рисунок; в рассказе «застревание» на теме убийства и пожирания жертв; грубые нарушения в логике в рассказе; противоречие между рисунком и рассказом; нарушение инструкции. |
Тест "Несуществующее животное"
Этапы интерпретации
· Общее впечатление
· Семантическая интерпретация (положение рисунка на листе)
· Графологические признаки
· Содержательные признаки
· Интерпретация сущности нарисованного
· Интерпретация названия животного
Общее впечатление
Изображая несуществующее животное, испытуемый выражает себя, свой образ. Соответственно дается характеристика человеку. Обычно рисунок оставляет одно из трех впечатлений: либо человек - агрессор, либо - обижен и ему угрожают, либо - нейтрален. Это первое впечатление. Его результаты используются при первичном ознакомительном обследовании.
Отношение площади, которую занимает рисунок, к общей площади листа отражает степень самораспространенности личности в социуме с точки зрения обследуемого.
Фигура круга или животное, состоящее из окружностей, почти ничем не заполненных, символизируют тенденцию к сокрытию, замкнутости внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию.
Последнее может иметь несколько причин. Во-первых, нежелание обследуемого общаться с вами: он видит в вас представителя администрации. Выход из ситуации очень прост - разъяснить, кто такие психологи и чем они занимаются. Во-вторых, во многих случаях это может быть связано с некоторыми стереотипами (ассоциации с учителем и т.д.). Если это так, то следует задуматься над тем, кто обследуемого заставил так думать. В-третьих, какие-то серьезные проблемы клиента, вплоть до наличия у него психических отклонений.