Микропроцессорная унифицированная система автоблокировки АБ-УЕ
Система АБ-УЕ является в настоящее время наиболее совершенной системой единого ряда систем автоблокировки. Ее главной отличительной особенностью является унификация аппаратуры. Унификации подвергнуты методы технической реализации отдельных модулей, функциональные узлы, элементная база и конструкция. Это позволило сократить номенклатуру изделий, применить индустриальные методы обслуживания и ремонта устройств. Кроме того, в системе АБ-УЕ исключены электромагнитные реле и другие электромеханические приборы, применяется встроенная подсистема дистанционного контроля и диагностики аппаратуры, предусмотрена возможность дистанционного изменения настроек и технических параметров сигнальной точки. Путем изменения программного обеспечения система АБ-УЕ может быть настроена на реализацию функций и выполнение технологического алгоритма любой системы АБ с децентрализованным размещением аппаратуры.
Способы определения состояния рельсовой линии, защиты от помех тягового тока и повышения устойчивости работы РЦ при существенных изменениях сопротивления изоляции РЛ, а также методы формирования и обработки сигналов аналогичны способам, принятым в системе АБ-Е2.
Схемные решения и программное обеспечение системы АБ-Е2 усовершенствованы по сравнению с системами предыдущих модификаций на основе опыта их разработки и эксплуатации. Основные узлы приемопередатчикапри использовании РЦ без изолирующих стыков выполняют следующие функции:
· цифровой сигнальный процессор фильтрует и демодулирует сигналы контроля рельсовой линии (КРЛ) и производит их обработку; на основании сравнения напряжения на входе с пороговым напряжением и сравнения формы принятого сигнала с переданным принимает решение о состоянии "своей рельсовой цепи"; модулирует сигналы КРЛ и АЛС-ЕН; формирует сигналы АЛСН; контролирует соответствие выходных напряжений заданным значениям; тестирует АЦП;
· микроконтроллер модуля управления получает от сигнального процессора информацию о величинах напряжений в рельсовых цепях и принятом кодовом сообщении; принимает решение о состоянии смежной рельсовой цепи на основании анализа величины напряжения, определения разрешенности принятой кодовой комбинации и соответствия принятой синхрогруппы заданной; управляет огнями светофора, контролирует целостность нитей ламп с выработкой соответствующих управляющих воздействий при их неисправности; формирует кодовые комбинации сигналов КРЛ, АЛС-ЕН и АЛСН; включает кодирование; обеспечивает перестройку сигнальной точки при смене направления движения поездов;
· постоянное и оперативное запоминающие устройства хранят соответственно программы обработки данных и промежуточные результаты.
Кроме того, в состав приемопередатчика входят интерфейсы, шинный формирователь, усилители, схема контроля, модем и ряд других узлов.
Помимо приемопередатчика проходной сигнальной точки, разработаны две модификации для увязки АБ-УЕ со схемами входного светофора и устройствами станционной централизации. При этом перегонные и станционный приемопередатчики совместно с персональным компьютером объединены в сеть. Это позволило использовать одну пару проводов для организации работы автоблокировки и решения дополнительных задач по управлению и контролю. Так, с перегона на станцию в системе АБ-УЕ передается информация о поездном положении, показаниях светофоров, величине напряжения в рельсовых цепях, неисправностях аппаратуры сигнальных точек. Эта информация отображается на мониторе компьютера. С помощью этого компьютера на сигнальных точках перегона могут быть заданы значения напряжений сигналов КРЛ, АЛСН и АЛС-ЕН; кодовые сигналы АЛС-ЕН в зависимости от наличия временных ограничений скорости; переданы команды смены направления движения поездов.
Связь компонентов сети осуществляется через последовательные порты с использованием модемов. Каждый компонент сети имеет свой адрес. Причем каждый канал приемопередатчика выступает как самостоятельный компонент сети. Скорость передачи сообщений равна 4800 бит/с. Для предотвращения ошибок, вызванных отказами аппаратных средств или искажениями сообщений, принят ряд мер по обнаружению таких ошибок программным путем.
Конструктивно приемопередатчик реализован в виде модульной структуры, что существенно облегчает процесс его обслуживания, восстановления работоспособности системы и ремонта модулей.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем заключается основное требование к устройствам СЖАТ?
2. Какими способами обеспечивается безопасность функционирования систем железнодорожной автоматики?
3. Какими факторами определяется требование повышения надежности устройств СЖАТ?
4. Почему надежность устройств СЖАТ влияет на уровень безопасности движения поездов?
5. Перечислите особенности перегонных систем автоматики.
6. От чего зависит техническая реализация и функциональные возможности систем АБ на каждом этапе развития?
7. Разберитесь, почему технические средства находятся в процессе постоянного совершенствования.
8. Вспомните недостатки кодовой АБ. Почему система с таким большим числом недостатков длительное время находится в эксплуатации?
9. Почему в настоящее время применяется дорогостоящий планово-профилактический метод обслуживания устройств СЦБ? Какой метод является альтернативным ему?
10. Перечислите преимущества микропроцессорных систем автоматики.
11. С какой цель в некоторых микроэлектронных системах АБ был заложен алгоритм автоблокировки числового кода? Перечислите эти системы.
12. В чем заключается суть адаптивного путевого приемника? Какими достоинствами обладают такие приемники?
13. Вспомните способ кодирования информации в системах АБ единого ряда.
14. Для чего в системах АБ единого ряда применяются синхрогруппы? Как организовано их формирование и передача?
15. Дайте краткое объяснение принципа тестирования микроэлектронных устройств системы АБ-УЕ.