Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы | Обеспечиваемые темы |
|
|
Используемая литература:
Для студентов:
1. Руководство по лабораторным методам диагностики. Кишкун А.А., 2010г.
2. Интернет – ресурсы. Сайт «Общеклинические исследования»– www.unimedau.ru
3. Интернет – ресурсы. Сайт Лабораторная диагностика - www. Dic.academic.ru.
Для преподавателей:
1. Киническая лабораторная диагностика. Национальное руководство в 2-х томах. – Под редакцией Долгова В.В., Меньшикова В.В., 2012.
2. Руководство по лабораторным методам диагностики. Кишкун А.А., 2010г.
3. Интернет – ресурсы. Сайт «Общеклинические исследования»– www.unimedau.ru
4. Интернет – ресурсы. Сайт Лабораторная диагностика - www. Dic.academic
Хронокарта занятия
1.Организационный момент 2 минуты
2.Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства 5 минут
3.Изложение учебного материала 70 минут
4. Контроль усвоения материала 6 минут
5.Подведение итогов занятия 5 минут
6.Сообщение домашнего задания 2 минуты
Характеристика отдельных элементов занятия
Содержание этапов занятия | Методическое обоснование |
1. Организационный момент Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих. | С целью настроить студентов на восприятие учебной атмосферы занятия, воспитания организованности и ответственности студентов. |
2.ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ. СОЗДАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА Преподаватель четко называет тему занятия, цель занятия, этапы занятия. Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии. Подчеркивается, что изучение исследования крови имеет большое значение для клинической медицины, так как диагностика любого заболевания организма человека начинается с назначения клинического анализа крови. Одним из важных и наиболее достоверным методом проведения исследования крови является определение показателей крови современными аппаратными методами, в том числе гематологическим анализатором последнего поколения. При создании мотивационного пространства используются межпредметные связи, показывается значение данной темы при изучении профессиональных модулей. Исследование крови невозможно без знаний анатомии и основ патологии, латинского языка, что помогает развивать клиническое мышление специалиста лабораторной службы. | Определение целей и задач занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности. Понимание студентами практической значимости темы, а также осознанное выполнение практической работы. Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности. |
3. Изложение нового материала с использованием мультимедиа системы . План 1.Нормативная документация по контролю качества в КДЛ. 2.Особенности проведения контроля качества гематологических исследований. 3.Методы проведения контроля качества. Виды ошибок. 4.Проведение воспроизводимости и правильности гематологических исследований. Контрольные материалы. 5.Ведение и оформление документации по контролю качества. | Усвоение теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий. Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих и профессиональных компетенций. Формирование ОК1, ОК9.. |
4. Контроль усвоения нового материала | С целью получения объективной информации о степени усвоения теоретического материала, коррекции знаний. Осознание студентами значимости своей будущей профессии. |
5. Подведение итогов занятия. Преподаватель обобщает результаты и систематизирует знания темы лекционного занятия. Комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. | С целью логического завершения занятия, создания ситуации для системного подхода в изучении дисциплины. Анализ и оценка успешности достижения целей и задач студентами, определение перспектив последующей работы. |
6.СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. Преподаватель сообщает тему следующего занятия: «Понятие и классификация реактивных состояний. Изменение показателей гемограммы при реактивных состояниях». Тематика самостоятельной работы 1.Нормативная документация по контролю качества в КДЛ. 2.Методы оценки воспроизводимости и правильности. 3.Методы статистической обработки результатов контроля качества. 4.Особенности проведения контроля качества гематологических лабораторных исследований. Виды самостоятельной работы 1.Оформление и защита рефератов, мультимедийных презентаций. 2.Работа в сети Интернет по заданию преподавателя. | Осознание студентами целей, содержания и способов выполнения домашнего задания. Формирование ОК1, ОК2, ОК9 |
Информационный блок см. Лекция 4. «Особенности проведения контроля качества гематологических исследований»
ЛЕКЦИЯ №4
«ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту студенты должны знать:
· задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в гематологической лаборатории;
· теорию кроветворения; морфологию клеток в норме;
· понятия «эритроцитоз» и «эритропения»; «лейкоцитоз» и «лейкопения»; «тромбоцитоз» и «тромбоцитопения».
ПЛАН лекции
1.Нормативная документация по контролю качества в КДЛ.
2.Особенности проведения контроля качества гематологических исследований.
3.Методы проведения контроля качества. Виды ошибок.
4.Проведение воспроизводимости и правильности гематологических исследований. Контрольные материалы.
5.Ведение и оформление документации по контролю качества.
Контроль качества - система мер, направленная на улучшение качества и стабильности лабораторных исследований.
Имеется определенная степень ненадежности в каждом лабораторном исследовании. Повторное исследование в тех же условиях (тот же лаборант, те же реактивы, оборудование), дает неидентичные результаты исследования, из-за погрешности, которые присуще всем измерениям.
Нормативные документы по контролю качества:
Приказ МЗ России №45 от 07.02.2000 «О системе мер по повышению качества КЛИ в учреждениях ЗО РФ»
Приказ №220 130001-2003 «Правила проведения внутрилабораторного контроля качества лабораторных исследований с использованием контрольных материалов»
Приказ № 117 МЗ и МП РФ от 03.05.1995 «Об участии КДЛ ЛПУ в ФСВОК КЛИ»
Приказ МЗ СССР 380 от 24.04.75 г. "О состоянии и перспективах развития лабораторной клинико-лабораторной службы в стране".
Приказ МЗ СССР 545 от 16.04.85 г. "О дальнейшем совершенствовании контроля качества клинических лабораторных исследований"
В контроле качества оцениваются:
- воспроизводимость измерений
- сходимость измерений
- правильность измерений
- точность измерений
ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ измерений - близость друг к другу результатов измерений в одном и том же материале, выполняемых в разных условиях (в разное время, в разных лабораториях)
СХОДИМОСТЬ измерений - близость друг к другу результатов измерений, выполняемых в одинаковых условиях.
Например: в течение дня одним человеком одно и то же исследование проводилось несколько раз - сходимость. В одном материале определяли один и тот же показатель в разные дни - воспроизводимость.
ТОЧНОСТЬ измерений - близость результатов измерений к истинному значению измеряемой величины.
ПРАВИЛЬНОСТЬизмерений - соответствие средних результатов определения с истинным значением.
АБСОЛЮТНАЯ погрешность - разность между результатами измерения и истинным значением измеряемой величины.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ погрешность - абсолютная погрешность, деленная на истинное значение измеренных величин.
СЛУЧАЙНАЯ погрешность - составляющая погрешности измерения, которая при
повторном измерении изменяется непредсказуемым образом.
СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ погрешность - составляемые погрешности измерения, которые в процессе повторных измерений остается неизменной или изменяется предсказуемым образом.
Виды ошибок, причины.