Подумайте и ответьте на вопрос: что вы узнали о себе?
Процесс приобретения учебных навыков близко связан с пониманием собственного мышления, личных предпочтений и выборов. Спросите себя и запишите в тетради, что вы узнали о себе, размышляя о вашем взаимодействии в группе, в интерактивных упражнениях и анализируя сводную таблицу по итогам тестирования.
Составьте план дальнейшего саморазвития.
Контрольные вопросы и задания
1. Что представляют собой этика и этикет?
2. Какую функцию при взаимодействии людей выполняет этикет?
3. Какие существуют общепринятые правила этикета?
4. Чем отличается деловой этикет от неформального?
5. Сформулируйте основные принципы делового этикета.
6. Почему по речи судят об общей культуре человека?
7. Какова роль этикета в вашей будущей (настоящей) профессии?
8. Что представляет собой деловая репутация?
9. Какие характеристики организации влияют на ее реноме?
10. С помощью каких технологий можно обучать общению?
11. В чем специфика имитационных игр, каковы их цели?
12. Какие виды тренингов вы знаете?
13. Что такое коммуникативная компетентность человека?
14. В чем преимущества и достоинства интерактивных технологий обучения общению?
15. Почему необходимо начинать учить общению с детства?
Помни, знание не зарождается внутри человека, если каждый день он не повторяет, не слышит, всю жизнь не отстаивает задуманное.
Эпиктет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По-разному люди реагируют на неудачу и на успех. Слабого человека неудача деморализует, сильного — мобилизует. Например, У.Черчиллю принадлежат слова: «Успех — это переход с одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом», а выдающийся изобретатель Эдисон говорил: «Каждая неудачная попытка — это еще и шаг вперед».
Действительно, главный режиссер своей жизни — сам человек, судьба каждого творится им самим. Никто не научит вас конструктивному общению, если вы этого не захотите сами. Начинайте изучать себя, свои проблемы и трудности и преодолевать их. Извлекайте уроки из неудач и ошибок. Не бойтесь вновь и вновь инициировать контакты и анализировать вновь приобретенный опыт. Как говорил Демокрит, хорошими людьми становятся не столько от природы, сколько от упражнений. Учитесь искать ошибки в собственных действиях, а не обвинять обстоятельства и окружающих людей, ведь ваша судьба находится в ваших собственных руках.
В книге Н.Н.Ежовой «Научись общаться! Коммуникативные тренинга» описана история, которая произошла очень давно в одном из старинных городов, где жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но был в городе человек, завидовавший славе мудреца. И он решил придумать такой вопрос, на который мудрец не смог бы ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца, скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет — живая, я сомкну ладони — и бабочка умрет, а если он скажет — мертвая, я раскрою ладони — и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И спросил он мудреца: «О мудрейший, какая бабочка у меня в руках, живая или мертвая?» И ответил мудрец: «Все в твоих руках...».
Дерзайте! Станьте автором сценария своей жизни среди людей, при необходимости меняйте его, корректируйте! Удачи и успеха вам!
ГЛОССАРИИ
Авторитетность— способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением.
Агрессивное поведение — нападки на оппонента без учета ситуации и чувств, потребностей или прав объекта нападок.
«Агрессор» — человек, который добивается повышения собственного статуса, критикуя или порицая других, когда дела идут не лучшим образом, и принижая личные качества, достоинство и статус другого человека.
Алгоритм— точное, пунктуальное описание последовательности действий, преобразующих исходные данные в искомый результат.
Альтернатива— необходимость выбора одного из нескольких возможных вариантов (как правило, взаимоисключающих) решений, предоставленных вариантов действия.
Амимия— отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры.
Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта, от запаса знаний и общего содержания духовной жизни человека.
Арго— речь социально замкнутых групп.
Аргумент аё потшет(«переход на личности») — аргумент, нацеленный на человека, выдвинувшего тезис, а не на содержание самого тезиса.
Ассертивность— умение постоять за себя в межличностных отношениях, защищая свои права и уважая права других.
