Формирование творческого мышления как единый педагогический процесс

Творчество – это новое видение, новый подход, новое решение, т. е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения.

Творческое мышление – психический процесс, направленный на открытие нового знания или оригинального способа действия, на разрешения творческой задачи или проблемы [3].

Во-первых, развитие творческих способностей позволяет воспитывать инициативную, думающую, способную на творческий подход в любом деле личность.

Во-вторых, позволяет учащимся осмысливать события и явления на основе исторического анализа.

В-третьих, помогает воспитывать современное историческое сознание, развивать самостоятельное, персонифицированное мышление.

В-четвертых, развитие творческих способностей ведет к формированию интеллектуальной, гармонически развитой личности

Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках истории – это включение в учебно-воспитательный процесс заданий творческого характера. К задачам творческого характера можно отнести следующее: проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске.

Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. В традиционном же обучении в основном используют задачи конвергентного типа: условия таких задач предполагают существование лишь одного верного ответа, который может быть вычислен путем строгих логических, рассуждений на основе использования усвоенных правил, алгоритмов, законов. К примеру таких типов заданий можно отнести ЕГЭ . [4].

Современное состояние общества ставит перед педагогами задачу перестройки общего характера обучения, который подразумевает развитие у детей самостоятельного творческого мышления, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Все выдающиеся педагоги обращали внимание на проблему взаимосвязи обучения школьников и их умственного и нравственного развития.

По статистике 2010года , психологи установили, что 37% шестилетних детей обладают высоким потенциалом творческой активности, у семилетних этот показатель снижается до 17%. Среди взрослых выявлено лишь 2% творчески активных личностей [9, с.23]. из этого можно сделать вывод, что с годами , наша жизнь приобретает более стандартный тип мышления, и чаще всего это поддерживается школой. Так как составление творческих заданий , которые были бы направлены на развитие творческих способностей занимает больше времени на подготовку. Но мы не должны забывать, что именно творческие и креативные люди творят будущее , а творческие способности учеников , в руках учителя.

Педагог должен понимать ,что творчество, предполагает свободное развитие личности, и в этом развитии школа занимает одно из центральных мест. Но такая школа должна быть построена на нетрадиционных принципах организации учебно-воспитательного процесса. Творчество и нестандартный подход в построении школьного обучения тесно взаимосвязаны. Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развитие умения решать творческие задачи, предполагающие систематично и последовательно преобразовывать действительность, соединять несовместимое, опираться на субъективный опыт учащихся, что составляет основу системного, диалектического мышления, произвольного, продуктивного, пространственного воображения, применение эвристических и алгоритмических методов организации творческой деятельности учащихся [10, с.11]. Развитие креативных способностей учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми.

Е. А. Яковлева выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:

· паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;

· доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;

· сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;

· доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

· ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны;

· неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений;

· формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;

· стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;

· высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;

· индивидуализация – создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;

· проблематизация – ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций [12, с.102-103].

Соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников. Решение любой исследовательской задачи предполагает выбор теоретико-методологической стратегии, в качестве которой может выступать методологический подход к исследованию. Проблема развития креативных способностей в настоящее время решается с позиций системно-функционального, комплексного, личностно-ориентированного, индивидуально-творческого и других подходов.

Иссле­дования проведенные советскими педагогами Л. А. Аристовой, Ю. К. Бабанского, Л. В. Занкова, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, Н. А. Половниковой и др. убедительно показали, что среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит мышлению школьника, сфор­мированным приемам умственной деятельности. Особо важное внимание этим приемам должно уделяться при организации проблемного обучения: ученики часто не мо­гут решить проблему только потому, что их исходные зна­ния формировались не в соответствии со структурой мыс­лительной деятельности, что у них оказались несформированными необходимые тактические и стратегические способы мыслительной деятельности. Поэтому мы вправе утверждать, что, прежде чем приступать к внедрению про умного обучения как оптимально организованной ди­дактической системы, надо научить учащихся правильно мыслить, т. е. заложить основы самостоятельного мыш­ления. А в условиях развивающего и воспитывающего обучения это значит не только воспитывать потребность в знаниях, вооружать учащихся системой знаний, умений и навыков, но и современными способами познания.

