Человек как ресурс и фактор развития информационного общества
Введение
События, которые в последние годы происходят в мировом сообществе, показывают, что в 21-м веке в развитии цивилизации начали осуществляться глобальные процессы, которые по своим масштабам и значимости являются беспрецедентными в истории развития человеческого общества. В информационной сфере общества, в экономике, науке, культуре и образовании сегодня происходят поистине тектонические сдвиги, в результате которых на нашей планете, как ожидается, будет сформирована новый тип цивилизации – глобальное информационное общество. Главными отличительными чертами этого общества будут его планетарные масштабы, а также существенно более широкое использование научных знаний и наукоемких высокоэффективных технологий, в первую очередь - информационных.
Таким образом, новая цивилизация будет не только информационной, но и основанной на знаниях. Становление этой цивилизации происходит в настоящее время ускоренными темпами в результате взаимодействия трех основных процессов: глобализации общества, его комплексной информатизации и новой технологической революции, приоритетными направлениями которой, вероятнее всего, будут нанотехнологии и биоинженерия. Судя по результатам научных прогнозов, именно глобализация, информатизация и новые технологии и позволят сформировать тот новый технологический уклад общества, который кардинальным образом изменит привычный образ жизни и деятельности практически всего населения нашей планеты. Таких перемен еще не знала человеческая история, и поэтому человек к ним сегодня психологически еще не готов.
Еще одна исключительно важная отличительная особенность информационной цивилизации состоит в том, что в ней существенным образом возрастает роль человека. Однако эта роль является неоднозначной. С одной стороны, именно человек является главным ресурсом и движущим фактором развития информационного общества, а, с другой стороны, он также является одним из основных факторов риска на пути этого развития. Ниже оба эти аспекта рассматриваются несколько более подробно.
Человек как ресурс и фактор развития информационного общества.
Возрастание роли человека в информационном обществе является объективно обусловленным. Оно объясняется тем, что основным объектом труда в этом обществе будет информация и ее высшая форма – знания. В то же время, уже в самом ближайшем будущем информация и знания будут все больше становиться не только объектом, но и результатом труда, его наиболее ценным продуктом. Гораздо более ценным и значимым, чем все другие продукты, производимые обществом. Поэтому в структуре занятости населения будут преобладать люди, связанные с получением, обработкой, хранением и распространением информации и знаний. Причем, это будут не только специалисты, профессионально занятые в науке или же в информационной сфере общества, но также и специалисты других профессий: медицинские работники, инженеры, государственные и муниципальные служащие, преподаватели учебных заведений и т.п. Следует ожидать также и повышения роли специалистов в области научной информации, патентоведения и библиотечных работников, которая сегодня неоправданно принижена.
Стремительное развитие и распространение средств информатики, информационных и коммуникационных технологий, формирование глобальной системы знаний уже сегодня открывают перед человеком принципиально новые возможности не только в области повышения эффективности своего туда, но также и в области собственного интеллектуального и культурного развития. Активно формирующаяся новая информационная среда общества содействует повышению качества жизни миллионов людей и позволяет получать значительную экономию социального времени – наиболее ценного для человека ресурса. Развитие сетей мобильной и спутниковой связи, а также компьютерных телекоммуникационных систем не только может обеспечить возможность удаленного доступа практически каждого человека к информационным ресурсам мирового сообщества, но также и возможность его сотрудничества с другими людьми, в том числе, в составе различного рода сетевых распределенных сообществ, которых в последнее время становится все больше в науке, экономике, образовании, сфере культуры.
Важно отметить, что при этом наблюдается весьма характерный психологический феномен, проявляющийся в том, что у людей радикальным образом изменяются традиционные представления о пространстве и времени, этих двух наиболее фундаментальных феноменах реального мира. В информационном обществе пространство и время как бы сжимаются, ведь удаленные объекты становятся доступными почти мгновенно, и это дает не только психологический, но и важный социальный эффект, так как приводит к колоссальной экономии социального времени. Именно поэтому уже сегодня даже малообеспеченные люди все более широко пользуются средствами мобильной связи, которая стала неотъемлемой частью культуры современного общества. Достаточно указать, что количество мобильных телефонов, используемых населением России, еще в 2007 году превысило общую численность населения нашей страны.
