Нади: каналы или энергия
Хотя нади формально являются эне ргетическими каналами и могли быть включены в четвертую часть нашей книги, они так тесно связаны с чакрами и процессом кундалини, что могут быть поняты только в связи с ними. По этой причине мы подробно рассматриваем нади в этой части.
Слово нади происходит от санскритского корня над и означает движение. В соответствии с самой древней индуистской священной книгой «Ригведой», нади обозначает «поток», это подходящий термин, так как нади проводят разнообразные тонкие энергии по телу. В этой роли они выступают как каналы, или распределительная система для чакр, помогают управлять физической системой и играют важную роль в восхождении кундалини.
Первое упоминание о нади содержится в ранней «Упанишаде», написанной в VIII–VII веках до н. э. Это учение было развито в поздней «Упанишаде», йоге и тантрических школах.
Нади часто сравнивают с традиционной китайской системой меридианов. Обе распределяют энергию и взаимодействуют с ча крами. Однако существует несколько отличий. Традиционная китайская медицина работает с двенадцатью главными меридианами. Нади насчитывается гораздо большее количество. Первые «Упанишады» сообщали о 72 000 нади, другие свидетельствуют, что их существует от 1 000 до 350 000, а древний текст «Шива Саммита» указывает на существование еще большего количества нади. Однако большинство систем, включая Аюрведу и тибетскую культуру, сходятся на 72 000 нади. Один из древних текстов описывает нади следующим образом:
Теперь в сердце ожидает собственное «я», место соединения сотен нервов (нади) с ним. Каждый из этой сотни ведет наружу другую сотню, а последние выводят ответвления в количестве семидесяти двух, помноженных на тысячу. Их пропитывает и течет в них Вьяна.
Некоторые эксперты утверждают, что если у меридианов есть физическая составляющая в их проводящей системе, то нади взаимодействуют с физической нервной системой. В действительности над и не только проводят прану по телу, но также преобразуют ее в другие типы энергии для органов, желез и тканей.
Однако не все эксперты соотносят нади с нервной системой. Доктор Хироши Мотояма, написавший более двадцати книг по восточной медицине, не соотносит их с нервами. Он полагает, что поскольку главный нади Сушумна лежит в центре позвоночного столба, а нервы лежат вне этого центра (они проходят по спинному каналу, окружающему спинной мозг), он физически не может быть связанным с нервами. Ученый также указывает, что клетки спинного мозга и нервной системы состоят из разных исходных частиц.
Как уже указывалось в главе «Соотношение научных принципов с теорией чакр», Мотояма считает, что нади и меридианы могут быть идентичны. Например, он отмечает близкое соответствие между задним срединным меридианом и главным нади Сушумна, потому что они соотносятся анатомически и выполняют аналогичные функции. Он предполагает, что существует близкая связь между другими меридианами и главными нади. Это обосновывает подтверждение той идеи, что существует тесная взаимосвя зь между чакрами, меридианами и нервами.
В соответствии с системой тантрической йоги существует два типа нади.
Йогические нади.
Это нематериальные, невидимые тонкие энергетические каналы. Внутри этой группы имеются два типа нади:
• манас, каналы для разума (иногда называемые мановахини или мановахи);
• читта, каналы самоощущения (также называемые читтавахии).
Плотные нади. Это материальные, видимые тонкие энергетические каналы. Они включают в себя нервы, мышцы, сосуды кровеносной и лимфатической систем и акупунктурные меридианы.
И плотные, и тонкие нади могут переносить прану. Выполняющие эту миссию нади называются пранавахи или пранавахини.
Существуют три ключевых нади: Сушумна, или главный нади, Ида на левой стороне тела и Пингала на правой. Главные чакры питает Сушумна, проходя внутри позвоночника от е го основания до центра головного мозга.
Что же касается Ида и Пингала, они перекрещиваются подобно двойной спирали и связаны с симпатическими нервными стволами, идущими вдоль позвоночника. Совместно эти три нади очищают физическое тело и стимулируют восхождение кундалини по Сушумне. Этот процесс также высвобождает сиддхи, или кажущиеся сверхъестественными способности.
В целом существует четырнадцать главных нади. Так же как Сушумна соответствует заднему срединному меридиану, каждый нади связан с определенным меридианом.
