Управление устойчивостью и безопасностью функционирования воздушного рассматривается как составная часть национальной и экономической безопасности государства Россия
Система управления безопасностью на воздушном транспорте содержит два уровня управления безопасностью на воздушном транспорте:
I. Государственное обеспечение безопасности полетов воздушного судна , в котором четко определены миссия государства, его цель и концепция управления безопасностью полетов, заявленная политика, а также правила и практика устойчивого, безопасного и эффективного функционирования воздушного транспорта(рис. 5.);
Рис. 5. Государственное обеспечение безопасности полетов воздушного судна
II. Системы управления безопасностью полетов воздушных судов в эксплуатационных авиапредприятиях (эксплуатантов воздушных судов, эксплуатантов аэродромов, ОВД и техобслуживания ВС), основанных на «Руководстве по управлению безопасностью полетов (РУБП) DOC 9869 и «Руководстве по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в деятельность ГА» DOC 9873 (рис. 6).
Рис. 6. Системы управления безопасностью полетов воздушных судов в эксплуатационных авиапредприятиях
Эффективное внедрение системы управления безопасностью авиаперевозок включает в себя три основополагающие элемента:
А) комплексный (системный) корпоративный подход к безопасности;
Б) эффективные организационные методы внедрения стандартов по безопасности полетов и подготовка персонала;
В) официальная система надзора за обеспечение безопасности полетов.
Решение проблемы в начале внедрения системы управления безопасностью авиаперевозок предполагает, как обязательное условие - наличие компетентного, надлежащим образом подготовленного авиационного (руководящего) персонала, способного осуществлять всеобщее (тотальное) управление устойчивостью и безопасностью функционирования воздушного транспорта.
Ключевым звеном в управлении безопасностью полетов в СУБП определен «МЕНЕДЖЕР ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ» (рис. 7).
Рис. 7. Квалификационная модульная модель менеджера по безопасности полетов
Пусковым импульсом в начале внедрения в нашем государстве системы управления безопасностью функционирования ГА, является подготовка авиационного персонала и в первую очередь управленческого персонала Федеральных органов исполнительной власти – полномочного органа по ГА и руководителей авиапредприятий и авиационных учебных заведений как ключевые звенья (участники) системы управления безопасностью на воздушном транспорте.
Специальная профессиональная подготовка и сертификация этой категории управленческого персонала должна базироваться на принципах систем качества и стандартах ИКАО по подготовке персонала по квалификационным показателям на модульной основе:
а) проектирования системы (этапы ISD) (рис.8);
Рис. 8. Модульная система подготовки и сертификации (Instrument Systems Development, ISD)
б) Trainair (рис. 9);
Рис. 9. Модульная основа подготовки Trainair
в) учебный курс системы управления безопасностью полетов (рис.10, 11).
Рис. 10.
Рис. 11.
Данный курс включен и в первоначальную подготовку студентов – выпускников в ГОСВПО IV-го цикла специальных дисциплин и дисциплин специализации (рис. 12).
Рис. 12.
Актуальность темы была затронута Министром транспорта РФ на встрече в Монреале с руководством Международной организации гражданской авиации (ИКАО) – «В соответствии с международными стандартами ИКАО, предполагается внедрение систем управления безопасностью полетов эксплуатантами аэродромов, воздушных судов и поставщиками аэронавигационного обслуживания. В сфере профессионального образования принято решение о введении в основные учебные программы авиационных дисциплин курса по управлению безопасностью полетов».
Основные квалификационные требования к «Менеджеру по безопасности полетов» (МБП):
МБП в подразделении занимается только вопросами безопасности полетов. МБП должен входить в состав руководства организации и занимать высокий уровень в управленческой иерархия, позволяющий непосредственно выходить на других старших руководителей. К компетенции МБП относятся следующие функции:
а) разрабатывать, обновлять и популяризировать СУБП;
б) осуществлять контроль за функционированием СУБП и докладывать главному исполнительному директору о работе и эффективности системы;
в) доводить до сведения старшего руководства информацию о любых изменениях, которые необходимы для поддержания или повышения уровня безопасности полетов;
г) выполнять функции координатора в отношениях с регламентирующим полномочным органом по безопасности полетов;
д) предоставлять специальные консультации и помощь по вопросам безопасности полетов;
е) способствовать повышению информированности и понимания вопросов управления безопасностью полетов в рамках организации;