В чем отличие государства от негосударственных политических организаций. ( с.27 – 30)
Практическое применение теории эластичности
Билет № 3.
1.Текст Современный российский философ А. А. Зиновьев об обществе как системе.
http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5669/5671
ПРОЧИТАТЬ ВСЮ ЛЕКЦИЮ И ОТВЕТИТЬ НА НИЖЕПРИВЕДЕННЫЕ ВОПРОСЫ. Я НАПЕЧАТАЛА ЛИШЬ ОТРЫВОК.
Человеческие объединения как социальные объекты многочисленны и разнообразны. Логическую основу для их систематического обзора дает выделение и анализ объединения такого типа, которое я называю человейником. Это объединение обладает следующим комплексом признаков. Члены человейника живут совместно исторической жизнью, т. е. из поколения в поколение воспроизводя себе подобных людей. Они живут как целое, вступая в регулярные связи с другими членами человейника. Между ними имеет место разделение функций, они занимают в человейнике различные позиции... Человейник характеризуется материалом (веществом, материей), из которого он строится, и организацией этого вещества... Согласно моей теории, определяющим фактором формирования, функционирования и эволюции человейников является их социальная организация...
Прежде всего можно различить два аспекта, в которых происходит жизнедеятельность членов человейника: деловой и коммунальный. В первом из них люди занимаются каким-то делом, благодаря которому они могут существовать и удовлетворять свои потребности, выполнять в человейнике тем самым какие-то функции. Во втором люди совершают какие-то поступки и вступают в какие-то отношения в зависимости от того, что их много, что они вынуждены жить совместно из поколения в поколение и как-то считаться друг с другом.
В структуре человейника можно различить также три основных уровня – микроуровень, макроуровень и суперуровень. На микроуровне члены человейника образуют первичные деловые клеточки. Такие клеточки образуют основную массу тела человейника. В них протекает основная жизнедеятельность членов человейника. На макроуровне образуются объединения деловых клеточек в особые сферы, охватывающие своей деятельностью человейник в целом, – образуют органы человейника, выполняющие особые функции его как целостного социального организма. Основные из этих сфер суть сферы власти, хозяйства и менталитета. В высокоразвитых человейниках, какими являются общеизвестные и привычные общества, эти сферы суть государственность, право, экономика, идеология. Суперуровень человейника образуют явления, возникающие на основе явлений микроуровня и макроуровня, но выходящие за их пределы. Это социальные слои и классы, партии, профсоюзы и другие объединения людей, на этом уровне возникают сверхклеточные, сверхгосударственные, сверхправовые, сверхэкономические явления. То, что называют гражданским обществом, есть явление на суперуровне.
История человечества есть история возникновения, изменения, борьбы, гибели, распада, эволюции и т. д. человейников. Я различаю три эволюционных их типа по уровню социальной организации: предобщества, общества и сверхобщества.
Сверхобщество выступает по отношению к предобществу как отрицание отрицания или снятие снятия и по ряду признаков является «возвратом» к предобществу.
Исторически предобщества были предшественниками, материалом и условиями возникновения обществ. Это, например, большие семьи, роды, племена, союзы племен
<...> Общество образуется тогда, когда в каком-то ограниченном пространстве скапливается достаточно большое число людей и вынуждается на постоянную совместную жизнь в течение многих поколений не в силу родственных отношений (хотя они не исключаются), как это имеет место в предобществах, а по каким-то другим причинам. Эти люди образуют группы, имеющие свои частные интересы... Но всем им свойственно одно общее: эти частные интересы различных групп могут быть удовлетворены только в составе объединения этих групп в единое целое. Общество возникает как общее для разнородных людей и их групп с различными интересами условие удовлетворения их частных интересов.
Зиновьев А. А Идеология партии будущего / А. А. Зиновьев. — М., 2003. — С. 14—18.
Вопросы и задания. 1) Определите жанр произведения, которое представлено данным отрывком. 2) Сравните содержание лекции Зиновьева с текстом параграфа учебника. Что нового по сравнению с учебником вы узнали о признаках общества «человейника», его структуре и социальной системе? 3) Насколько обоснованной представляется вам предложенная автором структура общества? Сопоставьте ее с изложенной в учебнике и выскажите свое суждение. Дайте развернутый ответ.
2. Особенности современного права как нормативного регулятора. (учебник с.20 – 22 )
3. Понятие марксизма в контексте идеи развития об обществе(при ответе использовать также с.32)
Марксизм – это философское учение (диалектический и исторический материализм), оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и других науках;
Марксизм - это политическое течение, утверждающего неизбежность гражданской войны и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества;
Марксизм возник в конце XIX века в Европе. Это материалистическое учение было разработано в Англии немецкими учеными Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
Основой марксизма является многотомный труд Карла Маркса "Капитал", стержнем которого является учение о прибавочной стоимости. Согласно теории Маркса, материальное производство сводится к эксплуатации труда капиталом, в ходе которой труд рабочих прилагается к принадлежащим капиталистам средствам производства, в результате чего образуется продукция, стоимость которой выше, чем сумма износа средств производства и стоимости оплаченной трудящимся их рабочей силы.
Согласно марксизму, капиталист платит рабочему лишь ту сумму, которая минимально необходима для физического выживания самого работника и членов его семьи (принцип воспроизводства рабочей силы). Прибавочная стоимость, присваиваемая капиталистом по праву собственности на средства производства, возникает потому, что за смену рабочий способен произвести такое количество продукции, что стоимость ее превышает стоимость затраченной рабочей силы (сумму, минимально необходимую для воспроизводства рабочей силы).
Марксисты думали, что лишь рабочие выполняют действительно необходимую для производства товаров функцию. Таким образом, по мнению марксистов, необходимо было посредством социальной революции освободить рабочий класс от угнетения его капиталистами и полностью уничтожить частную собственность на средства производства.
Учение Маркса пользовалось в Европе на стыке XIX и XX веков большой популярностью из-за конфликтных отношений между трудом и капиталом, царивших в то время (на начальной стадии развития капитализма). С середины XX века марксизм утратил свою притягательность, поскольку капитал пошел на сотрудничество (социальное партнерство) с рабочим классом.
Билет № 4.