Становление полиграфической техники и технологии
В.Л. Хмылев
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Учебное пособие
Томск 2003
УДК 53
Х 67
Хмылев В.Л. Техника и технология средств массовой информации: Учеб. пособие /Том. политехн. ун - т. – Томск, 2003. – 107 с.
В пособии в краткой форме изложены теоретические вопросы курса «Техника и технология средств массовой информации». По каждой теме представлен как теоретический материал, так и вопросы для повторения и закрепления. Пособие подготовлено на кафедре культурологии и социальной коммуникации Гуманитарного факультета, соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов специальности «Связи с общественностью» 350400 Института дистанционного образования.
Печатается по постановлению Редакционно - издательского Совета
Томского политехнического университета.
Рецензенты:
В.М. Ушаков – профессор кафедры прикладной механики Института экономики и предпринимательства ТГПУ, академик МАНЭБ, доктор технических наук.
В.В. Бендерский – Генеральный директор ЗАО «Томский вестник», кандидат технических наук.
Темплан 2003
Томский политехнический университет, 2003
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ............................................................................................................................ 3
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 4
Тема I
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕЧАТИ................................................................................ 5
Становление полиграфической техники и технологии................................................. 5
Способы современной печати............................................................................................. 9
Современная издательско – полиграфическая техника.............................................. 15
Основные этапы полиграфического производства...................................................... 20
Вопросы для повторения к первой теме......................................................................... 22
Тема II
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ФОТОГРАФИИ.................................................................. 23
Становление фотографической техники и технологии .............................................. 23
Современные фотографическая техника и
фотографические методы................................................................................................... 29
Выразительные средства фотографии............................................................................. 32
Оптика в фотографии.......................................................................................................... 36
Установка оптических и экспозиционных параметров............................................... 38
Вопросы для повторения ко второй теме....................................................................... 52
Тема III
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ КИНО.................................................................................... 53
Киносъемочная техника и изобразительные средства кино...................................... 53
Особенности съемки кинофильма для телевидения.................................................... 56
Вопросы для повторения к третьей теме........................................................................ 60
Тема IV
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАДИОВЕЩАНИЯ........................................................... 60
Технические средства радиовещания............................................................................. 60
Радиостанция и ее оснащение........................................................................................... 64
Выразительные средства радио........................................................................................ 70
Производство основных радиопрограмм....................................................................... 73
Новостные радиопередачи................................................................................................ 73
Выступления и интервью в прямом эфире..................................................................... 76
Телефонные интервью и комментарии в записи........................................................... 76
Корреспондентские материалы........................................................................................ 76
Рекламные ролики и игровые записные радиопередачи............................................ 78
Программирование вещательной сетки.......................................................................... 78
Вопросы для повторения к четвертой теме.................................................................... 78
Тема V
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ................................................................ 79
Технические средства телевизионного вещания.......................................................... 79
Современная телевизионная техника.............................................................................. 84
Передающая телевизионная камера, видеокамера...................................................... 95
Видеомагнитофон. Видеокассеты и видеодиски........................................................ 100
Телестудия и ее оснащение............................................................................................. 108
Вопросы для повторения к пятой теме......................................................................... 110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................................... 110
ВВЕДЕНИЕ
Развитие различных видов коммуникаций, формирование информационного общества, растущая глобализация национальных и международных связей в начале XXI века повысили интерес к комплексному изучению информационной техники и технологии. В образовательном плане эта тенденция выразилась в появлении в учебных программах гуманитарных факультетов, имеющих специальности «Журналистика», «Связи с общественностью», специальных курсов «Техника и технология СМИ». В этой связи предлагаемое учебное пособие призвано содействовать самостоятельному изучению студентами - гуманитариями как технических средств системы средств массовой информации, так и приемов, технологических особенностей работы современного журналиста.