Атрибуция каузальная— приписывание причины наблюдаемому действию или поступку человека.
Аттракция— привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.
Барьер психологический— внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и др.), мешающее человеку успешно выполнять некоторые действия.
Барьер смысловой— несовпадение смыслов высказанных просьб, требований у партнеров в общении. Зачастую в процессе взаимодействия препятствует установлению доверительных отношений между людьми.
Вербальный(словесный) — в психологии этим термином обозначаются формы знакового материала; устный, словесный.
Виртуальный— способный к действию, возможный; (филос.) не существующий непосредственно сам по себе, но способный возникнуть при наличии известных условий.
Взаимопонимание— понимание того, что оратор и аудитория располагают одними и теми же сведениями, а также испытывают похожие чувства и имеют общий опыт.
Визуализация— мысленное представление того, как вы что-то успешно делаете, воспринимаемое глазами.
Внутренние шумы— мысли и чувства, мешающие коммуникационному процессу.
Внушение— неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.
Выработка норм— стадия развития группы, на которой группа закрепляет свои правила поведения, в особенности те, что касаются разрешения конфликтов.
Гетерогенная группа— состоящая из людей разного пола и возраста, имеющих разный уровень подготовки, а также разные установки и интересы.
Глоссарий— собрание малоупотребительных слов (обычно к отдельному произведению или автору).
Говорить уместно— выбирать язык и символы, приспособленные к нуждам, интересам, знаниям и отношениям слушателей.
Гомогенная группа— в которой все члены имеют между собой очень
много общего.
Групповое взаимодействие— совокупность коммуникативных и межиндивидуальных связей, необходимых для совместной деятельности.
Дезавуировать— публично отказаться от своих предшествующих высказываний.
Декодирование— процесс обратной трансформации сообщений в идеи
и чувства.
Денотация— прямое, точное значение, которое языковое сообщество формально приписывает слову.
Деструктивный— неэффективный, неплодотворный, разрушительный.
Дискриминация— несправедливое обращение с людьми или причинение им вреда на основании их принадлежности к той или иной группе.
Дистанцирование— отдаление, удаление; соблюдение расстояния,
дистанции.
Доминировать— господствовать, преобладать.
Жаргон— техническая терминология или характерные идиомы, употребляемые в специальной деятельности или узкими группами.
Заражение— психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний и
побуждений.
Защитные механизмы— совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм.
Идентификация— установление идентичности, тождественности предметов и явлений; в психологическом смысле — механизм социализации, отождествления индивида с группой.
Имидж— целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы, формирования репутации.
Импонировать— производить положительное впечатление, нравиться, например импонировать открытостью общения.
Интерактивная стратегия— получение информации о другом человеке в процессе взаимодействия с ним.
Интерпретировать— истолковывать, приписывать значения отобранной и систематизированной информации.
Интроверсия— обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.
Интроспекция— самонаблюдение; изучение собственных психических процессов.
Инцидент— происшествие, случай, столкновение.
Иррациональный— недоступный пониманию, разуму.
Кинесика— наука, изучающая движения, позы, мимику и жесты.
Клише— стереотипное, избитое выражение, шаблонная фраза.
Когнитивные препятствия— препятствия, возникающие, когда группа ощущает давление как результат трудности задачи, нехватки информации или ограниченного времени.
Кодирование— процесс трансформации идей и чувств в слова, звуки, действия.
Коллизия— столкновение противоположных, разнонаправленных взглядов, стремлений, чувств, интересов, обстоятельств.
Коммуникабельность— способность, предрасположенность к общению, коммуникации, к установлению контактов и связей, психологическая совместимость, общительность.
Коммуникационная компетентность— соответствие коммуникативного поведения данной ситуации и его эффективность.
Компенсация— способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других позитивных качеств.
Комплекс неполноценности— сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, умений, знаний, навыков), сопровождаемое глубокими негативными эмоциональными переживаниями по этому поводу.
Компромисс— ситуация, когда обе стороны идут на жертвы ради поиска общих интересов.
