Типографика: классификация шрифтовых гарнитур
Типографика – графическое оформление печатного текста посредством набора и вёрстки с использованием норм и правил, специфических для данного языка. Каждый шрифт имеет свои достоинства и недостатки. К основным достоинствам любого шрифта относится в первую очередь хорошая удобочитаемость текста, ясный, простой, четкий и красивый рисунок букв, выполненный в едином стиле. Достигается это общностью конструкций всех буквенных знаков конкретного шрифта, курсив читать труднее, чем прямое начертание; очень короткие строки, так же как и очень длинные, читать труднее.
Шрифты делятся по своему назначению и области применения на книжные, газетные, плакатно-афишные, картографические, декоративные, рекламные. По характеру заполнения штрихов они делятся на нормальные, контурные, выворотные, оттененные, штрихованные и др.
По оформлению в объемном виде шрифты разделяются на два семейства: акцидентные и наборные.
Среди наборных шрифтов тоже произошло деление на две группы. Это шрифты с засечками(серифами) и без засечек.Шрифты без засечек еще называют гротесковымиили рублеными.С засечками – антиквенные. Также выделяют Полугротесковые или полуантиковые шрифты,так называемые,semi sans и semi serif.
Группа акцидентных шрифтов разнообразна и огромна по представленному количеству. Рукописные шрифты имитируют повседневную скоропись. Главное условие рукописного шрифта – он должен выглядеть так, будто его рисовали не на компьютере, а от руки.
Национальныешрифты повторяют стилистику письма разных стран: Китая, Мексики, Японии, Сиама, стран Востока и т. д. Историческиешрифты– современные стилизации шрифтов, у которых есть долгая история, связанная с определенным историческим периодом.
Техногенныешрифты – это, как правило, современные шрифты, придуманные под влиянием развития компьютерных технологий, однако, в эту группу можно включить и инженерные шрифты, различные угловатые и квадратные шрифты.
Free Style,или шрифты свободного стиля – самая большая группа акцидентных шрифтов. Это шрифты, созданные по мотивам кинофильмов, мультфильмов, сериалов. Dingbats,или пиктографические – это даже не шрифты, а наборы значков, пиктограмм, заключенных в шрифтовую форму, небольшие тематические коллекции, которые с удовольствием используют другие дизайнеры.
Моноширные (моноширинные)шрифты, в которых символы и другие знаки, а также цифры уравнены по ширине. Подобные шрифты называются неконтрастнымиили малоконтрастными.
Шрифты также подразделяются на семейства (гарнитуры – это несколько вариантов шрифта, обладающих общими признаками, но различающихся шириной знаков, толщиной штрихов и начертанием.
Вопрос 3.
Проектирование шрифтов, основные символьные элементы
Условно символы «прописного» шрифта представляют собой графемы – графические формы, сочетающие в себе свойства уникальности, благодаря чему один знак отличается от другого, и типичности. Художник, создающий необычный шрифт, всегда должен следить за тем, похожи ли нарисованные им символы на образцы букв, запечатленные в памяти каждого пишущего. Когда люди находят похожие элементы, они их классифицируют и дают им названия. Так и появляется понятие «анатомия буквы»:
– Штрихи: основной штрих, соединительный штрих, горизонтальный штрих, перекладина;
– Выносные элементы: верхний и нижний;
– Округлости: овал, полуовал;
– Наплывы;
– Капля;
– Засечки;
– Внутрибуквенные просветы;
– Апертура (степень открытости рисунка в шрифте. Чаще всего эту степень определяют по просвету в «С»);
– Другие элементы: ножки, рука, плечо, шпора, ухо, изгиб, хвостик, Апекс и вертекс, развилка и узел, петля.
Помимо оригинальных вариаций с элементами букв, для создания авторского шрифта необходимо задуматься и о пропорциях символов.
Вопрос 4.
Инструментальные средства и программное обеспечение для создания оригинальных шрифтовых гарнитур, управление
шрифтовыми ресурсами
После того, как авторский шрифт создан на бумажном носителе, отсканирован с разрешением от 300 до 600 dpi, необходимо сохранить полученные файлы в форматах TIFF, JPG, GIF или PNG. Следующий этап – векторизация символов.
Например, программа для ускоренной работы CorelTRACE – одна из программ графического пакета Corel с возможностью автотрассировки. Буква, которая переводится в вектор, должна отвечать нескольким требованиям: все округлые элементы должны быть действительно округлыми, недопустимо, чтобы они состояли (при ближайшем рассмотрении) из мелких штрихов, поэтому логично использовать кривые, чтобы шрифт был «легче», то есть быстрее и проще обрабатывался, надо стараться использовать минимум опорных точек.