Необходимость данного пособия обуславливается тем, что до сих пор в учебной литературе отсутствовало пособие, полностью соответствующее программе Государственного образовательного стандарта по этой дисциплине для специальности «Связи с общественностью». Выход в свет данного учебного пособия поможет освоению обширного материала по курсу «Техника и технология СМИ» студентами не только дистанционной, но очно - заочной и дневной форм обучения.
Структурно учебное пособие «Техника и технология СМИ» представлено в виде пакета, содержащего пять тем, соответственно посвященных рассмотрению техники и технологии периодической печати, фотографии, кино, радиовещания и телевидения. В названных разделах рассмотрены основные принципы технических систем, находящихся в арсенале журналиста. Здесь же студент может получить сведения, необходимые для профессионального применения современных технических средств распространения информации.
Учебное пособие написано на кафедре культурологии и социальной коммуникации для студентов ИДО ТПУ, обучающихся по специальности «Связи с общественностью».
Тема I
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕЧАТИ
Становление полиграфической техники и технологии
Термин «полиграфия» (греч. polis – много и grapho – пишу) означает буквально многописание, т.е. размножение в большом количестве экземпляров одного и того же текста или рисунка. Полиграфия – это отрасль техники, представляющая собой совокупность технических инструментов для производства печатной продукции. Основные производственные процессы в полиграфии: изготовление печатной формы, собственно печатание и отделка печатной продукции.
Полиграфический процесс начинается с изготовления печатной формы. В упрощенном виде она представляет собой пластину, поверхность которой разделена на печатающие (дающие оттиски на бумаге) и пробельные (непечатающие) элементы. В наше время существует несколько разновидностей печатных форм, конструкция которых определяется технологией печатания. При высокой печати используют набор, клише, стереотип. При плоской – форму на монометалле (алюминий, цинк), биметалле и триметалле (сталь, медь, хром), на стекле; при глубокой печати – медные или хромированные цилиндры.
Уже не одно тысячелетие люди делают печатки - штампы (печатные формы), позволяющие делать оттиски рельефных рисунков на мягком материале (увлажненная глина, расплавленный воск и т.п.). Так, например, до нас дошли печатки древнеиндийской цивилизации Мохенджо-Даро. В древнем Вавилоне и Ассирии примерно в то же время были широко известны печатки - цилиндры, которые прокатывали по поверхности печатной формы. Интересно, что в древности принцип штамповки человек использовал и для чеканки монет.
Первоначально каждый штамп предназначался для выдавливания целой картинки вместе с надписями. Затем возникла идея делать отдельные штампы для каждой буквы. Первая известная науке надпись, выдавленная дискретным образом, была найдена на греческом острове Крит на рубеже
IV и III вв. до н.э. Этот же способ использовали в древнем Риме для выбивания девизов на кольцах, а позднее – в средние века в Европе для тиснения надписей на кожаных переплетах рукописных книг.
Другая составляющая технологии печатания – перенос краски – также давно изобретена человеком. Сначала появилась технология нанесения узора на ткань: вырезанный на гладко обструганной деревянной пластинке узор покрывали краской, затем прижимали к плотно натянутому куску материи. Древнейший образец набивной ткани, сделанной в IV веке, был найден в Египте.
Печатать тексты первыми начали в Корее (самый древний образец найден в 751 г.), затем в Китае (757 г.) и, наконец, в Японии (764–770 гг.). Для этого использовали технологию ксилографии (от греч. xylon – срубленное дерево и grapho – пишу, рисую). Суть ее состояла в том, что оригинал текста, написанный тушью на бумаге, притирали к тщательно обструганной поверхности доски. Вокруг штрихов получившегося зеркального изображения гравер срезал древесину. С получившейся формы можно было за один день получить до 2000 оттисков.
Наборный шрифт также был изобретен в Китае. Первые попытки печатания были предприняты в 1041 – 1048 годах китайцем Би Шэном. Он использовал наборную форму с глиняными литерами, закрепленными составом из смолы и воска на железной пластине. Литера (от лат. lit(t)era – буква) – прямоугольный брусок с рельефным (выпуклым) изображением буквы, цифры или любого другого знака. Со временем литеры стали делать из дерева,
а затем из металла, пластмассы.