Сушумна нади
Дыхание и три главных нади
Йоги ищут просветления, работая с тремя главными нади. Самая распространенная их иллюстрация изображает Сушумну в виде прямого меча с двумя свернувшимися вокруг него змеями (Ида и Пингала). Она известна нам как кадуцей – символ медицины. Ида и Пингала сходятся в одной точке на уровне носа, Ида идет в левую ноздрю, а Пингала в правую. Ида и Пингала пересекают Сушумну четыре раза, пересекая и окружая чакры, таким образом прокладывая путь вверх для активизированной кундалини.
Как разбудить спящую змею? Основной процесс подразумевает использование праны (дыхания) для проведения энергии через Иду и Пингалу к основанию позвоночника. Посвященный дышит каждый раз одной ноздрей, активируя либо Иду, либо Пингалу, а одновременно с ними и другие нади. Сушумна активен только тогда, когда дыхание осуществляется через две ноздри, что происходит только десять раз в час, если используется соответствующая процедура. В этот момент вдохи и выдохи прекращаются, другие нади прекращают действовать, и кундалини (особенно Шакти кундалини) способна подниматься по Брахма нади. Когда она поднимается, она находится в гармонии с Ида и Пингала и окруженными ими чакрами и стимулирует энергию чакр. Поднимаясь вверх, Ида и Пингала чередуются у каждой чакры, пока не достигнут Аджны, где они соединяются с Сушумной. Эта идущая вверх сила создается слиянием негативных ионов праны и положительных ионов апаны, одной из форм дыхания.
Говорят, что, когда дыхание прекращается во время процесса, называемого пранаяма, физическое тело не стареет. В дополнение этот процесс стимулирует сиддхи, или дары силы.
Посвященный должен готовить свое тело к процессу кундалини. Общая подготовительная практика заключается в использовании асан, или поз, медитаций, голодания, техник работы с нади и других методов очищения тела. Если тело не готово полностью, кундалини опустится вниз, приведя к негативному опыту.
Расположение. Этот центральный нади проходит через позвоночник. Поток начинается в чакре Муладхара и заканчивается в коронной чакре Сахасрара, где расщепляется на два потока. Передний проходит через чакру Аджна, а затем к Брахмарандхра – месту высшего сознания, находящемуся между двумя полушариями мозга и Сахасрар ой. Задний поток идет за черепом, а затем в Брахмарандхра. Сушумна состоит из трех йогических нади, расположенных слоями.
• Внешний слой. Сушумна. Этот сияющий красный слой считается существующим вне времени.
• Средний слой. Ваджрини, или Ваджра нади. Искрящийся по природе, этот нади проявляет две противоположные природы: солнце и токсичность.
• Внутренний слой. Читрини, или Читра нади, бледный, светящийся различными цветами.
Отражает природу луны и доброту небес. Связан с мечтами и видением, важен для поэтов и художников. Этот нади заканчивается в Брахма Двара – двери Брахмы, создателя. Отсюда кундалини отправляется к конечному месту отдыха в Сома чакре.
В центре Сушумны (или трех составляющих его нади) находится Брахма нади, поток чистоты. Он соединяется с Брахмарандхра (рис. 5.14).
Роль. Сушумна служит главным распределителем праны между тонкими эне ргетическими органами и чакрами. Обычно он не активен, когда активны другие нади, и действует, когда они спокойны. Он также работает с потоками Ида и Пингала для регуляции дыхания (праны) и активирует восхождение кундалини.
Ида нади
Расположение. Начинается ниже чакры Муладхара, связан также с левой тестикулой у мужчин. Заканчивается в левой ноздре. Он также стимулируется через эту ноздрю. Некоторые школы изменяют его расположение – начало и окончание, особенно во время первой ступени активизации кундалини.
Одни эзотерические системы связывают этот нади с симпатической нервной системой, так как он проходит слева от позвоночника. Другие же считают его скорее умственным, а не нервным каналом.
Роль. Часть левого канала системы нади. Передает умственную энергию и прану. Связан с Луной. Считается женским символом, осуществляющим такие взаимозависимые функции как сохранение энергии, усиление безмятежности, успокоение разума и выделение материально необходимого. Его природа является магнитной. Восстанавливает энергию мозга. Через связь с луной соотносится с психикой, или душой. Некоторые йогические системы (такие как свара-йога) рекомендуют держать Ида (и левую ноздрю) открытым днем, чтобы сбалансировать солнечную энергию. Он доминирует с новолуния до полнолуния.
