Метод определения емкости местного рынка на основе анализа панели торговых организаций
Лекция 15. Анализ емкости местных рынков
15.1 Определение, детерминанты и уровни емкости местных рынков
15.2 Подходы и методы анализа емкости местных рынков
– 1 –
Емкость местного рынка– количество товара (объем услуг), который можно реализовать на рынке муниципального образования за год.
Емкость рынка показывает, сколько товара может потребить рынок в конкретный период времени при конкретных условиях, т. е. при определенной цене на товар, экономической ситуации в стране, конъюнктуре рынка и маркетинговых усилиях продавцов. При изменении конкретных условий меняется и емкость рынка.
Детерминанты емкости местного рынка
К факторам, определяющим текущую и перспективную емкость рынка, можно отнести следующие:
1) изменения цены товара;
2) изменение среднего уровня дохода местных жителей;
3) изменения моды;
4) инфляционные ожидания;
5) маркетинговые действия продавцов;
6) стадия жизненного цикла местного рынка (растущий, насыщенный, стагнирующий или сокращающийся);
7) изменения предпочтений местных потребителей по брендам производителей, торговым маркам и территории создания товара;
8) технологические возможности производителей;
9) изменение инвестиционных потоков и направлений их распределения по отраслям и сферам местной экономики; изменение объемов притока и оттока инвестиционных ресурсов.
Емкость рынка и динамика ее изменения дают возможность фирме-продавцу предварительно оценить, перспективен ли для него данный рынок или нет. Задачи анализа емкости рынка являются разноплановыми для групп субъектов исследования (таблица 15.1):
Таблица 15.1 – Задачи анализа емкости местного рынка
Субъект исследования | Задачи исследования |
индивиды (резиденты и нерезиденты) | не ставятся |
производственные и сбытовые компании; инвесторы | 1) выявление потребностей рынка в сырье или готовой продукции; 2) определение степени насыщенности местных рынков; 3) анализ перспективности целевых рынков для компаний-продавцов |
администрация муниципального образования и территориальные органы государственной власти | анализ емкости местных рынков с точки зрения наличия тенденций перепроизводства или стагнации в целях принятия и реализации в дальнейшем превентивных мер |
Уровни емкости рынка
1) потенциальная емкость – рассчитывается для будущих периодов с учетом роста (изменения) потребности в товаре (услуге) одного клиента, численности населения, цены на товар и иных параметров;
2) доступная емкость – рассчитывается объем товаров, которые фирмы могут реализовать на рынке, исходя из своих текущих производственных и сбытовых возможностей;
3) освоенная емкость – объем товаров, который фирмы реализуют на рынке в настоящее время, но который ниже потенциального объема продаж;
4) целевая емкость – объем товаров, который фирмы реализует на целевом рынке, достигая, таким образом, установленных в стратегиях корпоративного развития целевых ориентиров;
5) доступная квалифицированная емкость – рассчитывается объем товаров, которые фирмы могут реализовать на рынке в будущем, исходя из предела своих производственных и сбытовых возможностей.
– 2 –
Подходы к оценке емкости местных рынков
Подходы к оценке емкости местных рынков различаются в зависимости от вида рынка:
1. Емкость рынка промышленных товаров оценивается путем анализа тенденций развития и инвестиционной политики местных отраслей и сфер деятельности, потребляющих эти товары. При отсутствии такой информации емкость рынка определяется путем рассмотрения тенденций продаж в прошлом и их экстраполяции с поправками на рассматриваемый период.
Целесообразным является учет основных тенденций по аналогичным рынкам промышленных товаров в стране в целом, а также в соответствующем регионе и крупнейших городах.
2. Емкость рынка потребительских товаров оценивается на основе анализа факторов, влияющих на спрос населения (детерминантов спроса), таких как общая численность населения, распределение его по возрастным, социальным, половым признакам; уровень доходов на душу населения; динамика индекса стоимости жизни, динамика ставок заработной платы, образ жизни и т. д.
Выделяют три основных метода анализа емкости местных рынков [Дурович]:
Метод определения емкости местного рынка на основе анализа экспортно-импортных потоков
В рамках данного метода при определении емкости рынка города объем местного производства увеличивают на объем импорта и уменьшают на объем экспорта, учитывая остатки товаров предыдущего и отчетного периодов:
Е = П + И - Э + Опред. периода – Оотчетн. периода
где Е – емкость рынка города в стоимостном или физическом выражении;
П – объем местного производства;
И – объем импорта в муниципальное образование;
Э – объем экспорта в другие муниципальные образования;
Опп – остатки предыдущего периода;
Ооп – остатки отчетного периода.
Целесообразно использование формулы при наличии информации о муниципальном образовании в целом и отсутствии данных по конкретным фирмам.
Метод определения емкости местного рынка на основе анализа панели торговых организаций
Оценить емкость рынка можно и с помощью панельных исследований. Панельные исследования позволяют получить необходимую информацию о происходящих на рынке изменениях с помощью регулярного опроса одной и той же группы торговых организаций (панели розничных точек) или группы потребителей (панели потребителей).
Определение емкости рынка на основе исследования панели розничных точек – для выбранной панели по формуле сначала вычисляется среднедневной объем продаж конкретного товара или товарной группы в одной розничной точке, включенной в панель:
ОПср.розн. = ,
где ОПср.розн – средний объем продаж товара в розничной точке за день;
Пi – объем поступлений товара в i-ю розничную точку за исследуемый период времени;
– остатки товара в i-ой розничной точке на начало и конец рабочего дня;
п – общее число розничных точек, включенных в панель.
Аналогично определяется объем продаж по оптовым торговым организациям, что в определенной степени может привести к дублированию объемов продаж.
Емкость рынка товара за год на основе ОПср.розн определяется по формуле:
Е = (ОПср.розн ×Npозн. + ОПср.опт. × Nопт.) × Pср. ×365,
где Npозн – общее число розничных точек на данном рынке;
Nопт – общее число крупных торговых организаций на данном рынке;
Pср. – средняя цена товара на данном рынке, рассчитываемая как средняя хронологическая за год.
Возможно определение емкости рынка на основе исследования панели потребителей–для выбранной панели потребителей по формуле определяется среднемесячный объем покупок товара одним потребителем, включенным в панель:
ОПср.п = ,
где ОПср.п – средний объем покупок товара одним потребителем;
ОПi – объем покупок товара i-м потребителем, включенным в панель.
Емкость рынка товара за год на основе ОПср.п определяется по формуле:
Е = ОПср.п ×Nп × Pср. × 12,
где Nп – общее число возможных потребителей товара на рынке;
Pср. – средняя цена товара на данном рынке, рассчитываемая как средняя хронологическая за год.
Вышеуказанный метод используется при отсутствии достоверной информации о рынке вообще, что делает необходимым проведение полевых исследований в рамках панели торговых организаций или выборки покупателей.