В дальнейшем китайцы добились еще больших успехов в развитии техники печати. Например, книга Ван Чжэна «Нун шу», впервые изданная еще в 1314 году, содержала главу «Книгопечатание подвижным шрифтом».
В ней предлагались принципы технологии печати, которые в Китае не нашли применения, но использовались в Европе вплоть до середины XX века. Главной причиной невостребованности передовых технологий и открытий, как полагают исследователи, было сложное и неудобное для печати иероглифическое письмо китайцев. Алфавит в этом отношении был намного лучше, и именно поэтому разработками китайцев воспользовались другие народы, имевшие алфавитное письмо. Первыми, кто уже в XIII веке начали широко использовать печать металлическими литерами, были корейцы. После перехода в 1420 году на новый алфавит процесс печатания заметно упростился.
Революцию в печатном производстве совершил немецкий инженер - изобретатель Иоганн Гуттенберг (1399–1468), который предложил новую, высокопроизводительную печатную технологию. Во - первых, он изобрел словолитный форму, суть изготовления которой состояла в том, что гравер делал металлический брусок, на торце которого находилось зеркальное изображение буквы. Такой брусок назывался «пуансон». Пуансоном в пластине из относительно мягкого металла (например, меди) выдавливалась матрица, а уже с матриц, вставляемых в словолитную форму, отливалось любое необходимое количество литер. Первые шрифты включали очень большой набор разных литер. Например, в изданной Гуттенбергом Библии шрифт содержал 290 знаков. Такое количество знаков было нужно для представления рукописного вида книги.
Чтобы получить оттиск с типографской формы, требовалось сначала покрыть ее краской (первый этап). Затем на набор накладывался лист бумаги (второй этап). Этот лист нужно было плотно и равномерно прижать, а затем снять готовый оттиск с набора (третий этап). Ручной типографский станок, придуманный Гуттенбергом, механизировал только третий, но очень важный этап, поскольку он давал возможность создать большое давление – около 8 кг/см2. Например,
к листу Библии форматом 8,2×19 см должна была прикладываться сила
в 4,5 тонны! Механизированный печатный станок позволял создавать такое давление вращением нажимного винта с помощью рычага.
Кроме того, Гуттенберг добился, чтобы прижимная плита могла механически не только опускаться, но и подниматься. При этом форма легко выдвигалась из - под пресса для нанесения краски и точного укладывания бумаги на форму. Конструкция станка Гуттенберга была настолько удачной, что сохранялась без принципиальных конструктивных изменений около 350 лет.
Наряду с печатью буквенных текстов инженеры - печатники работали над воспроизведением изображений. Например, впервые типографское отображение орнамента в книге, отпечатанной с набора, было достигнуто немецким печатником П. Шёффером в 1457 году на страницах Майнцской псалтыри, а в 1461 году в Бамберге А. Пфистер выпустил книги с гравированными на дереве иллюстрациями.
Произведения полиграфического искусства Западной Европы попали
в Россию вскоре после изобретения Гуттенберга. Однако русские работы появились заметно позже. Так, печатание в Москве началось в 50 - х годах XVI века. Первая типография появилась в доме священника Сильвестра.
В 1563 году в России начала свою работу первая государственная типография. Здесь трудились Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Они работали над первой русской печатной книгой «Апостол» с 19 апреля 1563 года по
1 марта 1564 года. Особенностью русских шрифтов было использование отдельных от основных литер надстрочных знаков. Это позволяло имитировать облик рукописной книги. В России в ту пору еще не делали типографского сплава из свинца, сурьмы и олова, поэтому для литья шрифтов использовали олово, которое, однако, не выдерживало больших тиражей печати.
