Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и его применение в журналистской деятельности

До 12 июня 1990 г. в нашей стране не существовало ни отрасли СМИ, ни правового акта, который регулировал бы общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью СМИ. Отсутствие правового регулирования компенсировалось партийными нормами. В этот период законодательство о СМИ развивалось в России как «цензурное право».

12 июня 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», а 27 декабря 1991 г. — Закон РФ «О средствах массовой информации». Закон СССР декларировал свободу печати, российский закон провозглашает свободу СМИ как естественное состояние прессы.

Данный закон закрепляет дефиниции, которые определяют понятийный ряд средств массовой информации России. Настоящий Закон является основополагающим нормативным актом в этой области; все иные законодательные акты должны издаваться в соответствии с ним. В случае возникновения противоречий приоритет должен отдаваться Закону "О средствах массовой информации".

Его положения распространяются, во-первых, на средства массовой информации, учреждаемые в Российской Федерации и распространяемые как на территории РФ, так и за ее пределами; во-вторых, на средства массовой информации, создаваемые за пределами РФ, но распространяемые на территории РФ. При этом, как следует из ст. 54 Закона, гражданам РФ гарантируется беспрепятственный доступ к зарубежным СМИ.

Закон закрепляет принцип равенства граждан России, с одной стороны, и иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства, с другой, применительно к реализации свободы массовой информации. В то же время в самом законе и ряде других актов для них вводятся определенные изъятия.

Так, ст. 7 Закона устанавливает, что иностранцы и лица без гражданства, не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации, не могут выступать учредителями СМИ В случаях, если учредителем (соучредителем) средства массовой информации является иностранное юридическое лицо либо средство массовой информации создано с участием иностранных инвестиций, регистрационный сбор взимается в повышенном размере.

Закон «О средствах массовой информации» отражает специфику не столько массовости информации, сколько особенности ее производства и распространения, т.е. регулирует, прежде всего, отношении специфических участников, а не устанавливает режим массовой информации. Это подтверждает даже самый беглый обзор статей Закона.

Основные направления правового регулирования отношений в области массовой информации:

- обеспечение гарантий свободы массовой информации; организация деятельности средства массовой информации; распространение массовой информации;

- отношения средств массовой информации с гражданами и организациями;

- права и обязанности журналиста;

- межгосударственное сотрудничество в области массовой информации;

- ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

Таким образом, режим массовой информации раскрывается только через его организационно-правовую основу. С точки зрения гражданского законодательства особой специфики в отношении участников СМИ нет. Эта специфика СМИ проистекает не из ответственности участников, а из публичности массовой информации. Именно при этом основании в теории государственного права СМИ считается политическим институтом, а не потому, что здесь есть учредители, распространители, журналисты и т.д.

Последние поправки в закон вступили в силу с 1 января 2010 года.

22 февраля 2011 года в первом чтении были приняты очередные поправки, но Общественная палата и Совет по правам человека выступили с критикой, принято решение их переписать. Поправки предполагают введение универсальной лицензии на вещание для ТВ и радио, определяют порядок распространения иностранных каналов и вводят понятие «сетевое издание».

Текст закона читаем здесь: http://www.consultant.ru/popular/smi/

Деятельность СМИ на территории РФ регулируется законом «О СМИ» от 27 декабря 1991 года. Естественно, с того времени в закон вносились некоторые поправки. Последние изменения были внесены в феврале 2009 и вступили в силу с 1 января 2010 года соответственно. Закон состоит из 7 глав и 62 статей. Главы закона:

- общие положения,

- организация деятельности средств массовой информации,

- распространение массовой информации,

- отношения средств массовой информации с гражданами и организациями,

- права и обязанности журналиста,

- межгосударственное сотрудничество в области массовой информации,

- ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

Важнейшие положения:

1. Определения СМИ (периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации), МИ (предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы).

На территории РФ введена свобода массовой информации/ Недопустимость цензуры и злоупотребления СМИ.

2. Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган или орган местного самоуправления. Не может выступать учредителем: несовершеннолетний, зек или душевнобольной; организация, деятельность которой запрещена законом, лицо без гражданства РФ.

СМИ может функционировать только после регистрации.

Могут не регистрироваться:

- тиражом менее 1000;

- аудио- и видеопрограммы, распространяемые в записи тиражом не более десяти экземпляров.

3. Препятствовать распространению запрещается. Распространять можно только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет.

4. Граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц (устная или письменная форма). Отказ в случае тайны, иначе ответ в течение 3х дней или сообщение, почему надо больше времени.

Редакция не может распространять конфиденциальную информацию.

5. Права журналиста: искать, запрашивать, получать и распространять информацию; посещать госорганы, организации т.д.; быть приятными должностными лицами в связи с запросом информации; получать доступ к документам и материалам (если там не тайны); копировать, публиковать или оглашать эти материалы; производить запись (если не запрещено законом); излагать личное мнение в материалах; отказаться от подготовки материала, если он противоречит принципам журналиста; снять подпись с материала, если он был искажен в процессе редактуры; подписываться, не подписываться или брать псевдоним.

Обязанности журналиста: соблюдать устав редакции; проверять информацию на достоверность; по просьбе указывать источник информации; при распространении личных данных, получать разрешение у их обладателя; ставить в известность о съемке, записи; отказаться от работы над материалом, если она противозаконна; предоставлять удостоверение по требованию; соблюдать запрет на проведение предвыборной агитации.

6. Зарубежные корреспонденты аккредитуются в Министерстве иностранных дел.

7. Все несут ответственность перед законом. Но редакция освобождается от ответственности за публикацию материалов, если, например, они были обязательными сообщениями, если они получены от информационных агентств, если они содержатся в ответе на запрос информации и т.п.

Наши рекомендации