Программные продукты создания бюджета
Как известно, существует два подхода к формированию бюджета. Согласно первому, бюджет создается «сверху вниз», руководством, без особого участия со стороны исполнителей. Согласно второму, бюджет формируется его исполнителями и согласуется с начальством.
Бюджетирование – процесс сложный и для его реализации используются специализированные программные продукты. На различных предприятиях существуют свои требования к созданию бюджета. Эти особенности учитываются создателями программных продуктов. Проведем рассмотрение ряда наиболее известных и распространенных программных продуктов сферы бюджетирования:Hyperion Pillar, Corporate Planner, Adaytum Planning, «Нефрит» и «Красный директор» [159].
Программный продукт Hyperion Pillar представляет собой крупную и развитую систему, которая полностью автоматизирует бюджетирование. Для начала работы вводятся запланированные затраты и прогнозируемые поступления. Результатом вычислений является динамическая модель компании с ответственными за каждый уровень моделями и простой технологией внесения изменений в нее. Программа Hyperion Pillar хорошо интегрирована с другими продуктами фирмы: Enterprise, Essbase OLAP Server и Reporting.
Программа бюджетирования Corporate Planner строит бюджет на основе структурного дерева затрат компании. Узлы дерева – плановые, фактические значения и отклонения между ними. Узлы связаны формулами. Файлы можно импортировать через ODBC. Corporate Planner применяется в небольших компаниях и не поддерживает возможность распределенной работы.
Программный продукт Adaytum Planning представляет собой трехмерную электронную таблицу с функциями построения различных срезов. Как и в рассмотренных программах, таблицы содержат различные данные (время, финансы и прочее) каждого подразделения компании. Существует функция сведения консолидированного бюджета на выбранную дату. Adaytum Planning – экономичный продукт, представленный в виде электронных таблиц, для создания небольшого бюджета путем применения ряда аналитических инструментов.
Другой программный продукт – «Нефрит» ориентирован на использование в больших корпорациях, имеющих холдинговую структуру. Продукт занимает промежуточное положение между компьютерной и бумажной обработкой документации и имеет удобную процедуру согласования бюджета. Программа работает даже с недостаточно подготовленными данными. Исходными данными для программы служат бюджеты подразделений холдинга, которые следует свести в один итоговый бюджет. «Нефрит» создан на базе электронных таблиц с характерными для них формулами и'связями между ячейками.
Система бюджетирования «Красный директор» предназначена для небольших и средних предприятий и имеет несложный интерфейс. Однако, другая характерная особенность простых интерфейсов – риск негибкости при работе. Основа работы программы – база данных, без возможности интеграции с другими программными продуктами.
Технологии стратегического корпоративного планирования
Необходимым элементом рыночной экономики, инструментом управления хозяйственной деятельностью является планирование – процесс разработки и принятия решения, направленного на достижение целей при максимальной эффективности функционирования объектов управления. Наиболее значимым в долгосрочной перспективе представляется стратегическое планирование, предполагающее планирование не только будущих изменений, но и планирование возможных последствий отрешений, принимаемых в настоящем.
В стратегическом планировании реализуется современная концепция планирования, направленная на создание плановой модели, сочетающей организационно-технологические и интеллектуально-социальные процессы. Это позволяет использовать при планировании методы прогнозирования, программирования социально-экономических процессов, ввести инструменты государственного регулирования при разработке и принятии управленческих решений.
Планирование в своем развитии прошло три основных этапа, соответствующих определенным формам организации систем планирования: бюджетно-финансовое планирование; долгосрочное экстраполятивное планирование; стратегическое планирование. Переход от экстраполятивного долгосрочного планирования к стратегическому планированию обусловлен рядом существенных причин. Во-первых, экстраполятивное планирование не позволяет использовать интерактивную организацию планового процесса (экстраполяция, как правило, осуществляется на одном уровне). Во-вторых, методы экстраполятивного планирования неэффективны для диверсифицированных сфер хозяйственной деятельности. В-третьих, экстраполятивное планирование не работает в условиях динамично изменяющейся внешней среды и конкуренции. Стратегическое планирование – это особый вид научной и практической деятельности, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ, планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционированиев долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся внешним условиям [146].
Содержание стратегического планирования раскрывают его процедуры: стратегическое прогнозирование (стратегические прогнозы), программирование (проекты стратегических программ), проектирование (проекты стратегических планов различных уровней экономики). Модель системы прогнозирования на стадии стратегического планирования должна решать задачи оценки существующего состояния объектов управления, основных тенденций их развития, влияния факторов внутренней и внешней среды. Научной основой стратегического планирования является методология планирования. Методология стратегического планирования – это инструмент по изучению возможностей использования в практической деятельности законов, определяющих развитие экономики, по разработке методов решения проблем стратегического планирования и приемов их практической реализации. В системе методологии стратегического планирования необходимо рассматривать методологические подходы, методику и методы стратегического планирования. Методологический подход–это целостное направление использования логики, принципов и методов стратегического планирования при разработке прогнозов, стратегических программ и планов всех уровней и временных горизонтов.
Стратегическое планирование не отвергает использования общих методических подходов к планированию (реактивизм, инактивизм, преактивизм, интерактивизм), но при этом вносит в них коррективы, обусловленные специфической(стратегической) функцией планирования (системный подход, саморазвивающаяся интерактивная схема планирования, концепция самообучающейся адаптивной системы планирования). Реактивизм – ориентация на прошлое. При использовании реактивного планирования формирование плана осуществляется на основе достигнутых в прошлом результатов. Процедура планирования реализуется по схеме «снизу-вверх», а руководство и управление этим процессом осуществляется «сверху-вниз». Инактивизм – ориентация на настоящее. При инактивном планировании наблюдается стремление сохранить существующее положение хозяйственных структур. Основным недостатком инактивного подхода к планированию является отсутствие инноваций, неспособность приспосабливаться к изменениям среды, ограничение самостоятельности и творческого потенциала персонала. Преактивизм – ориентация на будущее. Планирование заключается в прогнозировании будущих изменений внешней среды и внутренней деятельности субъектов планирования. При этом процедура планирования осуществляется «сверху-вниз». Интерактивизм – ориентация на взаимодействие. Методология планирования основана на «проектировании» желаемого будущего и изыскания путей его построения. При этом интерактивное планирование ближе к идеальной, чем к практической модели управления и планирования, поскольку более вероятностным способом планирования будущего является не проектирование его, а адаптация, эффективное приспособление хозяйственных субъектов к условиям будущего. Для создания оптимального плана развития, учитывающего и использующего все изменения окружающей среды, применяется «оптимизационный» подход. Методология оптимизационного подхода к планированию имеет совпадающие направления с преактивным подходом, ориентирующегося не на минимизацию усилий, а на поиск оптимальных решений [147].
Программные продукты стратегического корпоративного планирования
Хотелось бы акцентировать внимание не столько на возможности программных продуктов соответствовать общепринятой и самой распространенной установке стратегического планирования: формированиебудущего предприятия и выбор конкретных мер для достижения намеченных показателей. Гораздо более интересным представляется другой подход – программные продукты могут быть орудием сценарного планирования при детальной проработке и планировании разнообразных сценариев развития. При таком подходе результат работы программных продуктов позволяет из имеющегося набора выбрать оптимальный вариант.