Особенности острого и хронического стресса

Различают стресс острый и хронический. Пример с обливанием холодной водой на снегу — образец острого стресса, продолжительность которого не­велика. Острый стресс часто имеет тренирующий характер, поэтому реко­мендуется врачами.

Хронический стресс (например, длительное переохлаждение, постоянные эмоциональные переживания) истощает организм и способствует появлению заболеваний, называемых болезнями адаптации. К ним относятся аллергичес­кие заболевания (вызванные продолжительным подавлением активности им­мунной системы), мочекаменная болезнь, диабет напряжения, сердечно-сосу­дистые заболевания, бездетность (Лисицин, 1982; Assmann, 1982;Gotto, 1984).

Пережившие пребывание в концентрационном лагере люди впослед­ствии обладали худшим здоровьем по сравнению с теми, кто не имел тако­го жизненного опыта (Cohen, 1954). Диспетчеры в аэропортах значительно чаще страдают диабетом, язвами желудка и кишечника по сравнению с ра­ботниками других профессий. Артериальное давление у них тем выше, чем дольше они работали на этом месте и чем были старше (Панин, 1981). Г. Се­лье первым предположил, что повреждающий эффект стресса обусловлен действием кортизола.

Реакция на стресс зависит от возраста: чем старше человек, тем тяжелее последствия, оказываемые сверхсильным раздражителем (Shock, 1977). Стресс может ускорять возрастные процессы (Selye, Tuchweber, 1976). Дли­тельное воздействие кортикостероидов ведет к повреждению клеток гиппо-кампа и, как следствие, утрате памяти. Кортизол повышает чувствитель­ность нейронов к потенциальным повреждающим агентам, например, к по­ниженному кровяному давлению, поскольку длительное его действие сни­жает способность нейронов утилизировать глюкозу. При резком падении давления метаболизм глюкозы стремительно уменьшается, что ведет к ги­бели нейронов от голода.

Стресс — адаптивная реакция организма в ответ на действия сверхсиль­ного раздражителя. Почему же она в настоящее время становится причиной тяжелых заболеваний, являющихся наиболее частой причиной смерти лю­дей в цивилизованных странах? Это обусловленно неодинаковым поведе­нием современных людей и тех, выживание которых обеспечивал механизм




стресса. Стресс подготавливает организм к бегству или борьбе, что и делал первобытный человек в сложных ситуациях. Современный человек, сохра­нивший тело “неандертальца”, переживая стресс, обычно сидит. Именно это поведение обрушивает на организм вегетативные и гормональные сдвиги. Чтобы стресс выполнял свою адаптивнюю функцию, человек под воздей­ствием сверхсильных раздражителей должен двигаться.

Копинг

Понятие копинг введено Р.С. Лазарусом (Lazarus, 1982, 1991, 1993). Coping (англ.) — способность справиться с ситуацией, овладение ею. Таким обра­зом, копинг — это способ, который человек использует, чтобы справиться со стрессовой ситуацией.

Можно выделить проблемноцентрированный копинг, когда субъект пред­принимает разнообразные попытки решить возникшую у него проблему и выйти из стресса. Противоположностью такого рода копинга является эмо-циоцентрированный копинг, при котором человек полностью поглощен сво­ими эмоциями и не пытается вырваться из ситуации, приведшей к стрессу. Такие люди часто сетуют на судьбу, ввергнувшую их в эти обстоятельства, плачут и стенают, однако не предпринимают ничего, что способствовало бы разрешению проблемы.

Идея копинга еще раз подтверждает представление о том, что большая часть негативных последствий стресса обусловлена реакцией человека. Есть стрес­соры, оказывающие прямое воздействие на организм, например, ионизирую­щее излучение. Величина повреждений в таких случаях зависит от дозы ради­ации и физических возможностей организма. Влияние же многих других стрес­соров, например, вызывающих страх и тревогу, зависит от эмоциональной ре­активности и восприимчивости, способности концентрироваться на решении проблемы, принятия ответственности на себя. Именно поэтому одна и та же ситуация у разных людей будет вызывать повреждения различной величины.

Показано, что как только животное обучается справляться с ситуацией, вегетативный ответ, сопровождающий научение, исчезает. В эксперимен­тах с негативным подкреплением, где за условным сигналом следовал удар током, крысы, способные обнаружить связь между этими событиями, име­ли меньше язв в желудочно-кишечном тракте по сравнению с теми, кото­рые не смогли обучиться и выявить такую зависимость.

Точно так же у человека: как только создается ощущение, что он спра­вился с ситуацией или даже видимость овладения ею, последствия стресса нивелируются. Это свидетельствует о том, что и иллюзия владения стрес­сом может снять его негативные последствия. На этом факте основано дей­ствие многих психотерапевтических приемов. Этим же обусловлено широ­кое распространение самых разнообразных мифологических представлений, позволяющих поддерживать иллюзию устойчивости существования у людей, проживающих в состоянии хронического стресса, детерминированного со­циальными изменениями.

Наши рекомендации