Судебно-медицинская и другие экспертизы по делам об изнасилованиях

Проведение ее должно быть максимально приближено к моменту происшествия, ибо следы насилия и полового сношения быстро исчезают: разрывы девственной плевы заживают через 5-7 дней (редко сохраняются до 14-18 дней), сперма из влагалища исчезает через 3-5 дней, повреждения на теле - через 7-10 дней.

Судебно-медицинская экспертиза решает следующие основные вопросы: имеются ли у потерпевшей повреждения на половых органах и на теле, каков их характер, происхождение, давность, степень тяжести, чем они могли быть причинены, могли ли быть причинены при насильственном половом сношении, не находится ли она в состоянии опьянения или другом патологическом состоянии. Кроме того, выясняется, жила ли потерпевшая половой жизнью, не страдает ли венерическими заболеваниями, нет ли у нее беременности или следов прерывания ее, имеются ли в ее половых путях и на других частях тела следы спермы, крови, к какой группе (а для групповых изнасилований - к каким группам) они относятся.

Не меньшее значение имеет судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств, исследующая одежду потерпевшей, предварительно осмотренную следователем, на которой остаются нередко следы крови, спермы, слюны, волосы, клетки эпителия, частицы одежды подозреваемого и вещества с места происшествия. Эти же следы могут быть обнаружены в подногтевом содержимом, а также на разных предметах, изъятых с места происшествия. Вещественные доказательства желательно изъять целиком и как можно быстрее. Но и после продолжительного срока, стирки и другой обработки не рекомендуется отказываться от этой экспертизы. Следы-выделения человека могут сохраняться на одежде долго, и эксперты способны их обнаружить и исследовать. Для экспертизы нужно представить не только вещи, но и образцы крови лица, которому, по предположению следователя, принадлежат выделения (для определения группы крови этого лица), а также слюну.

Перед осуществлением экспертизы осмотр одежды потерпевшей проводят иногда с ее участием, чтобы быстрее обнаружить следы насилия: разрывы и другие дефекты, посторонние вещества, выделения тела потерпевшей и подозреваемого, частицы с места происшествия и др.

Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств в рассматриваемой ситуации отвечает на следующие типичные вопросы: имеются ли на исследуемых объектах следы крови, спермы, слюны, волосы, принадлежат ли они человеку, какова его группа крови, могут ли эти выделения принадлежать конкретному лицу. Судебно-медицинская экспертиза позволяет также установить региональную природу пятен, крови, волос, т.е. из какой части тела выделена кровь, вырваны, выпали или отрезаны волосы.

Судебно-медицинская экспертиза подозреваемого также направлена прежде всего на решение вопросов о том, имело ли место половое сношение с потерпевшей, остались ли на подозреваемом следы сопротивления жертвы. Для этой цели с помощью судебного медика фиксируются повреждения на теле подозреваемого, в том числе в местах, указанных потерпевшей, исследуется подногтевое содержимое для поиска следов одежды потерпевшей, ее волос, крови, слюны, клеток эпителия кожи, слизистой влагалища. На половых органах могут обнаружиться повреждения, волосы, кровь, сперма, клетки влагалищного эпителия, микробы (иногда конкретной женщины), волокна ее одежды. Эти же следы могут быть на одежде подозреваемого, которая должна быть незамедлительно изъята и подвергнута судебно-медицинскому исследованию.

Важно также, чтобы судебный медик зафиксировал татуировку, родинки и другие особые приметы, особенно на закрытых частях тела, которые видела или могла видеть потерпевшая.

При необходимости эксперту ставится вопрос о наличии или об отсутствии у подозреваемого венерического заболевания и давности его возникновения.

Криминалистическая экспертиза. Для исследования одежды потерпевшей и подозреваемого может быть назначена криминалистическая экспертиза по следам разрывов, других механических повреждений; частицам одежды, внедрившимся в ткань при трении; частицам, "унесенным" с места происшествия на обуви и одежде обоих лиц. С помощью этой экспертизы можно установить давность разрывов; предметы, которыми нанесены механические повреждения; одежду, оставившую микроследы; факт пребывания обоих на месте происшествия. Последнее иногда устанавливают с помощью почвоведческой или ботанической экспертиз.

Обыск. Необходимость изъятия и исследования вещей подозреваемого обусловливает неотложность проведения обыска для обнаружения и изъятия этих предметов. При обыске ищут также орудие, которым обвиняемый угрожал потерпевшей, вещи потерпевшей или ее близких, унесенные им с места преступления.