По мере развития экспериментальных исследований станови­лось все более ясным: чтобы воспитывать мышление, творческой должна стать не только учебная деятельность детей, но и сама деятельность педагога.

Психологи предполагают, что теоретический способ обучения как раз и создает такие условия, ибо в учебной деятельности, ос­нованной на коллективном творческом поиске истины, с самого на­чала возникают потребности и способности, общественные по форме: стремление к постоянному изменению, умение самостоя­тельно брать знания. Отсюда, кстати, и растущее стремление этих ребят к проявлению своих способностей в других видах обществен­но полезной деятельности.

Очень быстро обнаруживается, что детям недостаточно одной учебной деятельности. Само ее формирование начинает требовать реального практического выхода.

Усвоив хорошо тему, с применением новых креативных технологий , с применением наглядности и прочее, часто мотивирует школьников для дальнейшего изучения этой темы. Они записываются в исторические кружки, различные исторические походы, исторические проекты и прочее. Так же и в нашем регионе действует больше десятков различных исторически проектов к примеру такие как « Азбука истории» , « по следам 28 армии» , а также различные археологические проекты , в которых так же могут принимать участие школьники. Которые помогают не только углубить знания по истории и развить интерес к предмету, но и развивают патриотизм, любовь к большой и малой Родине. Которая, так же является одним из запросов государства.

Глава 2. Применение методов стимулирующих творческое мышление в процессе обучения.

2.1 Способы развития творческого мышления на уроках истории

Анализ некоторых учебных программ по истории в школе показал, что развитие креативных способностей не является основной целью предложенных программ и, следовательно, в них не отведено достаточного времени на обеспечение высокого уровня развития творческого мышления и воображения.

Ориентация современной школы на разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются знания, умения, навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их мыслительной активности. Достичь этого можно при использовании современных методов обучения истории, которые предполагают не только репродуктивность, но способствуют развитию активного и интерактивного освоения знаний.

Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся в процесс активного «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют:

· стимулировать мыслительную деятельность учащихся;

· раскрыть свои способности;

· приобрести уверенность в себе;

· совершенствовать свои коммуникативные навыки;

· возможность формировать у учащихся творческое мышление [2, с.14].

В процессе обучения учащихся на уроках истории учитель не только передает информацию о прошлом и настоящем человеческого общества, но и много работает над тем, чтобы выработать умения учащихся осмысливать и применять исторические знания в жизни, аналитически и критически оценивать исторические события, анализировать новые источники, аргументировать свою позицию. Рассмотрим некоторые возможные методы и средства обучения истории, направленные на развитие творческого мышления школьников. Модель формирования исторических знаний основана на принципах развивающего обучения. Развивающее обучение – это специально организованное, в соответствии с законами психического развития школьников, обучение. Результат – формирование человека, способного самостоятельно поставить задачи и найти оптимальные способы и средства их решения.

Учитель организует высокую мотивацию и активную деятельность ученика по овладению знаниями. Дидактическая структура знаний по истории: факты, представления, понятия, причинно – следственные связи, закономерности и мировоззренческие идеи. Успешное овладение структурой знаний по истории возможно, если ученик владеет общеучебными умениями и навыками. Метод развивающего обучения – метод постановки учебных задач. Различие между вопросом как методом проверки знаний в традиционной системе обучения и учебной задачей в развивающем обучении: вопрос предполагает ответ по тексту учебника: кто, что, когда, зачем и т.д. Задача предполагает поиск информации, перенос усвоенных знаний и умений: установите, объясните, определите, найдите и т.д. Нестандартное задание – понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой. Есть и другие признаки:

· самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

· необычные условия работы;

· активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях [4, с.12].

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций , ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, сказки, загадки, «расследования»).

Показатели развивающего обучения личности:

· уровень сформированности понятийного мышления,

· самостоятельное нахождение учащимися логических связей, закономерностей,

· деятельностный подход учащихся к усвоению знаний [7, с.11].