Важно также отметить, что информационные технологии являются мощным катализатором всего процесса развития общества. И в центре этого процесса находится человек, так как именно он является основным генератором знаний, составляющих фундамент этого развития и определяющих его направления, а также возможные последствия. Конечно же, человек во все времена был важным фактором развития общества, но в информационном обществе этот фактор становится критическим. И это необходимо совершенно четко осознавать. Поэтому и основное внимание общества должно быть сконцентрировано не на развитии материальной сферы, как это происходит сегодня, а именно на гуманитарных проблемах, связанных с развитием и использованием человеческого потенциала и, прежде всего, потенциала личности.
Исключительно важную роль в решении этих проблем должна сыграть система образования, структура и содержание которой сегодня еще не отвечает новым вызовам 21-го века и не учитывает специфических проблем и особенностей информационного общества. Почему это происходит? В настоящее время общественное сознание сильно отстает от тех радикальных перемен, которые происходят в современном обществе. В особенности, это становится заметным в информационной и технологической сферах общества, где развитие научно-технического прогресса осуществляется наиболее интенсивно. Поэтому многие люди оказываются просто не готовыми к использованию тех новых возможностей, которые им представляет развитие науки и технологий. Некоторые о них даже и не знают. Это также одна из актуальных глобальных проблем современности.
Данный феномен имеет свое психологическое объяснение. Ведь никогда в истории человечества перемены не были столь стремительными и радикальными. Будущее сегодня приближается слишком быстро, не оставляя человеку времени для того, чтобы он смог психологически перестроиться для адекватного восприятия той новой реальности, которая уже наступила. И это порождает одну из наиболее острых и актуальных проблем современности – проблему человека в изменяющемся мире. Эта проблема не является новой. О ней писали многие ученые, как в прошлом веке, так и в более отдаленные времена. Но сегодня эта проблема становится глобальной, она представляет собой серьезную угрозу для дальнейшего безопасного развития цивилизации, будущее которой в сознании человека становится все более неясным и расплывчатым. И это порождает еще одну стратегически важную проблему современности – проблему формирования образа будущего и возможных сценариев развития цивилизации.
Хотелось бы отметить, что сегодня эта проблема далека от научной фантастики, а является сугубо прагматической. Ведь, не имея образа будущего, невозможно планировать развитие общества даже на ближайшие 10 – 15 лет, не говоря уже о более отдаленной перспективе. А без этого трудно сформировать научно обоснованные цели образования и своевременно обеспечить подготовку специалистов необходимой квалификации. Поэтому тесное взаимодействие фундаментальной науки и образования является сегодня не только велением времени, но и необходимым условием для выживания человечества, оказавшегося в 21-м веке перед лицом целого комплекса глобальных и сложных проблем, первопричины которых находятся в гуманитарной сфере.
Вывод. Именно человек будет главным императивом информационного общества, так как его ценностные ориентиры, образованность, культура и этические принципы будут определять не только весь облик этого общества, но также и саму возможность дальнейшего существования цивилизации. Это принципиальное положение и должно быть ключевым в процессе дальнейшего развития образования, науки и культуры в информационном обществе.
Заключение
· Отличительными чертами современного этапа развития цивилизации являются глобализация и все более широкая информатизация общества, а также новая технологическая революция, приоритетным направлением которой в последние годы становятся нанотехнологии и биоинженерия. Ожидается, что результатом взаимодействия этих процессов станет формирование цивилизации нового типа – глобального информационного общества, основанного на знаниях. При этом происходящие в мире перемены оказываются столь быстрыми и радикальными, что общественное сознание уже не обеспечивает их адекватного отражения, а проблема человека в изменяющемся мире становится одной центральных глобальных проблем современности.
· Достижения фундаментальной науки, развитие средств информатики, информационных технологий и информационно-телекоммуникационных систем глобального масштаба создают беспрецедентные возможности для повышения качества жизни многих миллионов людей, получения ими качественного образования, развития интеллектуальных и творческих способностей человека. Однако сегодня эти возможности еще являются недоступными для многих людей и, кроме того, используются еще недостаточно эффективно, так как информационная культура личности и общества, а также содержание и методология современного образования не отвечают новым условиям существования человека в информационном обществе.
