Приемы убеждающего воздействия
Изучением наиболее эффективных методов и приемов убеждающего воздействия занимается особая отрасль знании – теория аргументации.
Аргументация — один из способов обоснования утверждений (суждений, гипотез, концепций и т.п.). Аргументация представляет собой процесс формирования убеждения или мнения относительно истинности какого-либо утверждения с использованием других утверждений [46, с. 199—200]. При этом убеждение понимается как полная уверенность в истинности, мнение — как уверенность, но не полная.
То убеждение, которое обосновывается, называется тезисом аргументации. Утверждения, используемые при обосновании тезиса, называются аргументами. Способ логического обоснования тезиса посредством аргументов называется формой аргументации, или демонстрацией.
Таким образом, логическую структуру аргументации составляют тезис, аргументы (основания, доводы) и демонстрация.
В процессе аргументации оратор должен уделять основное внимание тезису: любая вовлекаемая в коммуникативный акт информация должна концентрироваться вокруг тезиса и служить его детальному анализу. Происхождение тезиса связано с ситуацией. «Оспариваемым тезисом может стать ответ на какой-либо вопрос, высказанное кем-то мнение по определенному предмету. В случае организованной полемики тезис формулируется заранее» [93, с. 129].
Отбор аргументов, с помощью которых обосновывается тезис, мотивируется множеством факторов: уровнем образования аргументатора, его мировоззренческими, идеологическими и культурными установками, конкретными обстоятельствами и т.п. При выведении тезисов из аргументов используется совокупность умозаключений, т.е. демонстрация, способ доказательства. По форме демонстрации аргументация может быть дедуктивной, индуктивной, в форме аналогии, сравнения, метафоры и др.
Частным случаем аргументации является доказательство — установление истинности какого-либо положения с использованием логических средств и утверждений, истинность которых уже установлена [46, с. 201].
По направленности рассуждения доказательство может быть прямым и косвенным.
При прямом доказательстве рассуждение идет от аргументов к тезису. Косвенное доказательство обосновывает истинность тезиса посредством антитезиса, т.е. опровержения утверждения, являющегося отрицанием тезиса. Из имеющихся аргументов и антитезиса выводят (дедуктивно и индуктивно) противоречие. В результате делается вывод об обоснованности тезиса. Этот вид аргументации называется аргументацией от противного.
Аргументация может быть разделительной («методом исключения»), когда сопоставляются не два положения, как в доказательстве «от противного», а три и более. При этом формулируются три или более несовместимых друг с другом альтернатив, среди которых должен быть и доказываемый тезис. Он обосновывается путем исключения всех членов разделительного суждения, кроме одного.
Опровержение
Опровержение — это установление ложности кого-либо изложения с использованием логических средств и доказанных положений. Последнее положение называют аргументами опровержения. Различают три способа опровержения: (1) критика тезиса, (2) критика аргументов и (3) критика демонстрации.
1) По правильности рассуждения критику тезиса подразделяют на критику тезиса путем обоснования антитезиса и критику, которая называется сведением к абсурду.
Критика тезиса путем обоснования антитезиса представляет собой самостоятельное обоснование суждения, положения, находящегося в отношении противоречия к данному тезису. В соответствии с законом противоречия из истинности одного суждения следует ложность другого, ему противостоящего.
Критика тезиса путем сведения к абсурду («установление ложности следствий») заключается в следующем: из имеющихся аргументов и тезиса выводится противоречие; из этого делается вывод о ложности или малой степени правдоподобия тезиса.
Критика тезиса, выдвинутого оппонентом, — наиболее сложный и трудоемкий с точки зрения интеллектуальных затрат способ опровержения.
2) Более простым, «экономичным» способом опровержения считается критика аргументов оппонента. В этом случае либо показывается ложность аргументов, либо демонстрируется недостаточность приведенных аргументов, либо указывается на сомнительность происхождения аргумента (слухи, бульварная пресса и т.п.).
3) Критика демонстрации заключается в указании на отсутствие необходимой логической связи между доказываемым тезисом и аргументами, признаками которой являются нарушения требований законов и правил логики, т.е. логические ошибки.
Наиболее распространенная логическая ошибка по отношению к доказываемому тезису — «подмена тезиса»: доказывается или опровергается не тот тезис, который был выдвинут первоначально. Тезису приписывается иной смысл, сужается или расширяется его содержание. Иногда эта ошибка бывает неумышленной, но чаще — преднамеренной, имеющей целью поставить оппонента в неловкое положение.
Логические ошибки
Если тезис обосновывается суждениями, которые выдают или пытаются выдать за истинные, возникает ошибка, называемая основным заблуждением (подтасовка фактов, искажение статистических данных, ссылки на несуществующие публикации и т.п.). Если в качестве аргументов используются положения, которые не являются заведомо ложными, но сами нуждаются в доказательстве, то тем самым предвосхищается их достоверность. Ошибки такого рода носят название «предвосхищение основания». Например, «не следует ссылаться на мнение авторитетных людей, предварительно не выяснив, что они думают по поводу обсуждаемой проблемы» [93, с. 137].
Логическая ошибка «круг в доказательстве» заключается в том, что тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из этого же тезиса.