Такому обыску предшествует установление примет одежды, в которой были подозреваемый и потерпевшая на месте преступления. Одежда может быть спрятана среди другой одежды так, что для ее обнаружения приходится перемещать много предметов одежды и осматривать ее с разных сторон.

Все обнаруженное должно быть осмотрено на месте изъятия, опечатано и в таком виде изъято, чтобы предупредить заявление о том, что какие-либо следы могли появиться на предметах после их изъятия.

Обнаружение неизвестного преступника. В ситуации, когда преступник неизвестен, независимо от показаний потерпевшей следователь планирует установление преступника по определенной программе. Версии о личности подозреваемого выдвигаются по приметам его внешности, по данным о его субъективных особенностях, проявившихся во время совершения преступления, по следам, оставленным на месте происшествия (в том числе по похищенным или унесенным с места происшествия вещам), по поведению заподозренных лиц после совершения преступления.

Приметы внешности преступника - это его анатомические и функциональные особенности, особые приметы, повреждения, полученные во время преступления, его одежда, украшения, другие аксессуары одежды, очки, трость, портфель и тому подобные предметы, транспорт, которым пользовался преступник. Перечисленные данные можно получить из показаний потерпевшей, свидетелей, результатов осмотра места происшествия, оперативных данных органов милиции.

Субъективные особенности преступников по делам об изнасилованиях имеют некоторое своеобразие. Это, напр., привычка предварительно знакомиться с жертвой, вступать в разговор, в котором высказываются суждения, свидетельствующие о круге занятий, интересов, профессии, об оценке определенных явлений, фактов.

В следах на месте происшествия отражается не только рост, вес человека, но и особенности его передвижения, привычки, индивидуальные приметы, предметы, которыми он обычно пользуется. Унесенные или похищенные предметы могут свидетельствовать о пристрастиях, влечениях, интересах, потребностях.

Поведение заподозренных после совершения изнасилования (рассказы близким друзьям о происшествии, высказывания различного рода или, наоборот, молчаливое поведение, о котором становится известно следователю) тоже помогает выдвигать версии о личности преступника.

Наиболее эффективные источники получения указанных сведений о личности преступника - показания свидетелей. Поэтому следователь планирует и проводит большую работу по выявлению свидетелей. Для этой цели выдвигаются и проверяются версии о районах, где мог находиться преступник до, во время и после преступления. Эти районы определяются на основе показаний потерпевшей, расположения места происшествия, изучения подходов и отходов, окружающей территории. Установив такие районы, следователь проводит работу для выявления круга лиц, среди которых могут находиться свидетели. С этой целью даются задания оперативным сотрудникам милиции провести опросы граждан, работающих недалеко от места преступления, проходящих или проезжающих мимо этого места, проживающих в домах, окружающих место, где произошло изнасилование. Кроме того, иногда следственные органы обращаются к населению по радио, телевидению, в печати. Опрашивая граждан, сотрудники милиции выявляют тех, кто видел или мог видеть преступника, потерпевшую и происшествие. Этих граждан следователь допрашивает в качестве свидетелей, выясняет приметы предполагаемого преступника, поведение его и потерпевшей, событие, по поводу которого возбуждено уголовное дело. Установив подозреваемого, следователь ставит перед собой задачу проверить, является ли это лицо тем, которое находилось на месте совершения преступления, которое совершило с потерпевшей половой акт помимо ее воли, т. е. насильственным путем.

О пребывании подозреваемого на месте происшествия могут сообщить в своих показаниях свидетели, которые его видели, опознали это лицо; могут также свидетельствовать следы на месте происшествия: следы рук, ног, зубов, крови, спермы, слюны, одежды, предметы туалета, оставленные предметы. Принадлежность обнаруженных предметов подозреваемому можно установить, предъявив их членам семьи, соседям (прежним и нынешним), сослуживцам, тем, с кем он проводил досуг.

Для доказывания совершения подозреваемым полового акта с потерпевшей проводят судебно-медицинскую экспертизу подозреваемого и его одежды, допрашивают очевидцев. Не исключено, что подозреваемый выдвинет в свою защиту версию, что он имел половое сношение с другой женщиной и обнаруженные следы принадлежат ей. Для проверки этой версии при допросе подозреваемого его специально спрашивают о том, не имел ли он половых связей с другой женщиной и когда это было в последний раз, а судебно-медицинскому эксперту представляют для сравнения мазки из влагалища потерпевшей и той женщины, которая будет названа. То же относится к волосам и частицам одежды, если они будут обнаружены экспертом.