Таким образом, развивающая система – это знания + умения + учебная деятельность + система специальных заданий. В итоге, учащиеся должны уметь обозначить проблему в истории и видеть пути решения этой проблемы, должны знать специфику эпох и вклад исторических деятелей, знать дискуссионные темы и уметь раскрывать их содержание.

Мозговой штурм.

Учитель формулирует учебную проблему, определяет правила и условия коллективной работы. Составляет группы по 3 – 6человек и экспертную группу (хорошо подготовленные учащиеся, которые умеют аргументировать своё мнение). Затем учитель ставит вопросы, подводящие учащихся к проблеме, которую надо быстро решить. Штурм поставленной проблемы во всех группах одновременно – 10–20 минут. Эксперты фиксируют идеи, оценивают работу каждого ученика, соблюдение правил. Затем эксперты отбирают, обсуждают и оценивают лучшие идеи, сообщают о результатах работы учителю, публично защищают наилучшие идеи.

Технология метода проекта при обучении истории.

Проект – это модель будущего, то есть прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности. Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности (творчества) и одновременно формирования определённых личностных качеств. Три кита, на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность [11, с.3]. Результативность работы над проектом определяется по формированию практических учебных умений, а также личностных качеств: умению работать в группе, считаться с чужим мнением. Учебно–познавательный проект – это поиск решения проблемы учащимися.

Модульная технология. При обучении учащихся в 10-11 классах учитель призван не только насыщать учащихся исторической информацией, но и учить учащихся самостоятельно добывать знания. Самообразование является условием развития интеллектуальной личности. Методика модульной технологии основана на том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Модульная (блочная) организация подачи материала:

· лекция (урок изучения нового материала),

· семинар, исследование, лабораторная работа (уроки совершенствования знаний, умений, навыков),

· коллоквиум, зачет (контрольные уроки, уроки учета и оценки знаний и умений). Существенные элементы модульной технологии:

· блочное (модульное) построение учебного материала;

· мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

· преобладание самостоятельной работы учащихся над документами на уроках истории;

· организация самоконтроля и внешнего контроля учебной деятельности на основе рефлексии ученика и учителя [11, с.4-5].

Традиционные методики преподавания истории применяются в репродуктивной образовательной модели, модульная технология способствует формированию творческой, самостоятельно мыслящей личности.

Информационные технологии используются для организации проектной и исследовательской деятельности учителей и учащихся. Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяют поднять учебный процесс на новый уровень. Учащиеся получают учебную задачу, определяют основные пути её решения, находят эффективные приёмы и средства самостоятельной работы. Необходимо отобрать текстовый, иллюстративный материал, сделать подборку документов, карт, схем, фото, видеофрагментов. Учащиеся следуют принципам развивающего обучения: исследуют источники, сравнивают их, знакомятся с различными точками зрения, составляют их описание, систематизируют справочный материал, составляют таблицы.

Информационные технологии способствуют развитию познавательных и когнитивных способностей учащихся: умение решать поставленные задачи, заниматься сбором, анализом и синтезом данных, извлекать из них информацию, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками. Информационные технологии развивают у учащихся информационную культуру. В результате обучения по информационной технологии учащиеся критически относятся к информации в сети Интернет, они умеют отделять правду от вымысла. Использование интерактивных форм обучения. В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и востребовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам открывает путь к познанию, усвоение знаний в этом случае – следствие, продукт опыта переживаний. Ученик становится главной действующей фигурой. Учитель становится в этой ситуации активным помощником, его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса. Усвоение исторических реалий путем погружение в мир прошлого – вот что дают интерактивные формы обучения.

Но главное – развить способности ученика, подготовить обществу личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения [11, с.6-8].

Использование интерактивных форм обучения, информационные технологии, модульная технология и технология метода проекта при обучении истории, мозговой штурм, и другие развивающие технологии, являются одним из средств развития творческого мышления на уроках истории.

2.2. Использование приемов ТРИЗ на уроке истории, как средство развитие творческих способностей школьников

Наши рекомендации