Вихревая структура восходящего потока
Иногда человек, который курит, вы пускает в воздух кольца дыма, на этом примере несложно увидеть вихревую структуру потока.
Как видно из примера, скороподъ емность в середине потока значи тельно больше, чем по его краям. Почему так происходит? Чтобы объ яснить это, необходимо понять струк туру закручивания потока. Рассмот рим подробнее.
Поднимающаяся масса воздуха тор мозится со всех сторон окружающим воздухом. Это отправная точка закру чивания потока. Вихревое закручива
ние наблюдается не только в изоли рованных термических пузырях, но и в столбах восходящего воздуха.
Из личного опыта:
В том, что поток имеет вихревую струк туру, я убедился, находясь в экстре мально сильном потоке. Скороподъ емность в потоке составляла 9м/с, на высоте преобладал спокойный ветер, а, взглянув на GPS, я заметил, что почти не продвигаюсь вперед! Я подумал: от куда интересно взялся этот встречный ветер. Теперь мне ясно, я был на вер шине пузыря, закручивающегося мне навстречу (см. рис. 1.26 пилот "В"). То есть я летел с нулевой горизонтальной скоростью вперед и поднялся так на высоту 1500 метров. Вот это да!
Рис. 1.26 Вихревая структура потока. Здесь показано как воздух поднимается вверх внут ри потока. Причем скорость подъема пузыря в среднем составляет 2 м/с, в центре потока она возрастает до 4 м/с, а по краям составля ет только 1 м/с.
Что означают завихрения в потоке для пилотов "A"-"E"?
Пилот "А" набирает высоту в два раза быстрее, чем пилот "В", который нахо дится на вершине потока. Когда пилот "А" поравняется с пилотом "В" они будут на бирать высоту с одинаковой скоростью.
Пилот "В" летит про тив ветра в вихревой структуре потока. Если бы у него был GPS, он бы заметил, что летит медленнее, чем раньше. Если же он пролетит через центр потока, то будет лететь уже с попутным ветром. Он почувс твует это ускорение. Если же пилот хочет отцентровать поток, ему нужно повернуть сразу, как только он почувствует перегруз ку. Таким образом, пи лот снова будет лететь в центр потока против ветра. Это показыва ет, что вихревые пото ки достаточно неспо койные. Каждый раз пилот чувствует уско рение, пролетая через центр потока.
Пилот "С" находится над потоком, как толь ко он снизится до по тока, он сможет снова набирать высоту.
Пилот "D" нахо дится в нисходящем потоке рядом с тер-
миком, он мог бы заметить по GPS и вариометру, что у него значительно возросло снижение и горизонтальная скорость.
У пилота "E" снижение постепенно уменьшается при подходе к потоку.
Из вышесказанного становится ясно, что каждый должен иметь представле ние о структуре потока, чтобы понять, что происходит и по каким причинам, когда он попадает в поток. Понимание процесса значительно облегчает цент рирование потока.
Замечание:
Когда я лечу прямо и чувствую ма ленькое воздушное течение с одной стороны, иногда с небольшой скоро стью снижения, тогда я немедленно поворачиваю по течению. Шанс, что я окажусь на месте пилота "E" доста точно велик.
Рис. 1.27 Так выглядит облако, под которым часто встречаются вихревые потоки. Оно об разуется изолированно и имеет небольшие размеры.
Рис. 1.28 Так выглядят облака, где редко мож но найти вихревые потоки. Они очень широкие и высокие.
Нижняя кромка изолиро ванного восходящего вих ревого потока
Два пилота летают в нижней части восходящего вихревого потока. Один пилот находится на 50 метров ниже и не находит ничего. Что же произойдет с пилотом, которому удалось попасть в нижнюю часть потока?
Если бы поток поднимался на высоте 50 метров не по вихревой структуре, то пилот со снижением 1 м/с уже через 50 секунд прошил бы поток и оказался под ним.
Вихревая структура потока позволяет объяснить, почему пилот не вывалива ется из пузыря. Пилот находится в цен тре вихревого потока и поднимается быстрее, чем пузырь. Поэтому ему уда ется удерживаться внутри пузыря и не снижаться в нем.
Рис. 1.29 Изолированный пузырь восходя щего воздуха. Нижний пилот напрасно ищет поток. Верхний пилот находится в нижней части потока и центрует его спиралями. Ниж нему пилоту остается только удивляться, по чему пилот над ним поднимается все выше и выше. Разница в 50 метров оказалась сущес твенной.
Замечание:
Вихревые потоки выстраиваются в еди ную линию тогда, когда пузыри име ют небольшой размер и поднимаются достаточно высоко. Они встречаются очень редко на улицах облаков и в ши роких низких потоках.