Для доказывания насильственного характера полового акта следователь ищет с помощью судебного медика следы борьбы: царапины, укусы на теле подозреваемого, повреждения его одежды, подробно допрашивает об этом обоих (потерпевшую и подозреваемого). Для проверки указанной версии подозреваемому могут быть заданы следующие вопросы: что именно создало у него убеждение в ее согласии совершить с ним половой акт; какие у него были основания думать, что она стесняется; считал ли он эти основания достаточными для указанного вывода; как он оценивает ее царапины, укусы во время сопротивления; почему считает, что это проявление стыдливости; как он оценивает свои действия и повреждения, причиненные им потерпевшей. В описываемой ситуации анализируются не только следы, обнаруженные на месте происшествия, одежде и теле потерпевшей и подозреваемого, но и показания о длительности сопротивления, словах, выкриках, призывах на помощь и т. п. Если сопротивление было незначительным или его не было вовсе, то следует проверить, не объясняется ли это явным физическим превосходством подозреваемого, обстановкой места происшествия, в которой сопротивление было бесполезным. Может быть, его отсутствие объясняется тем, что потерпевшая пыталась обмануть нападавшего, убежать от него. Кроме того, возможно, что воля потерпевшей была парализована страхом, вызвана ее возрастом, недостатками в развитии, болезненным физическим состоянием или состоянием нервной системы вообще. Судебно-психологическая и судебно-психиатрическая экспертизы могут помочь следователю решить эти вопросы.

Если следователь устанавливает, что потерпевшая находилась в беспомощном состоянии, то проверяется, довел ли ее до этого подозреваемый или он только воспользовался им; сознавал ли он или допускал, что она в беспомощном состоянии, т. е. что она не понимала характера и значения совершаемых над ней действий, а если и понимала, то не могла оказать сопротивления. В частности, полезно проверить, не напоил ли подозреваемый потерпевшую, что для нее было непривычно, знал ли он о том, что она голодна, переутомлена, перегрелась на солнце и о других возможных факторах, ослабляющих сопротивляемость насилию; знал ли о том, что она пьяна. По этим же вопросам допрашиваются свидетели, видевшие потерпевшую перед случившимся. Они могут показать

В целях объективности расследования необходимо также проверить, не провоцировала ли потерпевшая агрессивного поведения мужчины, не распивала ли с ним спиртные напитки, не вела ли себя развязно, не согласилась ли остаться наедине в укромном месте, вела ли разговоры сексуального содержания, что, естественно, вызвало у мужчины стремление к интимной близости.

Особенно тщательно проверяется версия о возможном оговоре определенного лица. Основаниями для выдвижения такой версии могут быть поздняя подача заявления, совершение этого поступка по принуждению или уговору близких, малая вероятность изнасилования в названное время и в названном месте, противоречия между показаниями потерпевшей и материалами дела, неправдивые показания об отдельных фактах, убедительность доводов подозреваемого о добровольном характере полового сношения и др.

Для проверки этой версии выясняют следующие вопросы: как стало известно об изнасиловании окружающим потерпевшую близким лицам, сразу ли она подала заявление в следственные органы, по своей инициативе или по настоянию других лиц; имеются ли следы насилия, о котором говорит потерпевшая, на ее теле и одежде; нет ли противоречий в ее показаниях, не склонна ли она к фантазированию; в каких отношениях находились потерпевшая и подозреваемый до данного события и как развивались эти отношения после; в каких отношениях находились между собой подозреваемый и лица, близкие заявительнице; как реагировали близкие на сообщение о происшедшем; имеются ли мотивы оговора. Для получения ответов на перечисленные вопросы важно не только подробно допросить обоих, но найти и допросить свидетелей, знающих потерпевшую и обвиняемого, особенно тех, с кем они делились своими переживаниями до и после этого события.

Допрос подозреваемого (обвиняемого). Составляя план допроса подозреваемого (обвиняемого), следователь прогнозирует версии, которые обвиняемый может выдвинуть в свою защиту: алиби, добровольное половое сношение, отрицание самого факта половой близости и другие, указанные выше. Для проверки алиби подозреваемый подробно допрашивается о том, где он был и что делал в то время, когда было совершено изнасилование. При этом детализируется его поведение по часам и минутам (передвижение, встречи, разговоры, занятия), чтобы в дальнейшем можно было обнаружить свидетелей и проверить алиби.

Заявляя о добровольном характере полового сношения, подозреваемый обычно ссылается на наличие интимных отношений между ним и потерпевшей. Для проверки этой версии он допрашивается о том, как давно длится такая связь, знают ли о ней близкие его и ее, как к этому относятся, имеются ли у него или у нее письма, дневники, другие документы, подтверждающие эту связь, были ли между ними ссоры. Какой характер носила его последняя встреча с заявительницей: не сопровождалась ли действиями, в результате которых были причинены повреждения ей и ему, чем он объясняет заявление об изнасиловании.

