Задания по теме 2.1. Процесс обучения и дидактические принципы
1.Анализ психологической структуры деятельности. На основе анализа компонентов процесса обучения доказательство того, что процесс обучения - это деятельность, развернутая во времени и пространстве.
2.Анализ статьи по проблеме обучения в педагогической периодике за последние два года.
3.Составление перечня правил обучения, необходимых для учителя современной школы.
4.Составление схемы принципов дидактики в их историческом развитии.
Задания по теме 2.2. Урок. Его роль и особенности в информационном обществе.
1.Выделение особенностей, признаков классно-урочной системы, отличающих её от других существующих систем обучения, выделение её достоинств и ограничения.
2. Анализ мнения, что урок как форма обучения безнадежно устарел.
3. Описание различных путей совершенствования урока.
4.Анализ мнения П.Ф.Каптерева - видного педагога России второй половины XIX - начала ХХ столетия: «… урок бывает хорош, когда он интересен, когда основательно проработан и когда он представляет ряд упражнений не только для ума, но для воли…».
Вопросы для подготовки к экзамену
1.Современная социокультурная ситуация и задачи современного обучения.
2. Предмет и задачи дидактики. Ее место в педагогике и связь с другими науками.
3. Понятие о дидактической системе и основных категориях дидактики.
4. Цели образования, обучения. Цели общие и конкретные. Таксономия целей обучения Б. Блума.
5. Основные дидактические подходы.
6.Специфика компетентностного подхода к образованию.
7. Сущность процесса обучения. Преподавание и учение.
8. Функции процесса обучения. Способы их реализации.
9. Законы и закономерности обучения.
10. Связь обучения с практикой, с жизнью как дидактический принцип.
Метод проектов.
11. Принципы дидактики.
12. Развивающее обучение: проблемы и перспективы.
13. Содержание образования в современной школе. Государственные образовательные стандарты. Учебный план образовательного учреждения.
14. Образовательные программы разных уровней и направлений. Учебные дисциплины, учебные программы по предмету.
15. Методы обучения. Их классификация в современной дидактике.
16. Виды обучения в современной дидактике. Поиск новых моделей обучения.
17. Практические методы обучения. Продуктивное обучение.
18. Словесные методы обучения. Работа с учебником.
19. Наглядные методы обучения. Роль эмоций в обучении.
20. Характеристики процесса обучения в информационно-образовательной среде.
21. Новые требования к методам и технологиям обучения.
22. Формы обучения. Классно-урочная система обучения.
23. Роль и особенности урока в информационном обществе.
ГЛОССАРИЙ
Авторская школа– учебное заведение, деятельность которого построена на основе оригинальных и эффективных авторских идей и технологий.
Гуманистическая ориентация – конструирование и осуществление образовательного процесса, исходя из целей развития и расширения возможностей человека, на основе его запросов и интересов.
Диагностика процесса и результатов обучения – проверка, контроль, учет, оценка результатов учебной деятельности, выставление отметок.
Дидактика– часть общей педагогики, рассматривающая закономерности, принципы, содержание и методы учебного процесса; общая теория и методика обучения.
Дидактическая концепция – часть образовательной концепции, представляющая собой ориентиры, идеи, общие подходы, способы осуществления обучения, направленного на достижение современных целей образования.
Дидактическое правило – прикладная практическая рекомендация по реализации дидактического принципа.
Дидактическая система– система процесса и результатов обучения, сложная по составу, ее центральными элементами являются преподавание и учение.
Дифференциация обучения - такая организация обучения, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым учащимся; ориентация системы образования на удовлетворение различных образовательных потребностей.
Задача познавательная – учебная конструкция, содержащая условие и требование и стимулирующая познавательную деятельность учащихся.
Закономерности обучения –устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.
Индивидуализация обучения– такая организация обучения, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого.
Инновация– распространение новшеств в педагогической практике.
Инновационный процесс– процесс совершенствования образовательных практик, развитие образовательных систем на основе нововведений.
Информационно-образовательная среда – системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования (О.А. Ильченко).
Ключевая компетенция – осознанная человеком способность решать жизненно важные задачи в конкретных ситуациях.
