Финансовое управление мероприятиями и все, что с этим связано
Предполагаю, что вы скорее всего не занимаетесь бухгалтерией – ведь это книга не для бухгалтеров, а для event‑менеджеров, – тем не менее понимание логики финансирования мероприятия позволит вам более грамотно обсуждать эту тему и аргументированно отстаивать свои суждения. Ваша позиция из «дайте больше денег, очень нужно» сменится на «в настоящий момент необходимо финансирование этих статей, потому что…». Я надеюсь на это. Кстати, покажите эту главу вашему бухгалтеру. Я лично считаю данный раздел книги одним из наиболее полезных. И интересных.
Несмотря на существующее мнение, что каждая формула в книге сокращает ее аудиторию вдвое, я все же рискну. Мне кажется, что дело того стоит. Финансовое планирование и грамотный финансовый контроль – важный аспект при проведении любого мероприятия.
Сейчас мы поговорим о соотношении доходов и расходов. Даже если вы проводите мероприятие, которое не приносит прибыли, все равно общая логика рассуждения для вас верна. Просто в графе доходов у вас будет стоять 0, и основное ваше внимание нужно уделить тому, чтобы «убыток» (общая стоимость проведения мероприятия) не превысил допустимый для вас предел. Вам важно точно знать, сколько именно вы потратили на конкретное мероприятие, причем еще в ходе его подготовки, чтобы это не стало для вас страшной новостью после, когда уже ничего нельзя сделать.
Итак, с чего мы начнем? Для начала давайте обозначим простой тезис, с которым легко согласиться.
Прибыль = доходы – расходы.
Это необходимое упрощение, из которого мы пока что будем исходить. Посмотрим, как этот тезис будет развиваться в дальнейшем. Мы разберем простой кейс, на примере которого посмотрим, из каких частей состоит бюджет и что с ним можно делать.
Новая классификация мероприятий – финансовая
В самом начале книги мы говорили о различных видах мероприятий. Тогда мы их классифицировали по целям и задачам. Говоря о финансах, мы можем предложить новый тип классификации мероприятий. Сгруппируем их следующим образом:
– мероприятия, непосредственно приносящие прибыль.
К ним можно отнести некоторые семинары и конференции (это как раз мой бизнес), фестивали, выставки, концерты, аукционы, спортивные соревнования;
– самоокупающиеся мероприятия. Это случай, когда организация не ставит перед собой цели извлечь выгоду из самого мероприятия, но не хочет особенно тратиться на его проведение, то есть покрывать затраты из собственных средств. В этом случае организатор стремится свести к одному уровню доходы и расходы мероприятия. Регистрационный взнос для участников выступает неким имущественным цензом, отсекая праздно любопытствующую аудиторию. Такие мероприятия чаще проводят организаторы, чей профиль – не event‑менеджмент.
– Сюда можно отнести: некоторые конференции (научные и профессиональные) и семинары (консультационные или проводимые с целью рекламы товаров или услуг), а также городские праздники, спортивные соревнования, деловые завтраки;
– мероприятия, опосредованно приносящие прибыль. Это пресс‑конференции, презентации, промо‑акции, BTL‑акции, мероприятия по стимулированию продаж, мероприятия для партнеров, городские праздники, открытия новых торговых центров и т. п. Само мероприятие остается затратным для организации, однако при качественном проведении повышает продажи основных товаров и услуг вашей организации;
– бесприбыльные или планово убыточные мероприятия. Сюда мы отнесем корпоративные праздники, торжественные приемы, юбилеи, свадьбы, дни рождения и т. д. Мероприятия не преследуют коммерческой цели, прибыли нет, но по определенным причинам организация их проводит.
Обратите внимание: мы не рассматриваем весь бизнес или весь мир целиком, поэтому мы не должны стараться учесть все факторы. Понятно, что и убыточные мероприятия принесут нематериальные достижения и поэтому в какой‑то момент окупятся. Ведь как инструмент воздействия на Клиента мероприятия стоят в одном ряду с рекламой, PR, сайтом компании, упаковкой, дистрибуцией. Как инструмент воздействия на собственных сотрудников – в одном ряду с заработной платой, социальным пакетом, удобным рабочим местом, служебной машиной или мобильным телефоном и т. п. Перечисленные инструменты по большей части имеют четкую стоимость – можно точно рассчитать, например, эффективность вложений в рекламу. В идеале мероприятия должны стать таким же просчитываемым инструментом.
Но в данный момент, в этой главе, мы рассматриваем только финансовые вопросы организации мероприятий. Мы не будем оценивать увеличение объема продаж после проведенной презентации. Поскольку мы говорим о финансовой стороне мероприятия, для нас важно лишь, что это мероприятие, опосредованно приносящее прибыль, мы лишь точно учитываем его доходы‑расходы. Например, сама по себе презентация доход не принесет, в графе «доходы мероприятия» у нас будет «ноль».
Постановка задачи
В зависимости от типа вашего мероприятия определите, какова ваша очередная задача (на этот раз – финансовая). Вы можете ставить целью: покрыть расходы, заработать деньги или просто удержать расходы на нужном уровне.
Правила планирования бюджета
– Планируйте бюджет гибко, предусмотрите несколько сценариев по типу «если – то».
– Спланировав бюджет и согласовав его, прилагайте все силы, чтобы больше ничего не менять.
– Если бюджет приходится менять и заново утверждать – он был спланирован плохо.
– Спланируйте буфер бюджета – заранее зарезервированные средства на срочные непредвиденные нужды (это важный момент).
– Утвердите реалистичные и понятные всем методы оценки мероприятия.