Подозреваемый может не отрицать встречу с заявительницей, утверждая, что полового сношения не было. Учитывая тот факт, что на теле и одежде обоих могут быть обнаружены следы полового сношения, необходимо проверить, кому они принадлежат; подозреваемый допрашивается о том, с кем вступал в половой контакт в последний раз, когда это было, какой характер носила встреча, не осталось ли от нее повреждений на его теле и одежде. В отношении встречи с заявительницей подробно выясняется, где и в связи с чем он с ней встречался, как долго они были вместе, что делали, о чем говорили, не снимали ли детали одежды, в связи с чем; кто их видел или слышал, как они расстались, в каких направлениях разошлись или разъехались, кого он встретил по пути, кто знает об их встрече. Располагая показаниями потерпевшей, можно расширить перечень вопросов для проверки показаний обоих.

Предвидя то обстоятельство, что обвиняемый может изменить показания и впоследствии отрицать факт встречи с заявительницей, полезно провести осмотр места происшествия с его участием, отразив в протоколе, на фотоснимках или видеопленке все детали обстановки места происшествия с его пояснениями. Это особенно важно в тех случаях, когда обвиняемый был на этом месте всего один раз при встрече с потерпевшей и не мог знать о нем из других источников.

С целью разоблачения ложной позиции обвиняемого и получения от него правдивых показаний рекомендуется предъявление доказательств: протоколов допросов, заключений экспертиз, предметов, обнаруженных при обысках, на месте происшествия.

Кроме вышеназванного допроса нередко планируется и проводится допрос на очной ставке. По делам об изнасилованиях этот вид допроса может травмировать потерпевшую, особенно несовершеннолетнюю или малолетнюю, в связи с чем решение о производстве очной ставки должно быть продуманным и обоснованным. Очная ставка проводится только в случае крайней необходимости, когда разрешить противоречия другими способами не удается и есть основания надеяться, что это принесет ожидаемый результат. То же относится и к проведению предъявления для опознания. Это следственное действие еще менее приятно потерпевшей от изнасилования, чем очная ставка.

Особенности расследования изнасилования несовершеннолетних и малолетних. Трудности в расследовании подобных дел обусловлены возрастными особенностями потерпевших. В наибольшей мере это относится к малолетним, не способным рассказать о случившемся "взрослым" языком и склонным порой к фантазированию, применяющим в рассказах свой детский язык. Показания таких потерпевших требуют проверки не только по расследуемому факту, но и по характеристике и особенностям данной потерпевшей. Так как в описании примет преступника могут возникнуть сомнения, крайне важно найти свидетелей, видевших потерпевшую с каким-либо мужчиной или мужчину, проявлявшего повышенный интерес к малолетним девочкам. В этих делах проверяют всех лиц, ранее судимых за половые преступления в отношении несовершеннолетних, которых устанавливают с помощью розыскных заданий, путем изучения приостановленных дел о такого рода преступлениях. Хотя опознания и очные ставки с малолетними, как правило, не рекомендуются, не исключено проведение таких следственных действий с потерпевшей шести-семи лет, которая подробно описывает подозреваемого, названные ею приметы соответствуют этому лицу, дает четкие показания о происшедшем событии. Подготовка к такому следственному действию требует бесед с родителями девочки и с ней самой, чтобы предотвратить неожиданные эмоции во время следственного действия.

Заявление матери об изнасиловании ее малолетней дочери требует тщательной проверки, ибо известны случаи, когда мать изнасилованной неизвестным лицом девочки пыталась использовать этот факт для сведения личных счетов с кем-либо. Иногда мать скрывает преступление, совершенное ее сожителем.

Особенности расследования групповых изнасилований. Эта категория дел встречается чаще при совершении изнасилований несовершеннолетними. Нередко и потерпевшими также являются несовершеннолетние. Как правило, показания участников такого события характеризуются противоречиями, вызванными не только стремлением смягчить свою вину, перелагая ее на других, но и тем, что событие происходило в затемненном помещении, где плохо видно, а участники находились в состоянии алкогольного опьянения. В этой ситуации следователи не только проводят детальные допросы потерпевших и подозреваемых, очные ставки между ними, но и применяют допрос по схематическим планам места происшествия для уточнения расположения участников данного события в интересующие следователя моменты времени. Кроме того, в этой ситуации особенно важны экспертные исследования для установления микрочастиц на одежде потерпевших и обвиняемых, следов полового сношения с определенным лицом, следов сопротивления, борьбы.

Наши рекомендации