Задачи для самостоятельного решения. 1. В розыгрыше лотереи участвуют 64 шара
1. В розыгрыше лотереи участвуют 64 шара. Выпал первый шар. Сколько информации содержит зрительное сообщение об этом?
2. В игре «лото» используется 50 чисел. Какое количество информации несет выпавшее число?
3. Какое количество информации несет сообщение о том, что встреча назначена на 3 июля в 18.00 часов?
4. Вы угадываете знак зодиака вашего друга. Сколько вопросов вам нужно при этом задать? Какое количество информации вы получите?
5. В ящике лежат фигурки разной формы - треугольные и круглые. Треугольных фигурок в ящике 15. Сообщение о том, что из ящика достали фигуру круглой формы, несет 2 бита информации. Сколько всего фигурок было в ящике?
6. В ведерке у рыбака караси и щуки. Щук в ведерке 3. Зрительное сообщение о том, что из ведра достали карася, несет 1 бит информации. Сколько всего рыб поймал рыбак?
7. Частотный словарь русского языка - словарь вероятностей (частот) появления букв в произвольном тексте — приведен ниже. Определите, какое количество информации несет каждая буква этого словаря.
Символ | Частота | Символ | Частота | Символ | Частота | Символ | Частота |
о | 0.090 | в | 0.035 | я | 0.018 | ж | 0.007 |
е, ё | 0.072 | к | 0.028 | Ы, 3 | 0.016 | ю, ш | 0.006 |
а, и | 0.062 | м | 0.026 | ь, ъ, б | 0.014 | ц, щ, э | 0.003 |
т, н | 0.053 | д | 0.025 | ч | 0.013 | Ф | 0.002 |
с | 0.045 | п | 0.023 | и | 0.012 | ||
Р | 0.040 | У | 0.021 | X | 0.009 |
Используя результат решения предыдущей задачи, определите количество информации в слове «КОМПЬЮТЕР».
Алгоритм –последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное, записанная с помощью понятных исполнителю команд.
Исполнителем алгоритма может быть человек или автоматическое устройство – компьютеры, роботы, станки, спутники, сложная бытовая техника и даже детские игрушки.
Действия, которые может совершать исполнитель, называют системой команд исполнителя.
Алгоритм должен содержать только те действия, которые допустимы для данного исполнителя.
Свойства алгоритмов:
результативность (конечность) – алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов;
детерминированность(определенность) –исполнитель должен выполнять команды алгоритма в строго определенной последовательности, каждое действие, предусмотренное алгоритмом, исполняется только после того, как закончилось исполнение предыдущего;
доступность (понятность) – понимание исполнителем команд, в алгоритме используются только команды из системы команд исполнителя;
массовость– один и тот же алгоритм может применяться к большому количеству однотипных задач;
однозначность– каждая команда определяет однозначное действие исполнителя;
дискретность – алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение простых шагов.
Способы описания алгоритмов
Типовые конструкции алгоритмов:
линейная – описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке;
циклическая – описание действий или группы действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие.
разветвляющаяся – алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий;
вспомогательная – алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя.
Форма и способ записи алгоритма зависит от того, кто будет исполнителем.
Представление алгоритмов можно разделить на две группы:
1. Естественное представление алгоритма
словесный способ (алгоритм записан на естественном языке в виде текста с формулами по пунктам, определяющим последовательность действий);
графический способ (алгоритм изображен в виде блок-схемы);
Элементы алгоритмы изображаются на блок-схеме с помощью различных геометрических фигур. Элементы алгоритма соединены стрелками, указывающими шаги выполнения алгоритма.
Элементы блок-схем
Элемент блок-схемы | Назначение элемента блок-схемы |
начало и конец алгоритма | |
ввод-вывод данных | |
процесс, выполнение действий или команд | |
задание и проверка условия, выбор направления выполнения алгоритма | |
применяется для вызова отдельно описанного алгоритма (подпрограммы) | |
применяется для объявления переменных или ввода комментариев |
Устройство современного компьютера:
память (запоминающее устройство — ЗУ), состоящая из перенумерованных ячеек;
процессор, включающий в себя устройство управления (УУ) и арифметико-логическое устройство (АЛУ);
устройство ввода;
устройство вывода.
Э ти устройства соединены между собой каналами связи, по которым передается информация.
Общая схема компьютера
– сигнал управления; – информационный сигнал
Функции памяти:
| Функции процессора:
|
Одна часть процессора, которая выполняет команды, называется арифметико-логическим устройством, а другая его часть, выполняющая функции управления устройствами, — устройством управления.
В составе процессора имеется ряд дополнительных ячеек памяти, называемых регистрами. Регистр выполняет функцию кратковременного хранения числа или команды.
Регистр представляет собой совокупность триггеров(электронных схем), связанных друг с другом определенным образом общей системой управления.
Существует несколько типов регистров, отличающихся видом выполняемых операций:
сумматор — регистр АЛУ, участвующий в выполнении каждой операции;
счетчик команд — регистр УУ, содержимое которого соответствует адресу очередной выполняемой команды. Он служит для автоматической выборки программы из последовательных ячеек памяти;
регистр команд — регистр УУ для хранения кода команды на период времени, необходимый для ее выполнения. Часть его разрядов используется для хранения кода операции, остальные — для хранения кодов адресов операндов.