Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ. Структура КИМ

РУССКИЙ ЯЗЫК.

КОДИФИКАТОР

планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования

Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.)[1], с учетом Планируемых результатов начального общего образования по предмету «Русский язык»[2], Примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык»[3] и отдельных метапредметных результатов обучения[4].

Кодификатор содержит планируемые результаты, которые характеризуют требования стандарта: «выпускник научится», согласно установкам ФГОС этот тип требований относится к содержанию обучения, подлежащему обязательному изучению и последующему контролю за его усвоением каждым учащимся. Достижение данного типа требований должно проверяться при проведении индивидуальной оценки уровня подготовки выпускников за курс начальной школы.

Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов, проверяемых в рамках процедуры оценки состояния системы начального образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении)

  КОД Проверяемые умения
1. РАЗдел «Фонетика и графика»
  1.1. различать звуки и буквы
  1.2. характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие)
  1.3. знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации
2. РАЗдел «Состав слова (морфемика)»
  2.1. различать изменяемые и неизменяемые слова
  2.2. различать родственные (однокоренные) слова и формы слова
  2.3. находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс
  2.4. различать родственные (однокоренные) слова и синонимы, родственные слова и слова с омонимичными корнями
3. РАЗдел «Лексика»
  3.1. выявлять слова, значение которых требует уточнения
  3.2. определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
4. РАЗдел «Морфология»
  4.1. определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение
  4.2. определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж
  4.3. определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение
  4.4. находить в перечне слов или в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы
5. РАЗдел «Синтаксис»
  5.1. различать предложение, словосочетание, слово
  5.2. устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении
  5.3. классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения
  5.4. определять восклицательную невосклицательную интонацию предложения
  5.5. находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения
  5.6. выделять предложения с однородными членами
6. РАЗдел «Орфография и пунктуация»
  6.1. применять правила правописания (в объеме содержания курса)
  6.2. определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника
  6.3. безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов
  6.4. писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами правописания
  6.5. проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки
7. РАЗдел «Развитие речи»
  7.1. оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста
  7.2. соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор)
  7.3. выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения
  7.4. самостоятельно озаглавливать текст
  7.5. составлять план текста
  7.6. сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения
         



СПЕЦИФИКАЦИЯ

Итоговой работы для выпускников начальной школы по русскому языку (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)

Назначение КИМ

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык».

Основной целью работы является проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять полученные в процессе изучения русского языка знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами русского языка.

Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание и структура итоговой работы по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработаны на основе следующих документов:

1) Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.)

2) Планируемые результаты начального общего образования по предмету «Русский язык» (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.; с. 22-26)

3) Примерная программа начального общего образования по предмету «Русский язык» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 119-125)

4) Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 36-44)

Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ. Структура КИМ

На основании документов, перечисленных в п. 2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология. Русский язык. Родной язык» для проведения процедур оценки качества начального образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении).

В кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся к блоку «Выпускник научится».

Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе: фонетика, состав слова, морфология, синтаксис, правописание, развитие речи. Содержание заданий итоговой работы позволяет обеспечить полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня. За счет включения заданий повышенного уровня сложности, также составленных на основе планируемых результатов блока «Выпускник научится», работа дает возможность осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение четвероклассником обязательных для овладения планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне. Таким образом, результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать как состояние базовой подготовки учащегося, так и его развитие (способность находить несколько правильных ответов, выражать свою мысль, доказывать ее и др.).

Необходимо отметить, что достижения по разделу «Правописание» кроме данной работы, будут проверяться еще одной работой, включающей в себя диктант и списывание. Данные формы проверки более адекватно оценивают основные планируемые результаты по разделу «Орфография»: безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов; писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Именно с этим и связан представленный в описываемой работе не слишком большой объем заданий по орфографии.

Наши рекомендации