В программе Adobe Illustratorосновным инструментом является Pen, он работает с кривыми Безье. С помощью Direct Selection можно делать правки в рисунке. По умолчанию линия, которую создает Pen, имеет черный контур и белую заливку.
После запуска программы CorelDRAW выполняется импорт картинки, подлежащей векторизации. Для обводки контура используются инструменты Freehand или Bezier. Откорректировать рисунок, можно используя инструмент Pick. Буквы надо привести к единому стилю и размеру и расположить все знаки в одном файле.
FastFont – это программа, позволяющая довольно быстро создать рукописный шрифт, минуя этап рисования на бумаге. Общий принцип ее работы таков: с помощью мыши или графического планшета пишутся буквы или даже предложения, на ходу исправляется их форма, а после того, как работа завершена, выбирается программа Build Font. Далее необходимо выбрать все характеристики шрифта и появятся все символы шрифта, в которых необходимо заполнить все ячейки знаками. Программа предлагает два инструмента: перо и ластик. Для пера можно задать наклон и толщину линии, ластик имеет несколько размеров.
X-Fonter – программа не только для работы, но и для развлечения. Можно создать шрифт и сохранить получившуюся картинку для дальнейшего использования. С помощью этой программы можно искать и инсталлировать шрифты, создавать коллекции, просматривать сами шрифты, информацию о них и о включенных в шрифт символах. Есть также функция создания HTML-книги шрифтов. Если выбрать командуCreate HTML Font Book, программа сгенерирует HTML-файл с таблицей, в которой располагаются названия и рисунки шрифтов, находящихся на данном компьютере.
Вопрос 5.
Технологии допечатной подготовки полиграфической
продукции
Полиграфия («печать», «печатание») – область техники, позволяющая с помощью технических средств выполнять тиражирование текстовых и графических материалов, также это любая продукция, на которую известным образом нанесена какая-либо информация.
Сначала создается первый образец графического обращения, который затем будет многократно растиражирован. Его называют оригинал-макетом будущей продукции.
Технологичность или пригодность оригинал-макета к последующему тиражированию без потери качества определяется тремя факторами: качеством, заложенным создателями, качеством допечатной (дотиражной) технологии и качеством тиражных технологий.
Все многообразие печатной продукции обеспечивают четыре основных типа печати: высокая, глубокая, плоская и трафаретная.
Все изображения делятся на штриховые (где нанесенная краска имеет только один оттенок) и тоновые (где краска имеет все полутона: от яркого насыщенного до исчезающе-слабого). При глубокой печати максимальная глубина – это максимальная толщина краски: в этом месте тон будет самый насыщенный. Если нет углубления – нет краски: в этом месте бумага останется белой. Все остальное – промежуточные варианты.
Принцип трафаретной печати резко отличается от вышеуказанных. Печатающие элементы трафаретной формы – это отверстия, через которые краска при движении ракеля продавливается к запечатываемой поверхности. Пробельные элементы, соответственно, красконепроницаемые. Изображения полутонов в высокой и плоской печати добиваются растрированием. Количество условных линий, на «пересечениях» которых размещены растровые точки, в единице длины изображения называется линиатурой растра и при прочих равных условиях определяет качество печати. Линиатура растра измеряется в л/д (линии на дюйм) или л/см (линии на сантиметр).
Для того чтобы напечатать цветной плакат, нужно провести операцию цветоделения по количеству цветов, т.е. собрать вместе элементы одного цвета в оригинал-макете. Нужно позаботиться о точном совмещении красок (цветов). Используя всего четыре краски (cyan – голубая, magenta – пурпурная, yellow – желтая и black – черная), можно получить почти любой цвет. Их называют триадные, а модель цветосложения – CMYK.
Затем один и тот же лист бумаги «прокатывают» на однокрасочной машине четыре раза, каждый раз меняя форму и закладывая соответствующую ей краску, и результаты бывают различные. Возможно появление неприятного эффекта – муара. Вывод последней версии оригинал-макета из компьютера осуществляется на необходимый для заказчика носитель.
Для участка «pre-press» пригодны практически любые машины класса Pentium. Но техника рекламного агентства («Hard») и его программное обеспечение («Soft») должны быть на шаг впереди общего уровня техники основных заказчиков. Второй вариант проектирования технологической цепочки «pre-press» включает в себя разработку макетов с полноцветной высококачественной печатью. Среди иллюстраций в подобных случаях преобладают цветные фотоматериалы.
Для решения поставленной задачи могут использоваться «широкие» слайды (цветные позитивы) – 60 х 60 мм и более. Для их выполнения привлекают профессиональных студийных фотографов с профессиональным оборудованием для фотостудии. Помимо вышеперечисленных вариантов в технологии «pre-press» используются негативные фотопроцессы.