Конкурентоспособность— совокупность потребительских свойств данного товара, характеризующих его отличие от товара конкурента по степени соответствия конкретным общественным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение, цен и пр.
Конкуренция— соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще.
Коннотация— чувства или оценки, которые у нас ассоциируются со словом.
Консенсус— общее согласие по обсуждаемому или спорному вопросу, достигнутое без процедуры голосования.
Конфликт— трудноразрешимое противоречие, связанное с острым эмоциональным переживанием, вызванное несовместимостью взглядов, целей, интересов, потребностей.
Конформность— некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.
Конфронтация — противопоставление, противоборство.
Креативность — творчество, способность творить.
Латентный— скрытое, внешне не заметное развитие какого-либо
процесса, явления.
Лидер — член группы, имеющий влияние на других членов группы в
совместной деятельности.
Малая группа— группа от 2 до 15 человек, члены которой заняты совместной деятельностью и находятся в непосредственном общении.
Манипулирование— сложное, запутанное действие; ловкая проделка, подтасовка; система приемов и способов воздействия на сознание с целью навязывания каких-либо идей или введения в заблуждение.
Межличностный конфликт— результат ситуации, когда потребности или представления одного человека не соответствуют потребностям или представлениям другого.
Менталитет, ментальность— образ, способ мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность и ее социальная и биологическая обусловленность; склад ума, умственный настрой, мировосприятие.
Мистификация— намеренное введение кого-либо в заблуждение,
заведомый обман.
Мозговой штурм— специальный метод организации совместной творческой работы людей, рассчитанный на повышение их умственной активности и решение сложных интеллектуальных задач.
Нагнетание конфликта— размышления или тягостные раздумья над реальной проблемой или тем, что представляется проблемой, доводящие человека до состояния, когда конфликт считается более серьезным, чем он есть на самом деле, и человек начинает обвинять партнера.
Назализация— негативная околоречевая характеристика: паузы, звуки, слова-паразиты.
Невербальная коммуникация— движения и особенности голоса человека при передаче им вербального сообщения.
Невротизм— состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами.
Неконгруэнтность— разрыв между неправильным восприятием себя
и реальностью.
Нервозность— страх или тревога, связанные с публичным выступлением.
Нормы социальные— принятые в данном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей.
Обратная связь— вербальная и физическая реакция на людей и их
сообщения.
Окно Джогари— инструмент для исследования взаимозависимости
самораскрытия и обратной связи.
Остракизм— изгнание, осуждение кого-либо.
Открытый тип разговора— откровенный обмен мыслями и чувствами без использования манипуляций.
Пантомимика— система выразительных движений, совершаемых при помощи тела.
Парафраз— изложение сути сообщения.
Парафраз чувств— ответ, ориентированный на эмоции, связанные с содержанием сообщения.
Параязык— невербальное «звучание» сообщений: манера передачи информации.
Паритет— равенство, одинаковое положение, принцип равных прав и возможностей, равное соотношение.
Пассивное поведение— нежелание высказывать свое мнение, показывать свои чувства или принимать на себя ответственность за свои действия.
Паттерн— набор характеристик, отличающих одни предметы от других, который используется для группирования предметов, имеющих одинаковые характеристики.
Персонализация чувств и мнений— использование высказываний от первого лица для идентификации себя как источника конкретных мыслей, чувств.
Персонификация— приспособление информации к специфическим представлениям аудитории.
Перцепция социальная— процесс формирования в общественном и социальном сознании образов социальных объектов в форме восприятия и понимания одним человеком другого.
Поддерживающая роль— специфический паттерн поведения, который помогает группе развиваться и поддерживать хорошие отношения между ее членами, групповую сплоченность и эффективное разрешение конфликтов.
Поза — положение или осанка тела.
Полилог— дискуссия трех и более участников.
Понимание— точная расшифровка сообщения путем присвоения ему правильного значения.
Поспешное обобщение— представление обобщения, которое либо вообще не подкреплено фактами, либо подкреплено только одним слабым примером.
Построение команды— деятельность, направленная на то, чтобы повысить эффективность совместной работы группы.
