Определение товара. Объекты товароведения

Товароведение как научная дисциплина возникло и формировалось вместе с развитием товарного производства. Любая наука начинается с определенияосновных понятий, применяемых в ней. В данной дисциплине такими понятиями является «продукция» и «товар».

Продукция-это материальный или нематериальный (услуги, информация, идеи) результат деятельности, предназначенный для удовлетворения различных потребностей. Продукция становиться товаром, когда она является объектом купли-продажи. Таким образом товар- это объект купли-продажи и средство удовлетворения различных потребностей.

Объектами товароведной деятельности являются товары.

Товароведная деятельность как составная часть коммерческой

направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги (по

хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т. п.). При этом в

качестве объектов могут выступать товары не только потребительские, но

и промышленного назначения (сырье, полуфабрикаты, комплектующие

изделия, оборудование и т. п.).

Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную.

Ассортиментная характеристика товаров — совокупность

отличительных групповых и видовых свойств и признаков товаров,

определяющих их функциональное и (или) социальное назначение. Такая

характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность,

наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия

одного вида или наименования товара от другого.

Качественная характеристика (качество) товаров — совокупность

внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью

удовлетворять разнообразные потребности. Данная характеристика

товаров тесно связана с ассортиментной, так как им обеим присуще

общее потребительское свойство — назначение. Качественная

характеристика отличается от ассортиментной большей полнотой

потребительских свойств, среди которых важное место занимают

безопасность и экологичность.

Количественная характеристика товаров — совокупность

определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью

физических величин и единиц их измерения. Эти характеристики

удовлетворяют потребности в товарах определенных размеров и

зачастую при создании потребительских предпочтений менее значимы,

чем ассортиментная и качественная. Исключение составляют лишь

размерные характеристики, применяемые при оценке качества.

Стоимостные характеристики товаров не относятся к това-

роведным и составляют предмет изучения экономических дисциплин,

поэтому в данном случае подробно не рассматриваются.

Субъекты товароведения

Субъекты товароведной деятельности являются товароведы — специалисты,

Обеспечивающие продвижение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, качественной, количественной и стоимостной характеристик товара, атакже запросов потребителей.

В соответствии с ГОСТ Р 51305-99 к товароведам предъявляются требования:

• наличие среднего специального или высшего профессионального

образования по специальности: СПО 0612 «Товароведение» или ВПО

351100 «Товароведение и экспертиза товаров»;

• осуществление контроля за соблюдением условий и сроков

поставки, транспортирования, приемки, хранения товаров, правил

маркировки и упаковки, за соответствием их качества и количества,

согласно заявленным в товарно-сопроводительных и/или нормативных

документах, а также на маркировке и иных носителях информации;

• своевременное оформление претензионных материалов по

качеству, упаковке и маркировке товаров;

• участие в рассмотрении претензий покупателей на некачественный

товар;

• знание потребительских свойств и показателей качества

закупаемых и реализуемых товаров; умение их оценивать, определять

дефекты, причины возникновения, способы использования или

предотвращения попадания дефектных товаров в торговлю, а при

необходимости и своевременного изъятия из торговли;

• применение средств измерений, поверенных в установленном

порядке;

• участие в формировании ассортимента реализуемых товаров;

• установление нормируемой и фактической естественной убыли и

определение порядка их списания;

• участие в проведении инвентаризации товаров.

Закрепление учебного материала

Задание.

Подготовьте ответы на вопросы:

1.Дайте определения основополагающих терминов дисциплины:

«товароведение», «продукция», «товар».

2.Укажите объект и предмет учебной дисциплины товароведения.

3.Укажите субъект учебной дисциплины товароведения.

4. Охарактеризуйте цель и задачи товароведения.

5. Установите требования к профессиональной компетентности товароведа.

6.Укажите нормативные документы, регламентирующие требования к товароведам.

7.Перечислите основные знания и умения, которыми должен обладать товаровед.

Наши рекомендации