Организация и проведение налоговыми органами мероприятий валютного контроля
Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» ФНС России наделена функциями агента валютного контроля и уполномочена осуществлять контроль и надзор за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами.
Контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Организация и проведение налоговыми органами мероприятий валютного контроля осуществляется должностными лицами налоговых органов в соответствии с требованиями соответствующих внутриведомственных нормативных актов.
Целью проведения проверки является предупреждение, выявление и пресечение нарушений валютного законодательства РФ.
Предметом проверки является соблюдение резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также соответствие проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.
Основаниями для проведения таких проверок могут являться:
• поручения Президента РФ, Правительства РФ;
• поручения руководителя, заместителей руководителя ФНС России, руководителя территориального органа;
• поступившие сообщения или материалы от органа или агента валютного контроля;
• поступившие сообщения или материалы от правоохранительных органов, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений;
• сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;
• план деятельности ФНС России и планы контрольной работы территориальных органов на соответствующий год.
По выявленным налоговыми органами нарушениям валютного законодательства меры ответственности применяют территориальные управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
На основании положений ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле» налоговые органы как агенты валютного контроля имеют право осуществлять следующие действия:
• проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
• проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
• запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов
валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
В процессе реализации своих полномочий как агентов валютного контроля налоговые органы формируют, так называемые дела валютного контроля.
Мероприятия валютного контроля в настоящее время осуществляются должностными лицами налоговых органов:
• одновременно с проведением камеральных и выездных налоговых проверок;
• в рамках проверок соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства на основании документов и информации, полученных из внутренних и внешних источников.
В случае необходимости к проведению мероприятий валютного контроля могут привлекаться представители иных контролирующих и правоохранительных органов в соответствии с межведомственными соглашениями, приказами и т.д. Например, на основании Соглашения о сотрудничестве и информационном взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ФНС России при осуществлении валютного контроля, Соглашения о сотрудничестве ФПС России и Федеральной таможенной службы и иными совместными документами о взаимодействии.
Проведению мероприятий валютного контроля, как правило, предшествует подготовительная работа, в рамках которой изучаются и анализируются все имеющиеся в распоряжении налогового органа материалы, касающиеся деятельности подлежащего проверке лица в области осуществления валютных операций, открытия и ведения счетов (вкладов) в банках за пределами территории России, представления учетных и отчетных документов по валютным операциям.
В этих целях может быть использована следующая информация:
• сведения из информационных ресурсов налоговых органов, например, ПИК «Таможня», ПИК «ИДС», ИР «Банковские счета» и других информационных ресурсов;
• сведения об открытии резидентами счетов в банках за пределами территории России;
• информация и документы, получаемые налоговыми органами из различных внешних источников;
• иные сведения, прямо или косвенно указывающие на возможность совершения нарушения валютного законодательства при осуществлении валютных операций;
• информация, полученная при проведении мероприятий налогового контроля.
На основании проведенного анализа осуществляется отбор резидентов и нерезидентов для проведения проверки соблюдения валютного законодательства.