ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГИРОКОМПАСАМ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ СУДОВ(В соответствии с РЕЗОЛЮЦИЕЙ ИМО А.821(19), которая была принята 23 ноября 1995 г.)

Гирокомпас должен определять курс высокоскоростного судна (ВС) относительно географического (истинного) севера. В дополнение к общим требованиям, оборудование гирокомпасов, установленное на судне, эксплуатирующемся в следующих условиях

1 скорость от 30 до 70 узлов;

2 максимальная угловая скорость поворота 20°/с; и

3 обычный район эксплуатации между 70° северной широты и 70° южной широты, должно отвечать, минимальным эксплуатационным требованиям, указанным в настоящих требованиях.

Метод представления

Оборудование гирокомпаса должно включать картушку компаса или аналоговый репитер для управления судном и дополнительное оборудование для визуального пеленгования. Оно должно быть градуировано в равных интeрвaлах через один градус или десятую часть градуса. Цифровые обозначения должны наноситься через каждые 10°, начиная с 000° по часовой стрелке до 360°. Дополнительно может быть предусмотрен цифровой индикатор. Если имеется цифровой индикатор, курс должен отображаться в виде трех цифр, а также, факультативно, четвертой цифры, указывающей десятую долю градуса. Если гирокомпас используется с цифровым индикатором, он должен включать указатель поворота.

Точность

Гирокомпас, запущенный в соответствии с инструкцией изroтовителя, должен прийти в меридиан за время не более 6 ч в широтах до 70°. На любом курсе и на любой широте до 70° установившаяся поправка гирокомпаса, не должна превышать ±0,75° secj, где курс гирокомпаса должен браться как среднее арифметическое из 10 отсчетов, взятых с интервалами в 20 мин, а среднеквадратичная погрешность разностей между отдельными отсчетами курса и средним значением должна быть менее ±0,25° secj. Повторяемость установившейся ошибки гирокомпаса от одного пуска до другого должна быть в пределах 0,25 secj.

Работа в эксплуатационных (динамических) условиях.

Гирокомпас, запущенный в соответствии с инструкцией изготовителя, должен прийти в меридиан за время не более 6 ч в широтах до 70° при бортовой и килевой качке с периодом простых гармонических колебаний от 6 до 15 с, максимальной амплитудой 5° и максимальным горизонтальным ускорением 0,22 м/c2. Повторяемость установившейся ошибки основного прибора гирокомпаса должна быть в пределах ±1° secj, включая изменения магнитного поля и изменения температуры, согласно требованиям резолюции А.694(17), и т.д., которые могут встретиться на судне, на котором установлен компас.

На широтах до 70° северной или южной широты на судне, эксплуатирующемся в пределах полосы широт 10°:

1 после введения коррекции на скорость и курс при скорости 70 узлов остаточная постоянная ошибка не должна превышать ±0,25° secj;

2 максимальная ошибка, вызванная быстрым изменением скорости судна в 70 узлов, должна сводиться к минимуму и не должна превышать ±2°;

3 ошибка, вызванная быстрым изменением курса в любом направлении на 180° при максимальной угловой скорости поворота 20°/с и скорости 70 узлов, не должна превышать ±3°

4 неустановившиеся и постоянные ошибки, вызванные бортовой и килевой качкой и рысканием судна с периодом простых гармоничных колебаний от 6 до 15 с, амплитудами 20°, 10° и 5° соответственно, при максимальном горизонтальном ускорении не более 1 м/с2, на любом курсе, особенно при 45°, 90° и 315°, не должны превышать ±1° secj. При всех условиях эксплуатации максимальное расхождение в отсчетах между показаниями основного прибора и оборудования управления рулем и визуального пеленгования не должно превышать ±0,5°.

Скорость отработки системы передачи курса должна быть не менее 20°/с.

Конструкция и установка

Основной прибор должен устанавливаться на судне так, чтобы диаметральные линии отсчета были параллельны диаметральной плоскости судна в пределах ±5°. Курсовая черта и центр картушки компаса должны находиться в одной вертикальной плоскости и должны быть точно выставлены. Должны быть предусмотрены средства для коррекции за скорость и широту. Для автоматической коррекции за скорость должен использоваться одобренный точный датчик скорости. Должен быть предусмотрен сигнал, указывающий на готовность гирокомпаса к использованию. Должен быть предусмотрен аварийно-предупредительный сигнал, указывающий на неисправность источника питания гирокомпаса или функциональную неисправность внутренней системы, которые могут привести к искажению информации о курсе. Система должна быть спроектирована таким образом, чтобы обеспечивалась выдача информации о курсе в другое навигационное оборудование, такое, как радиолокатор, САРП, радиопеленгатор и авторулевой.

ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАГНИТНЫМ КОМПАСАМ (В соответствии с РЕЗОЛЮЦИЕЙ ИМО А.382(10), которая была принята 14 ноября 1977 г, с поправками по РЕЗОЛЮЦИИ MSC.86(70) Приложение 2), которая была принята 11 декабря 1998 г.)

Конструкция

Курсовая черта должна быть нанесена на корпус магнитного датчика параллельно линии ДПА.

Погрешность нанесения курсовой черты должна быть в пределах ± 0,50 направления нос-корма корпуса датчика.

Если установлен гиростабилизатор, он должен иметь такую же маркировку и, дополнительно, маркировку верха или низа.

Установка

Нактоуз магнитного датчика должен иметь возможность поворота до ± 0,50 относительно линии ДП для корректуры установки нактоуза.

Размещение чувствительного элемента на компасе, указанном в пункте 3.1 выше, должно все же позволять компасу отвечать требованиям резолюции А.328(Х), особенно в отношении точности, карданного подвеса и азимутальной шкалы.

Наши рекомендации