Вопрос 6.
Технологии печатной подготовки полиграфической
продукции
К фотонаборному автомату положен проявляющий аппарат. Однако все большее развитие получают системы изготовления печатных форм «Computer То Plate» (CTP), в которых фотоформы не изготавливаются вовсе. Цветоделенное изображение переносится непосредственно на печатные формы, бумажные, пластиковые или металлические.
На сегодняшний день широко распространены четыре типа принтеров: термосублимационные, струйные, твердочернильные и лазерные.
Рисующие и режущие плоттеры работают в связке с компьютерами, так же как и обычные принтеры. Тираж – от одного экземпляра. В качестве носителя могут использоваться различные бумаги, пленки, холст и т.д. Режущие плоттеры в качестве штатного позиционируемого инструмента имеют нож для надсекания виниловой самоклеющейся пленки. Компьютерный рисунок должен состоять из замкнутых кривых.
Значительную часть полиграфических заказов составляет бумажная листовая продукция с не слишком высокими требованиями к качеству печати: прайсы, бланки, листовки, талоны, купоны и т.д. В данном случае используют дубликаторы: их скорость печати в сравнении с базовыми моделями ксероксов той же стоимости гораздо выше, а себестоимость копии ниже.
Ризограф состоит из сканера (в который закладывается оригинал-макет, выполненный на обычной бумаге), разрешением 300х600 dpi. Сканеры бывают протяжные и планшетные. Мастер-пленка с перфорированным изображением автоматически натягивается на раскатной барабан, на мелкоячеистую металлическую сетку. Внутрь барабана вставляется баллон с краской. Когда барабан вращается, краска центробежной силой притягивается к сетке, раскатывается специальными валами, проходит сквозь ячейки сетки и дырочки в мастер-пленке. После прокатывания барабана по бумаге, на последней остается четкий оттиск.
Формная печать делится на три типа: горячее тиснение, тампонная и трафаретная печать.
Суть технологии «Flexy decoration» состоит в следующем: особым образом приготовленный фотополимер заливают в подготовленную разборную форму, затем залитый полимер через фотопленку с оригинал-макетом засвечивают ультрафиолетом. После промывки верхний незакрепленный (незасвеченный) слой удаляется. Таким образом изготавливаются рельефные таблички-указатели.
Метод «Graverton» также отличается декоративностью и простотой. Сначала на бумаге печатается изображение, затем прикладывается изображением на пластину плакированного алюминия, и укладывается под термопресс. На выходе получается похожая на гравированную по металлу картинка.
Широкое развитие получили принтеры для печати пластиковых карточек. Это рекламный инструмент, широко применяемый во всем мире. Для этого использовали эмбоссеры – устройства для выдавливания букв на картах.
Суть термопереноса состоит в том, что изображение сначала наносится на промежуточный носитель, с которого потом под воздействием температуры и давления переносится на носитель постоянный.
Согласно технологии «Print Express» можно переносить изображение при помощи универсальной термотрансферной бумаги «Р-200», позволяющей запечатывать любые материалы вплоть до керамики. А также декорировать текстиль без нее.
Процесс флексографии широко используется в рекламной полиграфии прежде всего потому, что данный метод пригоден для декорирования почти всех материалов-носителей изображения, а применяемые печатные формы обладают повышенной тиражестойкостью.
Офсетная (плоская) печать многие десятилетия остается главным «тяжелым оружием» полиграфии. Форма представляет собой металлическую, пластиковую или бумажную пластину, на которой нанесено тиражируемое изображение, не имеет четко выраженного рельефа. Однако участки, несущие изображение, и не несущие его (пробельные), отличаются принципиально. Первые – гидрофобные, отталкивающие воду, но хорошо «принимающие» маслосодержащую краску. Вторые – гидрофильные, смачиваемые, задерживающие на поверхности воду или водосодержащие растворы.
Вопрос 7.
Технологии послепечатной подготовки полиграфической
продукции
Оперативная полиграфия – сектор полиграфической промышленности, включающий небольшие полиграфические предприятия и участки множительной техники и цифровой печати, оперативно изготовляющие разного рода мелкую печатную продукцию: бланки, визитные карточки, товаросопроводительные документы, небольшие брошюры.
Суть процесса ламинации состоит в «закатке» бумажных или иных носителей в пленку, толщина которой варьируется от 15 до 350 мкм. Напечатанный экземпляр вкладывается в ламинационный пакет-консуматив, который изнутри пропитан сухим клеем. Основные материалы – ПВХ и полиэстер.