Пингала нади
Расположение. Начинается ниже чакры Муладхара и заканчивается в правой ноздре. Также активируется через эту ноздрю.
Роль. Часть правого канала системы нади. Передает умственную энергию и прану, которая считается солнечной. Связан с Солнцем, м ужской символ, обеспечивает энергией физические движения и деятельность. Также ассоциируется с жизненной силой и мощью; природа его является электрической; способствует быстроте ума и поддерживает конструктивную деятельность. Некоторые системы йоги рекомендуют дышать через правую ноздрю ночью, чтобы сбалансировать лунную энергию этого времени суток. Доминирует с полнолуния до новолуния.
Истинное просветление также зависит от соответствующего возникновения мужской и женской энергий. Ида нади в основном женская, Пингала считается мужской. Каждый из них представлен определенным цветом, небесным телом и рекой для описания его качеств. Сушумна является комбинацией женской, мужской и многих других энергий, поэтому считается чистой, подобной бриллианту, энергией.
Таблица дает описание энергий каждого нади и реки, связанной с ним. Ида связан с Гангом, Пингала с Ямуна, а Сушумна с Сарасвати. Индусы верят, что эти три реки смешиваются и образуют священ ное место, хотя в реальности Сарасвати не впадает в другие две реки; они считают Сарасвати самой священной из всех рек в мире из-за ее способности невидимо присоединиться к их союзу.
Малые нади
Гандхари
Расположение. Начинается в углу левого глаза и заканчивается в большом пальце левой ноги.
Роль. Совместно с Хастажихва нади Гандхари помогает Ида и образует левый канал. Несет психическую энергию от нижней части тела к Аджне.
Хастажихва
Расположение. Начинается в углу правого глаза и заканчивается в большом пальце левой ноги.
Роль. Совместно с Гандхари нади Хастажихва помогает Ида и образует левый канал. Несет психическую энергию от нижней части тела к Аджне.
Яшасвиви
Расположение. Идет от левого уха к большому пальцу левой ноги.
Роль. Совместно с Пуша нади Яшасвиви дополняет Пингала нади. Втроем они образуют правый канал (рис. 5.16).
Пуша
Расположение. Располагается между правым ухом и большим пальцем левой ноги.
Роль. Совместно с Яшасвиви нади Пуша помогает Пингала и образует правый канал.
Аламбуша
;Расположение. Начинается у ануса и заканчивается во рту.
Роль. Обеспечивает праной усвоение пищи и выведение отходов. Также помогает усваивать идеи и мысли.
Куху
Расположение. Начинается в горле, заканчивается в гениталиях.
Роль. Помогает Читрини нади переносить бинду (бинду как сперма отличается от сил бинду) и делает возможной эякуляцию. Определенные духовные упражнения могут помочь удерживать половую секрецию и таким образом реализовать самадхи, или состояние целостности.
Шанкхини
Расположение. Начинается в горле, затем проходит между Сарасвати и Гандхари, прежде чем закончится в анусе.
Роль. Активируется очищением кишечника и ануса.
Сарасвати
Расположение. Начинается в чакре Муладхара, а заканчивается в языке; некоторые источники сообщают, что он начинается в языке, а заканчивается в голосовых связках.
Роль. При помощи очищающих техник этот нади способствует осуществлению желаемого. Отвечает за распространение знаний. Иногда считается компаньоном Сушумны.
Паясвини
Расположение. Идет между Пуша и Сарасвати и заканчивается в правом ухе. Физически проходит между мочкой правого уха и черепными нервами.
Роль. Йоги активируют этот нади, нося в ушах серьги, что стимулирует часть мочки уха, связанной с черепными нервами. Полученный в результате доступ к энергиям окружающей среды расширяет связь с высшим «я».
Варуни
Расположение. Между Яшасвиви и Куху нади, начинается у горла, а заканчивается в анусе.
Роль. Как и Пранавахи нади, он выводит токсины из нижней части организма при помощи апана – особого дыхания. Когда варуни поврежден, он является пр ичиной усиления метеоризма или инерции нижней части тела.
Вишводара
Расположение. Между Куху и Хастажихва нади, в пупке или в районе пупка.
Роль. Способствует пищеварению. Стимулирует поджелудочную железу и надпочечники, совместно с Варуни распределяет прану по телу, в основном через Сушумна.