Компетентность – это уровень образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний (на основе использования научных понятий, принципов, научных законов, теорий, методов науки).
Компоненты педагогического процесса: учитель, ученик, конкретные задачи, содержание, средства, формы, методы деятельности, результаты, составляющие внутреннее единство.
Личностная ориентация в обучении – система построения обучения, обеспечивающая воспитание учащихся как инициативных и активных субъектов, способных к самостоятельному целеполаганию и самореализации.
Метод обучения– способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся; способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения.
Новшество в образовании– педагогические средства и системы, которые в таком виде, с данными функциями ранее не встречались.
Образование –система, процесс и результат воспитания, обучения и развития личности.
Образовательный стандарт– система основных параметров, которые принимаются в виде государственной нормы образованности; основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету.
Обучаемость –группа качеств личности, обеспечивающая овладение знаниями и развитие; способность к научению.
Обучение– процесс развития личности обучаемых на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, всем богатством культуры; процесс, включающий преподавание и учение.
Обученность– уровень овладения знаниями, умениями, навыками, способами деятельности.
Отметка– качественное и количественное выражение по заданной матрице (шкале) учебной успешности школьников и студентов.
Оценка– суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности учащихся.
Преподавание –педагогическая деятельность учителя по организации учебной деятельности учащихся.
Прием обучения– составная часть или отдельная сторона метода обучения.
Принципы дидактики–обязательные требования к содержанию и организации педагогического процесса, отражающие его внутренние закономерности и противоречия.
Процесс обучения в информационном обществе – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно-образовательной среде.
Развивающее обучение – обучение, в котором развитие личности служит главной целью и результатом всего процесса, а не является его сопутствующим продуктом.
Система дидактическая (тип обучения) – устойчивое единство целей, содержания, психологических механизмов, средств и методов обучения (сообщающее, проблемное, программированное, игровое и др. типы обучения).
Содержание образования– система знаний, умений, навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие способностей учащихся, формирование их мировоззрения, поведения, подготовку к общественной жизни и труду.
Средство обучения– материальный объект или предмет духовной культуры, предназначающийся для осуществления педагогического процесса.
Таксономия целей обучения– классификация совокупности целей обучения, внутри которой выделены категории и уровни целей, то есть выстроена их иерархия.
Тест– задания, дающие возможность быстро выявить и оценить степень развития определенных психологических качеств, а также уровень знаний, умений, навыков.
Технология обучения – система алгоритмизированных действий и операций, условий, обеспечивающих получение запланированного результата; поэлементное осуществление процедур обучения; в широком смысле – методика или способ обучения.
Технология педагогическая– направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения. В основе П.т. лежит идея полной управляемости учебно-воспитательного процесса, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов.
Урок– основная форма организации учебного процесса в школе, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства для решения образовательных задач.
Условия обучения – обстоятельства, облегчающие или усложняющие решение задач обучения, развитие педагогических систем.
Учебная программа– документ, устанавливающий состав, структуру, последовательность предъявленного к изучению материала по каждому предмету с распределением его по годам обучения, по разделам и темам.
Учебник– книга, излагающая основы научных знаний по учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики.
Учебный план - документ, в котором определены состав учебных предметов, изучаемых в данном типе образовательных учреждений, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет.
Учение –целенаправленно организованная учителем с помощью дидактических или технических средств управления деятельность ученика по решению определенного класса учебных задач. в результате которой ученик овладевает знаниями, умениями, развивает свои личностные качества.
Форма обучения– способ, характер взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом.
Цель образования– образовательный идеал, задаваемый социальным заказом и реализуемый через различные подходы. Гуманистический подход требует, чтобы в качестве главной цели образования выступало создание предпосылок для самореализации личности.
Эвристическое обучение – обучение, в котором ставится цель конструирования учеником собственного смысла, целей, способов и в определенной мере – даже содержания деятельности (А.В. Хуторской).
Эффективность образования – характеристика соотношения затрат (материальных и духовных) и полученного продукта; мера совпадения результатов с целями; различают эффективность экономическую, социальную и личностную.