Образцы упражнений на составление тезисов
1. Мы привыкли к белым статуям в наших музеях и забываем, что у греков статуи были раскрашены: открытые части тела в телесный цвет, одежда — вкрасный и синий, оружие — в золотой. Глаза мраморных статуй кажутся нам слепыми именно потому, что зрачки у них не вырезывались, а писались по мрамору краскою.
Греки любили яркость. Неудивительно, что они любили и живопись. Но греческую живопись мы знаем гораздо хуже, чем греческую скульптуру: картины сохраняются труднее, чем статуи. “Древнюю архитектуру мы знаем по развалинам, скульптуру по копиям, живопись по описаниям “, — сказал один ученый.
Греки рисовали, как рисуют дети: сперва чертили контур, потом его закрашивали. Красок поначалу было только четыре: белая, желтая, красная, черная. Лучшую белую делали из известняка с острова Мелоса (отсюда наше слово мел), лучшую желтую — из аттической глины, красную привозили с Черного моря, а для черной пережигали виноградные косточки или даже слоновую кость. Современные художники чаще всего пишут масляными красками на холсте; в Греции этого не было. Когда расписывали стены по сырой штукатурке, то разводили краски прямо водой, они всасывались и засыхали; потом такой способ стали называть “фреска”. А когда писали на деревянных досках, то приготавливали краски не на масле, а на яичном желтке (этот способ потом назывался “темпера”, так работали средневековые иконописцы). (М.Гаспаров)
Задание 2.Запишите номера правильных утверждений.
Греки раскрашивали одежду на статуях в желтый цвет.
Для получения зеленой краски пережигали виноградные косточки .
Фреска — это роспись по сырой штукатурке.
Греки редко писали масляными красками на холсте.
Современные художники чаще всего приготавливают краски на яичном желтке.
Наше слово “мел” произошло от названия острова Мелос.
На деревянных досках писали темперой.
Мы привыкли к раскрашенным статуям в наших музеях.
Греческую скульптуру мы знаем гораздо лучше, чем живопись.
Картину проще сохранить, чем статую.
Задание 3: восстановите правильный порядок предложений, чтобы получился текст о важном научном открытии. Какое предложение здесь лишнее?
Задание 4:найдите главную мысль первого абзаца и подумайте, доказывается ли она и во втором абзаце. Сформулируйте переход от I ч. ко II ч. и мысль, которую иллюстрирует история, рассказанная во втором абзаце.
Римляне слишком охотно выставляли Спартака в качестве заурядного разбойничьего главаря. Римлянам вскоре пришлось изменить свое мнение. Человек был унижен ими до состояния гладиатора. Человек был рожден полководцем. Человек доказал это.
Не военная дисциплина объединяла массы людей. Люди сбегались к Спартаку. Людей объединяла единственно лишь общая ненависть к Риму. Вместо оружия они приносили с собой смелость и готовность драться с врагами. Если бы в кратчайшее время их не удалось вооружить и организовать (по)военному, то эта толпа поденщиков и рабов была бы раздавлена железными римскими легионами, словно стадо овец.
Препятствия встали перед Спартаком. Препятствия казались (не)преодолимыми. Он сумел расчистить себе путь. Он умело использовал навыки своих приверженцев. Его приверженцы были с детства привычны самостоятельно мастерить различные сельскохозяйственные орудия. Все железо и цепи рабов он приказал перековать на шлемы, копья и мечи. Железо было захвачено в лагере врага на Везувии. Рабы вырвались из темниц.
Задание 5:исправьте текст: сделайте его более связным, устраните повторы.
Ответ.
Римлянам, слишком охотно выставлявшим Спартака в качестве заурядного разбойничьего главаря, вскоре пришлось изменить свое мнение. Человек, униженный ими до состояния гладиатора, доказал, что был рожден полководцем.
Не военная дисциплина объединяла массы людей, сбегавшихся к Спартаку, а единственно лишь общая ненависть к Риму, и вместо оружия они приносили с собой смелость и готовность драться с врагами. Но если бы в кратчайшее время их не удалось вооружить и организовать по-военному, то эта толпа поденщиков и рабов была бы раздавлена железными римскими легионами, словно стадо овец.
Препятствия, вставшие перед Спартаком, казались непреодолимыми, однако он сумел расчистить себе путь. Он умело использовал навыки своих приверженцев, с детства привычных самостоятельно мастерить различные сельскохозяйственные орудия. Все железо, захваченное в лагере врага на Везувии, и цепи рабов, вырвавшихся из темниц, он приказал перековать на шлемы, копья и мечи.
Глоссарий:
Тезисы — это кратко сформулированные основные положения статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке.
Тезирование - один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму.
Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например:Использование животными и птицами неслышимых звуков).
Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.
Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы.
Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.
Неделя 3
Тема:Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс. Композиционно-смысловая структура научного текста. План развернутого содержания. План свернутого, сжатого содержания. Научные достижения ученых университета: учеба и увлечения.
Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо.
Справка
Конспект (от лат. conspectus — обзор) — письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать — значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Манера написания конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника.Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. Им запросто можно воспользоваться через некоторое количество времени, а так же предоставить для применения кому-то еще, поскольку прочтение грамотно зафиксированных данных никогда не вызовет затруднений.
В процессе учебы или при решении какой-то задачи в общем объеме информации выделяют самое важное и необходимое, таким образом, упрощая овладение материалом. В хорошо сделанных записях можно с легкостью обнаружить специализированную терминологию, понятно растолкованную и четко выделенную для запоминания значений различных слов.
Виды конспектов
План-конспект.
Такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается — дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект. Именно такой вариант больше всего подходит для срочной подготовки к публичному выступлению или семинару. Естественно, чем последовательнее будет план (его пункты должны максимально раскрывать содержание), тем связаннее и полноценнее будет ваш доклад.
Схематический план.
Эта разновидность конспекта выглядит так: все пункты плана представлены в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Изучая материал, вы вносите короткие пометки (2–3 предложения) под каждый пункт вопроса. Такой конспект отражает структуру и внутреннюю взаимосвязь всех сведений и способствует хорошему усвоению информации.