Определение товара. Объекты товароведения
Товароведение как научная дисциплина возникло и формировалось вместе с развитием товарного производства. Любая наука начинается с определенияосновных понятий, применяемых в ней. В данной дисциплине такими понятиями является «продукция» и «товар».
Продукция-это материальный или нематериальный (услуги, информация, идеи) результат деятельности, предназначенный для удовлетворения различных потребностей. Продукция становиться товаром, когда она является объектом купли-продажи. Таким образом товар- это объект купли-продажи и средство удовлетворения различных потребностей.
Объектами товароведной деятельности являются товары.
Товароведная деятельность как составная часть коммерческой
направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги (по
хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т. п.). При этом в
качестве объектов могут выступать товары не только потребительские, но
и промышленного назначения (сырье, полуфабрикаты, комплектующие
изделия, оборудование и т. п.).
Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную.
Ассортиментная характеристика товаров — совокупность
отличительных групповых и видовых свойств и признаков товаров,
определяющих их функциональное и (или) социальное назначение. Такая
характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность,
наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия
одного вида или наименования товара от другого.
Качественная характеристика (качество) товаров — совокупность
внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью
удовлетворять разнообразные потребности. Данная характеристика
товаров тесно связана с ассортиментной, так как им обеим присуще
общее потребительское свойство — назначение. Качественная
характеристика отличается от ассортиментной большей полнотой
потребительских свойств, среди которых важное место занимают
безопасность и экологичность.
Количественная характеристика товаров — совокупность
определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью
физических величин и единиц их измерения. Эти характеристики
удовлетворяют потребности в товарах определенных размеров и
зачастую при создании потребительских предпочтений менее значимы,
чем ассортиментная и качественная. Исключение составляют лишь
размерные характеристики, применяемые при оценке качества.
Стоимостные характеристики товаров не относятся к това-
роведным и составляют предмет изучения экономических дисциплин,
поэтому в данном случае подробно не рассматриваются.
Субъекты товароведения
Субъекты товароведной деятельности являются товароведы — специалисты,
Обеспечивающие продвижение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, качественной, количественной и стоимостной характеристик товара, атакже запросов потребителей.
В соответствии с ГОСТ Р 51305-99 к товароведам предъявляются требования:
• наличие среднего специального или высшего профессионального
образования по специальности: СПО 0612 «Товароведение» или ВПО
351100 «Товароведение и экспертиза товаров»;
• осуществление контроля за соблюдением условий и сроков
поставки, транспортирования, приемки, хранения товаров, правил
маркировки и упаковки, за соответствием их качества и количества,
согласно заявленным в товарно-сопроводительных и/или нормативных
документах, а также на маркировке и иных носителях информации;
• своевременное оформление претензионных материалов по
качеству, упаковке и маркировке товаров;
• участие в рассмотрении претензий покупателей на некачественный
товар;
• знание потребительских свойств и показателей качества
закупаемых и реализуемых товаров; умение их оценивать, определять
дефекты, причины возникновения, способы использования или
предотвращения попадания дефектных товаров в торговлю, а при
необходимости и своевременного изъятия из торговли;
• применение средств измерений, поверенных в установленном
порядке;
• участие в формировании ассортимента реализуемых товаров;
• установление нормируемой и фактической естественной убыли и
определение порядка их списания;
• участие в проведении инвентаризации товаров.
Закрепление учебного материала
Задание.
Подготовьте ответы на вопросы:
1.Дайте определения основополагающих терминов дисциплины:
«товароведение», «продукция», «товар».
2.Укажите объект и предмет учебной дисциплины товароведения.
3.Укажите субъект учебной дисциплины товароведения.
4. Охарактеризуйте цель и задачи товароведения.
5. Установите требования к профессиональной компетентности товароведа.
6.Укажите нормативные документы, регламентирующие требования к товароведам.
7.Перечислите основные знания и умения, которыми должен обладать товаровед.