Задачи транспортной логистики
Место транспортной логистики в структуре общественного производства
Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг (рис. 3.1).
Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
Рис. 3.1. Место транспорта в структуре общественного производства
По назначению выделяют две основные группы транспорта:
– транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль - основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.
– транспорт не общего пользования -внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным организациям.
Организация перемещения грузов транспортом не общего пользования является предметом изучения производственной логистики. Задача выбора каналов товародвижения решается в области распределительной логистики.
Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения.
Задачи транспортной логистики:
- выбор вида транспортных средств;
- выбор типа транспортных средств;
- совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
- совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
- определение рациональных маршрутов доставки.
Основное место в транспортной логистике занимают задачи составления маршрутов, которые позволяют до минимума сократить пробег транспортных средств или которые минимизируют затраты на перевозку грузов.
Классификация железнодорожных и автомобильных перевозок
Классификации автомобильных перевозок:
1. Отраслевой признак: промышленных грузов, грузов строительства, грузов сельскохозяйственных, грузов торговли, грузов коммунального хозяйства, почтовые грузы.
2. Территориальный признак: городские, пригородные, межрайонные, междугородние, международные.
3. Способ выполнения: местные, прямого сообщения, смешанного сообщения.
Классификации железнодорожных перевозок.
1.По видам сообщения: местные перевозки, прямые перевозки, прямые смешенные перевозки, прямые международные перевозки.
2. По количеству груза принятого по 1-й накладной: мелкая отправка, мелко тоннажная отправка, по вагонная отправка
3. В зависимости от скорости доставки: грузовые, пассажирские, скоростные.
Задачи транспортной логистики.
1. Обеспечение технической и технологической сопряженностью участков транспортного процесса. Техническая сопряженность – это согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов так и межвидовом плане. Технологическая сопряженность – это применение единой технологии транспортировки, прямые перевозки без перегрузочные сообщения.
2. Согласование экономических интересов участников транспортного процесса. Экономическая сопряженность – это общая система исследования конъектуры рынка и построение тарифной системы;
3. Создание транспортных систем в том числе транспортных коридоров и транспортных цепей. Транспортный коридор – это часть рациональный или международной транспортной системы которая обеспечивает значительные грузовые перевозки между отдельными географическими районами. Транспортная цепь –это перевозка груза на определенное расстояние в течение определенного периода времени с использованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта.
4. Обеспечение технологического единства транспортно укладочного процесса;
5. Обеспечение планирования транспортного процесса совместно со складским и производственным.
6. Выбор вида транспортного средства.
7. Выбор типа транспортного средства.
8. Выбор и определения рациональных маршрутов доставки.