Какому учебнику следовать в преподавании учебного курса?

Электронный учебник

Методическое пособие в вопросах и ответах

I. УЧЕБНИК, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.

Каковы функции учебника вообще?

Учебник выполняет две основные функции:

  1. является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;
  2. выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

В каких видах существуют учебники и учебные пособия?

В следующих видах: учебных книгах и текстах, хрестоматиях, задачниках, практикумах, дидактических пособиях, книгах для дополнительного чтения, картах, учебных видеофильмах, компьютерных программах на компакт-дисках, базах данных на веб-сайтах и т.п.

Каковы обязательные составляющие учебника?

В учебнике находят отражение такие этапы обучения, как постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельная работа.

Каковы компоненты содержания учебника?

Основными компонентами содержания любого учебника выступают: информативная, репродуктивная, творческая, эмоционально-ценностная.

Каждая компонента имеет определенный состав и средства воплощения в учебнике:

  • Информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).
  • Репродуктивные задания ориентируют на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия.
  • Процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста.
  • Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности. Это обеспечивается яркостью и изобразительностью изложения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту учеников, парадоксами и другими средствами.


Что является главной формой учебника?

Главной формой учебника является текст. Текст учебника подразделяется на основной, дополнительный и пояснительный.

На какие компоненты можно разделить основной текст?

Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента:

  1. теоретико-познавательный:
    • основные термины;
    • ключевые понятия и их определения;
    • основные факты, явления, процессы, события;
    • опыты;
    • описание основных законов, теорий, ведущих идей;
    • выводы и т. п.
  2. инструментально-практический:
    • характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний;
    • описание задач, опытов, упражнений, экспериментов;
    • составление набора задач, опытов, самостоятельных работ;
    • обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.

Что включает дополнительный и пояснительный текст?

Дополнительный текст включает:

  • документы,
  • хрестоматийный материал,
  • обращение к читателям,
  • биографические сведения,
  • статистические сведения,
  • справочные материалы, выходящие за рамки программы.

Пояснительный текствключает:

  • предметные введения к учебнику, разделам, главам;
  • примечания, разъяснения;
  • словари;
  • алфавиты;
  • определители;
  • пояснения к картам, схемам, диаграммам;
  • указатели.

Есть ли в учебнике внетекстовые компоненты?

Кроме текста с учебным материалом в учебнике содержатся так называемые внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения материала, иллюстративный материал, аппарат ориентировки:

  1. аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, подписи к иллюстративному материалу, упражнения,
  2. иллюстративный материал: предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации,
  3. аппарат ориентировки: предисловие, оглавление, рубрикат, сигналы-символы, библиография, указатель, колонтитул.

Чем отличаются учебник и учебно-методический комплекс?

Учебно-методические комплексы - это открытые системы учебных пособий, обеспечивающих личностно-ориентированный уровень обучения в условиях массовой школы. Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам могут содержать до двух десятков элементов: учебник, задачник, книга для чтения, хрестоматия, рабочая тетрадь, методическое пособие, рабочая программа, комплекты тестовых заданий, видеокассеты, компакт-диски, компьютерные программы и т.п.

Какому учебнику следовать в преподавании учебного курса?

Понятие базового учебника в современной высшей школе в последние годы утратило прежний смысл. Это связано прежде всего с тем, что с начала 1990-х гг. существенно увеличилось количество альтернативных или параллельных учебников по одному и тому же предмету. В 2000 г. Министерство образования РФ рекомендовало к применению в школах почти 1000 учебников, а количество рекомендованных учебников для вузов вообще вряд ли поддается точному подсчету. Поэтому каждый преподаватель рекомендует студентам те учебники и учебные пособия, которые лучше всего соответствуют его собственным взглядам на учебный курс, либо разрабатывает свои учебники и учебные пособия.

Наши рекомендации