Какому учебнику следовать в преподавании учебного курса?
Электронный учебник
Методическое пособие в вопросах и ответах
I. УЧЕБНИК, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
Каковы функции учебника вообще?
Учебник выполняет две основные функции:
- является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;
- выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.
В каких видах существуют учебники и учебные пособия?
В следующих видах: учебных книгах и текстах, хрестоматиях, задачниках, практикумах, дидактических пособиях, книгах для дополнительного чтения, картах, учебных видеофильмах, компьютерных программах на компакт-дисках, базах данных на веб-сайтах и т.п.
Каковы обязательные составляющие учебника?
В учебнике находят отражение такие этапы обучения, как постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельная работа.
Каковы компоненты содержания учебника?
Основными компонентами содержания любого учебника выступают: информативная, репродуктивная, творческая, эмоционально-ценностная.
Каждая компонента имеет определенный состав и средства воплощения в учебнике:
- Информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).
- Репродуктивные задания ориентируют на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия.
- Процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста.
- Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности. Это обеспечивается яркостью и изобразительностью изложения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту учеников, парадоксами и другими средствами.
Что является главной формой учебника?
Главной формой учебника является текст. Текст учебника подразделяется на основной, дополнительный и пояснительный.
На какие компоненты можно разделить основной текст?
Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента:
- теоретико-познавательный:
- основные термины;
- ключевые понятия и их определения;
- основные факты, явления, процессы, события;
- опыты;
- описание основных законов, теорий, ведущих идей;
- выводы и т. п.
- инструментально-практический:
- характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний;
- описание задач, опытов, упражнений, экспериментов;
- составление набора задач, опытов, самостоятельных работ;
- обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.
Что включает дополнительный и пояснительный текст?
Дополнительный текст включает:
- документы,
- хрестоматийный материал,
- обращение к читателям,
- биографические сведения,
- статистические сведения,
- справочные материалы, выходящие за рамки программы.
Пояснительный текствключает:
- предметные введения к учебнику, разделам, главам;
- примечания, разъяснения;
- словари;
- алфавиты;
- определители;
- пояснения к картам, схемам, диаграммам;
- указатели.
Есть ли в учебнике внетекстовые компоненты?
Кроме текста с учебным материалом в учебнике содержатся так называемые внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения материала, иллюстративный материал, аппарат ориентировки:
- аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, подписи к иллюстративному материалу, упражнения,
- иллюстративный материал: предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации,
- аппарат ориентировки: предисловие, оглавление, рубрикат, сигналы-символы, библиография, указатель, колонтитул.
Чем отличаются учебник и учебно-методический комплекс?
Учебно-методические комплексы - это открытые системы учебных пособий, обеспечивающих личностно-ориентированный уровень обучения в условиях массовой школы. Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам могут содержать до двух десятков элементов: учебник, задачник, книга для чтения, хрестоматия, рабочая тетрадь, методическое пособие, рабочая программа, комплекты тестовых заданий, видеокассеты, компакт-диски, компьютерные программы и т.п.
Какому учебнику следовать в преподавании учебного курса?
Понятие базового учебника в современной высшей школе в последние годы утратило прежний смысл. Это связано прежде всего с тем, что с начала 1990-х гг. существенно увеличилось количество альтернативных или параллельных учебников по одному и тому же предмету. В 2000 г. Министерство образования РФ рекомендовало к применению в школах почти 1000 учебников, а количество рекомендованных учебников для вузов вообще вряд ли поддается точному подсчету. Поэтому каждый преподаватель рекомендует студентам те учебники и учебные пособия, которые лучше всего соответствуют его собственным взглядам на учебный курс, либо разрабатывает свои учебники и учебные пособия.