Потребность в контроле ситуации— желание влиять на события и окружающих людей.
Потребность в присоединении— желание находиться в обществе других людей.
Правила— неписаные законы, которые определяют, какое поведение обязательно, предпочтительно или запрещено в определенном контексте.
Превалировать— иметь перевес, преимущество, преобладать.
Презентация— торжественное, публичное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.
Прецедент— случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для аналогичных действий в настоящем.
Приемлемые цели— цели, которые члены команды считают осмысленными и в достижении которых они лично заинтересованы.
Принуждение— способ разрешения конфликта с помощью силы, словесных нападок или манипуляций; при этом человек требует, чтобы его потребности были удовлетворены, а идеи одобрены.
Принцип сотрудничества— состоит в том, что беседы будут протекать удачно, когда вклад участников разговора будет соответствовать его цели.
Принятие точки зрения— представление себя на месте другого.
Приспособление— способ разрешения конфликта, когда люди пытаются удовлетворить потребности другого и при этом жертвуют своими собственными потребностями.
Проверка восприятия— утверждение, отражающее ваше собственное понимание смысла невербальных сигналов, переданных другими
людьми.
Проекция— механизм психологической защиты, заключающийся в неосознанном наделении другого человека присущими данной личности мотивами, чертами и свойствами.
Проявление чувств— выражение чувств посредством мимики, жестов и эмоциональных вербальных реакций.
Психологическая совместимость людей— способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.
Психологический контекст— настроения и чувства, которые каждый из собеседников привносит в общение.
Рабочая группа— объединение из трех или более людей, которые должны взаимодействовать между собой и влиять друг на друга, чтобы выполнить общую задачу.
Разговор на равных— разговор без каких-либо слов или невербальных сигналов, подчеркивающих превосходство.
Разговор-раппорт— разговор, в котором человек делится переживаниями и устанавливает личные отношения.
Рассуждение по аналогии — рассуждение, при котором выводы являются результатом сравнения с ситуацией с похожим сочетанием обстоятельств.
Рассуждение путем указания на признак —рассуждение, в котором заключение основано на присутствии доступных наблюдению данных, которые обычно или всегда сопровождают другие, не наблюдаемые непосредственно переменные.
Рассуждение путем установления причинно-следственных связей —метод рассуждения, в котором заключение представляется как результат влияния какого-то обстоятельства или набора обстоятельств.
Реакция интерпретации— высказывания, которые предлагают разумное альтернативное толкование события или обстоятельств с целью помочь собеседнику увидеть ситуацию с другой точки зрения.
Реакция поддержки— утешающие высказывания, цель которых — выразить одобрение, поддержать, воодушевить, успокоить, утешить.
Регрессивное поведение— форма защитной реакции индивида при переживании им фрустрации, состоящая в замене значимой для него сложной задачи, решение которой затруднено в сложившейся ситуации, на более легкую.
Референтная группа— группа, на которую ориентируется человек в своих ценностях и поведении; «эталонная группа» может быть как реальной, так и воображаемой.
Рефлексия— способность сознания человека сосредоточиться на себе.
Риторический вопрос— вопрос, который не требует ответа вслух, а подразумевает мысленный ответ.
Ролевое общение— подчеркивание императивной формой коммуникации разницы в занимаемом социальном положении.
Роль— понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, которая соответствует занимаемому им положению.
Самоактуализация— стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Самоопределение личности— самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.
Самооценка— оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.
Самораскрытие— обмен биографическими данными, личными представлениями и чувствами, неизвестными другому человеку.
Самосознание— осознание человеком самого себя, своих собственных качеств и способностей.
Сдерживание чувств— поведение, при котором человек отрицает наличие у него чувств, удерживает их в себе и не проявляет никаких вербальных или невербальных признаков их существования.
Семантические шумы— значение, непреднамеренно переданное посредством некоторых символов и препятствующее точности декодирования.
Сенситивность— чувствительность; способность одного человека точно предсказать чувства, мысли и поведение другого, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, всякого рода испытаний.