· Наряду с выдающимися достижениями научно-технического прогресса, в современном мире активно развивается целый комплекс деструктивных процессов глобального характера, которые представляют собой реальные угрозы для дальнейшего устойчивого и безопасного развития цивилизации. Причины этих процессов находятся в духовной сфере общества и обусловлены неудовлетворительным состоянием общественной морали, философии и стратегии образования, индустриально-технической практики.
· Важная особенность процесса информатизации общества заключается в глобализации индивидуального и общественного сознания. Современные правительства в условиях информационной глобализации уже не в состоянии изолировать свое население от воздействия колоссальных потоков самой разнообразной информации о других народах и способах решения ими социально-экономических и других проблем. Поэтому сознание людей в 21-м веке будет формироваться не только под воздействием ситуации в своей стране, но также и под воздействием информации из внешнего мира. А это уже принципиально новая гуманитарная ситуация, которой в истории человечества никогда ранее не было.
· В процессе глобализации общества уже сегодня можно наблюдать ряд деструктивных факторов, которые деформируют и даже разрушают отдельные структурные компоненты общества и, следовательно, должны будут привести его к частичной деградации. В последние годы эти факторы все более заметно проявляют себя в сфере культуры. Поэтому их анализ, а также прогнозирование возможных последствий представляются весьма актуальными как для науки, так и для практической деятельности.
· С культурологической точки зрения, глобализация общества означает новую гуманитарную революцию, в результате которой многие традиционные национальные и этнические культуры претерпевают существенные изменения, а некоторые из них могут оказаться не только деформированными, но и полностью разрушенными. Под давлением политики неоглобализма, которая сегодня весьма агрессивно проводится странами «золотого миллиарда» во главе с США, происходит пересмотр традиционной системы ценностей не только восточных стран, но также и стран Европы. При этом такие ценности, как социальная ответственность, патриотизм, высокая нравственность и уважение к старшим, активно вытесняются новыми ценностями, поставленными на службу индивидуализму, стремлению к материальному благополучию и самоутверждению в обществе, основанном на приоритете потребления. Естественно, что эта тенденция деформации культуры общества представляет собой новую глобальную угрозу для его будущего, так как находится в полном противоречии не только с выдающимися достижениями развития мировой культуры, но также и с основными условиями дальнейшего устойчивого развития цивилизации.
· Руководителям организаций и учреждений сферы образования и культуры, а также преподавателям и ученым, работающим в этой сфере, следует обратить особое внимание на необходимость достижения принципиально нового уровня образованности и культуры человека, адекватного новым возможностям, опасностям и проблемам глобального информационного общества, основанного на знаниях. При этом важно учитывать быстро возрастающую зависимость прогресса и безопасности общества от способностей и качеств личности, причем не только интеллектуальных, но и этических. Развитие и воспитание таких качеств следует считать главной задачей системы образования, содержание которого должно быть соответствующим образом перестроено.
· Существенно большее внимание должно быть уделено в системе образования изучению всего многообразия информационных аспектов развития природы и общества, а также подготовке необходимых специалистов для информационной экономики, создания и использования информационных ресурсов общества, пропаганды научно-технических достижений и инноваций в информационной сфере.
· Новый импульс развития должна получить система подготовки и повышения квалификации преподавателей высшей и общеобразовательной школы, а также система образования для взрослых и людей, имеющих ограничения в своей мобильности. Современные средства информатики и информационных коммуникаций уже сегодня позволяют использовать потенциал этих людей в дистанционном режиме, в том числе, при работе на дому и с неполным рабочим днем. Однако эти возможности сегодня используются в еще очень малой степени.
· Именно человек будет главным императивом информационного общества, так как его ценностные ориентиры, образованность, культура и этические принципы будут определять не только весь облик этого общества, но также и саму возможность дальнейшего существования цивилизации. Это принципиальное положение и должно быть ключевым в процессе дальнейшего развития образования, науки и культуры в информационном обществе.
Список литературы
1. Информатика под редакцией Ю.Д. Романовой
2. http://xreferat.com/77/270-1-chelovek-v-informacionnom-mire.html