Ламинаторы различаются, прежде всего, по размеру ламинируемой поверхности. Пленки бывают матовыми и глянцевыми, тонированными, прозрачными с одной стороны. Их свойства зависят от содержания полиэстера.
Для дополнительных эффектов можно применять процесс термотрансфера: лист бумаги после лазерного принтера или ксерокса кладется под листок фольги (серебро, золото, другие цвета) и прокатывается через ламинатор. Фольга прилипает только к тем местам, где был тонер.
В качестве дополнительного оборудования в полиграфии применяются обрезчики углов и вырубщик, позволяющий не вырезать визитки из листа, а одним ударом вырубать их, а также резаки (дисковые сабельные, гильотинные), фальцовщики (ручные или машины), степлеры, биндеры (пластиковые или металлические, с двойной спиралью).
Существуют также термобиндеры. Подобранную стопу листов вкладывают в специальную обложку, изнутри промазанную сухим клеем, и вставляют в термобиндер. Там клей разогревается, стопа обжимается, и книжка готова.
Полностью решают проблему склейки брошюр и журналов клеевые машины (фастбиндеры). Здесь стопа листов равняется в торец, который вручную «взрыхливается» специальным инструментом (торшинируется) и смазывается особо пластичным расплавленным клеем. После этого брошюра снабжается обложкой и обжимается.
В последние годы развилась еще одна декорирующая технология – заливка смолой. Печать производится любым известным способом, чаще всего трафаретным. Смолу наносят дозатором или даже обычным шприцем.
Вопрос 8.
Средства информационного обмена с типографией.
Верстальные и графические программные пакеты
Adobe Illustrator.Разработчики Adobe Illustrator CS2 рекомендуют соблюдать следующие требования к ПК: процессор Intel Pentium-3 или 4, Microsoft Windows 2000 с Service Pack 3 или Windows XP с Service Pack 1, не менее 256 Мбайт оперативной памяти, не менее 820 Мбайт свободного места на диске.
Интерфейс Adobe Illustrator. Окно состоит из следующих элементов: заголовка, главного меню, в котором собраны все команды, панели параметров, размерных линеек, поля масштабирования, палитры инструментов и информационной строки.
Остальные детали интерфейса (полосы прокрутки, кнопки изменения размера окна и т. п.) являются стандартными для соответствующей операционной системы.
Основные элементы интерфейса: File (Файл), Edit (Правка), Object (Объект) – здесь расположены команды трансформирования и размещения объектов, а также управления различными специальными объектами: масками, составными объектами, деловой графикой и т. д.; Туре (Текст), Select (Выделение), Filter (Фильтр), Effect (Эффект) – динамические подключаемые модули; View (Вид), Window (Окно), Help (Помощь).
Инструменты во многих случаях собраны в группы, которые помечены на палитре маленьким треугольником под значком инструмента. Если щелкнуть на таком инструменте и удерживать нажатой кнопку мыши, то через секунду появится полный набор инструментов, входящих в данную группу.
Нижняя часть палитры инструментов используется для окрашивания объектов. Кроме того, здесь находятся три значка, с помощью которых можно более эффективно использовать рабочее пространство монитора.
Вид панели параметров зависит от того, какой объект выделен. В левой части панели отображается тип выделенного объекта. Далее расположены следующие поля:
- Fill (Заливка) – цвет заливки;
- Stroke (Обводка) – цвет и толщина обводки;
- Stroke Weight (Толщина кривой) – толщина линии;
- Brush (Кисть) – примененная кисть;
- Opacity (Непрозрачность) – степень непрозрачности объекта;
- Style (Стиль) – примененный стиль;
- набор опорных точек для трансформирования объекта и поля, изменения его горизонтальной (X) и вертикальной (Y) координат, ширины (W) и высоты (Н);
- значок для вызова программы Adobe Bridge.
Диалоговые окна появляются при выполнении команд главного меню. Контекстное меню – это группа команд, имеющих отношение к определенному элементу интерфейса или выполняемой в данный момент операции.
Калибровка цвета – это процесс приведения цвета монитора в соответствие с некоторым стандартным цветом. Если работа происходит в DTP, это означает соответствие изображения на экране печатному оттиску. Для веб-графики калибровка – это настройка монитора на некоторый средний уровень, который соответствует большинству современных мониторов. Существует два принципиально разных способа калибровки: автоматический и ручной.
При любом варианте калибровки (автоматической или ручной) создается файл настроек цвета – цветовой профиль (Color Profile). Созданный профиль записывается в специальную папку для того, чтобы в будущем использоваться любой программой, которая поддерживает управление цветом на основе ICC. Adobe Systems в свою очередь предлагает пользователям своих продуктов собственное решение – системную утилиту Adobe Gamma.
Вопрос 9.