Следует отметить, что наряду с развитием собственно технологии печати большую роль в развитии печатного дела сыграла так называемая «типометрия» – типографская система мер, предложенная французом П.С. Фурнье в 1737 году и впоследствии усовершенствованная Ф. Дидо. Типометрия – это система измерения элементов шрифта и наборных форм, в которой за основу принят французский дюйм. Основные единицы типометрии: пункт, равный 1/72 дюйма (0,376 мм), и квадрат, равный 48 пунктам (18,04 мм).
Однако подлинный прогресс в области печатных технологий произошел лишь тогда, когда возник рыночный спрос на массовую печатную продукцию. Это произошло в середине XVIII столетия. Жизнь привела к необходимости оперативного выпуска газет и журналов большими тиражами, и типографский станок Гуттенберга уже не мог справиться с этими задачами.
Интенсификация печатного процесса стала возможна лишь с появлением печатной машины, изобретенной немцем Фридрихом Кёнигом. Первоначально в его конструкции, известной под названием «Зульский пресс», был механизирован первый этап – процесс нанесения на печатную форму краски, но листы бумаги по - прежнему накладывались и снимались вручную, да и в действие станок приводился силой самого печатника. В начале XIX века Кёниг сделал еще один шаг на пути создания высокоскоростной печатной машины, в которой плоская нажимная плита была заменена вращающимся
цилиндром.
Важной датой в истории развития полиграфии и, особенно, газетного дела стала дата 29 ноября 1814 года, когда впервые весь тираж лондонской газеты «Times» был напечатан на машине Кёнига с приводом от паровой машины. Производительность труда этой машины оказалась в 10 раз выше, чем у прежних аппаратов.
Машины Кёнига работали и в России (392 из первых 2000, выпущенных к 1873 году), однако самая первая печатная машина Кёнига в России была изготовлена еще в 1829 году на Александровской мануфактуре для петербургской газеты «Северная пчела».
Развитие технологического прогресса привело к различным модернизациям печатной машины. Инженеры - печатники подметили, что в плоскопечатных машинах печатная форма совершала возвратно - поступательные движения. Это усложняло механизм, кроме того, обратный ход был бесполезным. Поэтому возникла идея использовать ротационный (основанный на вращении) принцип. Для полиграфических целей этот принцип впервые был использован в 1848 году Августом Эпплгейтом. Первая ротационная машина, установленная в типографии «Times», работала со скоростью 10 000 оттисков в час. В России первая ротационная машина немецкого производства появилась в 1878 году.
Одновременно с усовершенствованием печатных машин появляются патенты на изобретения наборных машин, первый из которых был выдан англичанину У. Черчу в 1822 году. В 1867 году русский изобретатель
П.П. Княгининский создал первую автоматическую наборную машину.
В 1884 году О. Мергенталер (США) запатентовал машину – линотип
(от лат. linea – линия и греч. typos – отпечаток). Линотип – это наборная строкоотливная машина, изготавливающая набор в виде монолитных металлических строк с рельефной печатающей поверхностью. В конце XIX века начинается широкое внедрение в производство наборных и брошюровочно - переплётных машин.
Идея фотографического набора выдвинута в 1894 году венгром Е. Порцельтом, а первая фотонаборная машина появилась в 1895 году (изобретатель В.А. Гассиев). Фотонабор – это процесс изготовления фотоформ (негативы, позитивы) печатных изданий для последующего изготовления печатных форм.
На рубеже XIX – XX веков были разработаны машины глубокой и офсетной печати. В XX веке произошел переход от машин, механизирующих отдельные производственные операции, к автоматизированным поточным линиям. В начале ХХ века полиграфические машины перешли на электропривод. В 30 - 40 - х годах ХХ века появляются электрические контрольно - блокирующие и измерительные устройства. В 50 - 60 - е годы внедрение электроники позволило значительно сократить время и трудозатраты на производство печатной продукции.
Наряду с развитием поточных технологий печати шло развитие и индивидуальных приборов для ручного письма. Так, в конце 1930 - х годов венграми Ласло и Биро была изобретена шариковая ручка, в настоящее время практически сменившая перьевую. Металлический шарик на конце трубки с пастой позволил писать без помарок и клякс.