Символы— слова, звуки и действия, выражающие конкретное содержание значения.
Симпатия— чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.
Симпатическое реагирование— чувство заботы, сострадания, направленное на другого человека из-за сложившейся у него ситуации.
Сленг— неофициальный, нестандартный словарь, не совпадающий с нормой литературного языка.
Совместимость— способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.
Сообщение— сочетание значения, символов, кодирования-декодирования и формы или способа организации.
Сопереживание— испытание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей.
Соперничество— стремление человека к соревнованию с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.
Сотрудничество — стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми, готовность поддержать и оказать им помощь.
Социализация— процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Ведущим компонентом социализации является воспитание.
Социально-психологическая компетентность— способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.
Социальный интеллект— глобальная способность, позволяющая прогнозировать развитие межличностных ситуаций, интерпретировать информацию, поведение, демонстрировать готовность к социальному взаимодействия и принятию решений.
Социальный контекст— назначение события, а также уже существующие взаимоотношения между участниками.
Сплоченность— степень взаимодействия членов группы при достижении общих целей.
Спонтанное выражение— неосознанное кодирование сообщений. Стабилизация— способ поддержания взаимоотношений на определенном уровне в течение некоторого времени.
Стереотипы— упрощенные и стандартизованные концепции характеристик или ожидаемого поведения членов определенной группы.
Статус— положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.
Стимул— цель, которая дает мотивацию.
Суггестия— внушение, различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям.
Тезаурус— одноязычный толковый или тематический лингвистический словарь, информационный запас слов.
Теория межличностных потребностей— теория, согласно которой возникновение, развитие и поддержание отношений зависит от того, насколько хорошо каждый человек удовлетворяет межличностные потребности другого.
Толерантность— терпимость, допущение.
Убеждающая речь— процесс, в ходе которого оратор передает сообщение, предназначенное для укрепления определенного убеждения аудитории, его изменения или побуждения аудитории к действию.
Установки— предрасположенность испытывать положительные или отрицательные чувства к людям, обстановке или вещам, которая обычно выражается как мнение.
Уход — способ справиться с конфликтом, когда люди физически или психически устраняются от конфликта.
Фальсификация— злостное, преднамеренное искажение каких-либо
данных.
Физический контекст— местоположение, условия окружающей среды (температура, освещение, уровень шума), физическое расстояние между участниками и время суток.
Фрустрация— эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.
Харизма— божественный дар; бытующее представление об особой одаренности, исключительности, непогрешимости кого-либо.
Ценностные ориентации— то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, позитивный жизненный смысл.
Эвфемизм— непрямое, смягченное выражение вместо резкого или нарушающего нормы приличия, мягкий эквивалент жесткого слова.
Эгоцентризм— сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходил вокруг.
Эгоцентрическая роль— специфический паттерн поведения, который концентрирует внимание на персональных потребностях и задачах в ущерб групповым.
Эйфория— состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.
Экстраверсия— обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него (противоположна интровер-сии).
Экспрессивность речи— голосовые контрасты в высоте звука, громкости, темпе и стиле, которые влияют на то, какой смысл извлекают слушатели из произносимых оратором фраз.
Эмоции— возбуждаемые действиями или словами субъективные переживания, которые сопровождаются физиологическим возбуждением и доступными для наблюдения появлениями.
Эмпаткческое реагирование— переживание эмоциональной реакции, сходной с действительными или ожидаемыми проявлениями эмоций другого человека
Эмпатия— переживание чувств, мыслей или установок другого человека, понимание их внутреннего состояния.
Эффект ореола— приписывание человеку набора связанных между собой качеств, когда вы на самом деле наблюдаете только одно качество из этого набора
Я-концепция— чувство собственной идентичности.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Атватер И.Я. Я вас слушаю... — М., 1988.
Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб, пособие. —
Минск, 2000.
Бодалев А. А. Личность и общение: избранные труды. — М., 1983.
Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. — СПб., 2005.
Ежова Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги. — Ростов н/Д, 2005.
Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. — М., 2004.
Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений:
учебник.— М., 2002.
Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. — Л., 1990.
Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник. — СПб., 2002.
Леонтъев А. А. Психология общения. — М., 1997.
Морава Н.А. Тренинг педагогического общения: учеб, пособие. — М., 2003.
Основы теории коммуникации: учебник / под ред. М.А. Василика. —
М., 2003.
Панфилова А. П. Деловые беседы. — Л., 1989.
Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб, пособие. — СПб., 2005.
Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб, пособие. — М., 2006.
Петров А. В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология
модерации. — СПб., 2005.
Лиз А. Язык жестов: пер. с англ. — Воронеж, 1992.
Ребус Б. М. Психологические основы делового общения: учеб, пособие. - М., 2002.
Рогов Е.Н. Психология общения. — М., 2005.
Седова Н. В. Педагогическая культура учителя. — СПб., 2003.
Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб., 2003.
Сиротина О. Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. — М., 1996.
Смирнова Е. Е. Психология общения: курс для старших классов средней школы. — СПб., 2005.
Шейное В. П. Психология и этика делового контакта. — Минск, 1997.
Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения: учебник. — М., 2004.
Дополнительная
Баркер А. Как улучшить навыки общения: пер. с англ. — СПб., 2003.
Беркли Ален М. Забытое искусство слушать: пер. с англ. — СПб., 1997.
Бороздина Г. В. Психология делового общения: учеб, пособие. — М., 1998.
Булатова О. С. Педагогический артистизм: учеб, пособие. — М., 2001.
Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия: пер. с англ. — СПб., 2002.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: пер. с англ. — СПб., 1997.
Вердербер Р., Вердербер К. Общение. Интенсивный курс: пер. с нем. — СПб., 2005.
Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. — М., 1993.
Волчек О. Д. Функции и значение телевидения в жизни студентов // Психолого-педагогические проблемы влияния телевидения и других СМИ на детей и молодежь. — СПб., 2002.
Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.-мл..: пер. с англ. — М., 2000.
Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. — М., 1980.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М., 1997.
Зарайский Д. А. Управление чужим поведением: технология личного психологического влияния. — Дубна, 1997.
Касаткин С.Ф. Техника обратной связи. Мастер общения. — СПб., 2002.
Кишкель Е.Н. Управленческая психология: учебник. — М., 2002.
Клюев Е. В. Речевая коммуникация: учеб, пособие. — М., 1998.
Крюгер В. Руководство командой: пер. с нем. — М., 2006.
Ли Д. Практика группового тренинга: пер. с англ. — СПб., 2001.
Лэйхифф Дж. М., ПенроузДж. М. Бизнес-коммуникации: пер. с англ. — СПб., 2001.
Панфилова А. П. Психология переговоров, или Как общаться, чтобы достичь успеха. — Улан-Удэ, 1995.
Панфилова А. П. Игротехнический менеджмент: интерактивные технологии для обучения и организационного развития. — СПб., 2003.
Панфилова А. П., Громова Л. А., Богачек И. А., Абчук В. А. Основы менеджмента // Полное руководство по кейс-технологиям / под ред. В. П. Соломина. — СПб., 2004.
Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений. — СПб., 2005.
Пашукова Т. И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. — М., 1998.
Петрова Н. П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет. — СПб., 2002.
Петрушин С. В. Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек). — М., 2004.
Рай Л. Развитие навыков эффективного общения: пер. с англ. - СПб.,
Тимофеев М. И. Деловое общение: учеб, пособие.-М. 2004. Томсон П. Самоучитель общения: пер. с англ. - СПб^ 2001. Уизерс Б. Управление конфликтом: пер. с англ. - СПб. 2004. Фомин Ю А. Психология делового общения. - Минск, ЛШ. Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе: сб. упражнений' пер. с нем. — М., 2003.
Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего:
практическое пособие: пер. с нем. - М., 2004.
Хартли М. Язык жестов в деловом общении: пер. с англ. - М., Энкельман Н. Б. Харизма: пер. с нем. - М., 2000.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие