Глава 16. Криминалистическая регистрация
Общие положения криминалистической регистрации
Криминалистическая регистрация раздел криминалистической техники, содержащий совокупность научных положений и технических средств для учета накопления и использования информации об объектах, попадающих в сферу следственной и оперативно-розыскной деятельности, в целях раскрытия и расследования преступлений.
Система криминалистической регистрации состоит из отдельных учетов, каждый из которых охватывает группу однородных объектов. В настоящее время в ее рамках функционирует более 30 различных видов учетов, которые в зависимости от особенностей регистрируемых объектов и характеризующих их признаков группируются по трем основным направлениям: оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты, экспертно-криминалистические коллекции. С появлением нового вида регистрируемых объектов создается новый вид учета. Следовательно, учет это подсистема криминалистической регистрации, аккумулирующая информацию об однородных объектах. Говоря об учете, нужно иметь в виду не только его содержание, то есть зафиксированные в нем данные, но и процедуру их фиксации, включающую действия по собиранию, систематизации, хранению и поиску информации.
К подучетным объектам относятся:
1) люди (известные объявленные в розыск, арестованные, задержанные, представляющие оперативный интерес, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, пропавшие без вести, неизвестные преступники, скрывшиеся с места совершения преступления, душевнобольные и дети, личность которых неизвестна);
2) трупы (погибшие, умершие граждане, личность которых не установлена);
3) предметы (утраченное огнестрельное нарезное оружие, похищенные вещи, угнанные автомобили и т.д., а также те, принадлежность которых неизвестна, выявленное огнестрельное оружие; орудия взлома, применявшиеся на месте преступления, и др.);
4) следы (например, следы пальцев рук с мест нераскрытых преступлений);
5) документы (в частности, фальшивые денежные знаки и ценные бумаги, поддельные рецепты и др.);
6) животные (похищенные или пригульный скот);
7) нераскрытые преступления (см. схему).
┌──────────────────────────┐ ┌──────────────────────┐ ┌────────────────────┐ ┌─────────────────────┐
│ Известные: │ │ Неизвестные: │ │ Известные: │ │ Неизвестные: │
│- объявленные в розыск│ │- преступники, │ │- утраченное нарез-│ │- выявленное нарезное│
│ арестованные, │ │ скрывшиеся с места│ │ ное огнестрельное│ │ огнестрельное │
│ задержаные; │ │ преступления; │ │ оружие; │ │ оружие; │
│- представляющие оператив-│ │- психические больные,│ │- похищенные вещи; │ │- орудия взлома,│
│ ный интерес; │ │ дети, личность│ │- угнанные │ │ применявшиеся на│
│- без вести пропавшие и│ │ которых не│ │ автомашины и т.д. │ │ местах преступле-│
│ т.д. │ │ установлена, и т.д. │ │ │ │ ний, и т.д. │
└─────────┬────────────────┘ └─────────────┬────────┘ └───────┬────────────┘ └────────────┬────────┘
│ ┌────────────────┐ │ │ ┌────────────┐ │
└────────┤ Люди ├──────┘ └───────┤ Предметы ├──────┘
└───────┬────────┘ └───────┬────┘
└─────────────────────────┬────────────────────────┘
┌───────────────────┴──────────────────┐
│ Объекты криминалистических учетов │
└─┬─────────────────┬─────────────────┬┘
┌─────────────────────┴┐ │ ┌─┴────────────────┐
│ Животные (похищенный │ │ │ Нераскрытые │
│ или пригульный скот) │ │ │ преступления │
└──────────────────────┘ │ └──────────────────┘
┌────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┐
┌───────────────┴─────────────────┐ ┌────────────────┴──────────────────┐ ┌────────────┴───────────┐
│Трупы погибших и умерших граждан,│ │ Документы: │ │ Следы: │
│личность которых не установлена │ │- поддельные документы; │ │- пальцев рук с мест│
│ │ │- поддельные рецепты, ценные бумаги│ │ нераскрытых │
│ │ │ и т.д. │ │ преступлений; │
│ │ │ │ │- орудий взлома и т.д. │
└─────────────────────────────────┘ └───────────────────────────────────┘ └────────────────────────┘
Сущность криминалистической регистрации состоит в установлении групповых и индивидуальных признаков регистрируемых объектов. Материалы систематизируются в соответствии с научно разработанной классификацией признаков, обеспечивающих быстрое отыскание нужных сведений.
В криминалистической регистрации используются следующие способы фиксации информации:
а) описание (письменная фиксация сведений, признаков подучетных объектов, зарисовка, изображение в виде схем);
б) получение оттисков (в том числе дактилоскопирование);
в) фотографирование;
г) звуко- и видеозапись;
д) коллекционирование (собирание и хранение объектов в натуре);
е) комбинированный (когда задействовано несколько способов фиксации подучетных объектов).
При регистрации признаки объектов (сведения о них) фиксируются в определенном порядке. Соответственно различают такие формы ведения учетов: картотеки, журналы, альбомы, фото-, видеотеки, коллекции, базы данных компьютерных систем и др. В настоящее время наиболее перспективным направлением эффективного использования регистрационной информации является создание автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС), базирующихся на применении компьютерной техники, средств связи, терминальных комплексов, особых устройств ввода и вывода информации. Следует подчеркнуть, что информация должна быть защищена от несанкционированного доступа.
В результате обращения к учетам может быть установлено сходство проверяемого объекта с уже зарегистрированным или получены сведения, характеризующие проверяемый объект как значимый для расследования. В ряде случаев существенное значение может иметь и отрицательный ответ, когда регистрационный орган сообщает, что объект в числе подучетных не значится. Необходимо иметь в виду, что итоговый результат проверки по учетам не обязательно установление индивидуального тождества, но и информирование о наличии или отсутствии в регистрационных массивах объектов, подобных или максимально схожих с проверяемым.
Правовые основы функционирования системы криминалистической регистрации подробно регламентированы в подзаконных актах, в частности в приказах и инструкциях МВД России. Юридическим основанием для ведения криминалистической регистрации являются:
Закон РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции", предусматривающий ведение учета лиц, предметов и фактов, использование данных этого учета, производство регистрации, фотографирование, звукозапись, кино-, видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, обвиняемых в совершении умышленных преступлений и подвергнутых административному аресту;
Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", в статье 10 которого сказано, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут создавать и использовать информационные системы;
Закон РФ от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы", а также федеральные законы: от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии".
Большое значение имеют внутриведомственные правовые акты, такие как "Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России" (приказ от 20 марта 1996 г. N 146), "Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации", утвержденное приказом МВД России от 12 июля 2000 г., приказ МВД России от 1 июня 1993 г. "О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации" и прилагаемая к нему Инструкция по формированию и использованию экспертно-криминалистических учетов, картотек, коллекций и справочно-информационных фондов органов внутренних дел.
Основанием регистрации конкретного объекта являются постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей либо о привлечении в качестве обвиняемого; приговор или определение суда; постановление об объявлении лица в розыск; протокол задержания подозреваемого. Для постановки на учет иных объектов юридическим основанием служат протоколы следственных действий. Регистрация таких объектов и снятие их с учета производятся при наличии достаточных оснований, предусмотренных нормативными актами.
Система криминалистической регистрации, функционирующая в органах внутренних дел, где сосредоточена основная часть криминалистических и иных учетов, предназначенных для целей раскрытия и расследования преступлений, достаточна сложна. Она может быть классифицирована по двум основаниям:
1) по территориальности и подразделениям, в которых ведутся учеты;
2) по функциональному и объектовому признакам.
В зависимости от территориального охвата обслуживаемого региона все учеты можно подразделить на: централизованные (федеральные), местные (региональные) и централизованно-местные.
Централизованные (федеральные) учеты ведутся только в соответствующих центральных аппаратах МВД России: Главном информационном центре МВД России (ГИЦ МВД), Экспертно-криминалистическом центре МВД России (ЭКЦ МВД) и охватывают регистрацией всю территорию Российской Федерации.
Местные (региональные) учеты ведутся в пределах республики, края, области в соответствующих информационных центрах (ИЦ МВД, ГУВД, УВД), экспертно-криминалистических управлениях или отделах (ЭКУ, ЭКО), в подразделениях уголовного розыска. Некоторые местные учеты ведут в низовых звеньях горрайлинорганов внутренних дел.
Централизованно-местные учеты предполагают регистрацию однотипных объектов как в центре, так и на местах. Таких учетов большинство. Конечно, не все одноименные объекты, учитываемые на местах, регистрируются в центральных аппаратах, чтобы не загромождать их массивы. Так, на местном уровне оперативно-справочного учета состоят лица, осужденные за любые преступления, совершенные на территории обслуживаемого региона независимо от меры и срока наказания, а в ГИЦ МВД России учитываются лишь осужденные за особо тяжкие преступления к смертной казни, лишению свободы или ссылке, а также за иные преступления к лишению свободы на срок от 3 лет и выше.
Обращаясь в централизованно-местный учет, следует знать, что подучетный объект мог быть зарегистрирован лишь на местном уровне в другой республике, крае, области, поэтому запрос следует направить в ИЦ или ЭКУ (ЭКО) соответствующего МВД, ГУВД, УВД, а не ограничиваться запросами в ГИЦ или ЭКЦ МВД и в местный информационный центр или криминалистическое подразделение.
Особенности проверки регистрируемых объектов централизованных и местных учетов второе основание классификации. Одна группа учетов ведется по линии информационно-справочных служб ГИЦ МВД России, ИЦ МВД, ГУВД, УВД, учетных подразделений горрайорганов. Для проверки объектов по этим учетам специальных криминалистических познаний не требуется. Это учеты оперативно-справочные, похищенных и изъятых номерных и обычных вещей, предметов антиквариата и т.д.
Другая группа учетов ведется в экспертно-криминалистических подразделениях: ЭКЦ МВД России, ЭКУ (ЭКО) МВД, ГУВД, УВД, горрайорганах. Для их организации и функционирования необходимы специальные криминалистические познания. Это дактилоскопическая регистрация неизвестных преступников, оставивших следы рук на местах нераскрытых преступлений, и лиц, взятых милицией на учет; регистрация пуль, гильз, патронов со следами оружия; фальшивых бумажных и металлических денег; поддельных документов, изготовленных на полиграфическом оборудовании; поддельных медицинских рецептов на получение сильнодействующих и наркотических веществ и образцов почерка лиц, занимающихся их подделкой; следов орудий взлома и инструментов; транспортных средств; обуви, а также микрообъектов и запаховых следов, изъятых с мест нераскрытых преступлений.
Выдача необходимых сведений осуществляется по запросам. Последние могут содержать:
а) полную совокупность необходимых признаков объекта;
б) частичную информацию о подучетном объекте;
в) задание на подборку аналитико-статистических сведений. От этого, а также от степени автоматизации ведения учета зависят точность и быстрота ответа на запрос.