Муниципальное управление социальной защиты населения «Преображенское» (г. Москва)
Город Москва представляет собой определенную территорию (регион), в котором существует собственная городская модель управления социальной работой.
Прежде всего, исполнительная власть в Москве имеет организационную структуру, которая соответствует делению городской территории на административные и муниципальные (они входят в состав первых) округа. Префектуры — это органы управления административными округами. В их составе имеются окружные управления социальной защиты населения (ОУСЗН). Муниципалитеты — это органы управления муниципальными районами, в составе которых находятся муниципальные управления социальной защиты населения (МУСЗН).
В то же время в Москве имеется Комитет социальной защиты населения, представляющий собой орган отраслевого управления, компетенция которого распространяется на территорию города и соответственно учреждения социальной защиты населения.
В классическом менеджменте такую «двуединую оргструктуру» принято называть «матричной». По сравнению с другими видами оргструктур, эту структуру считают также «системой двойного подчинения». Но это внешняя сторона. Внутренняя заключается в том, что «в матрице» очень важно «развести» линейную подчиненность и функциональное взаимодействие. То есть эта оргструктура требует очень четкого «разведения» задач, функций (обязанностей), прав и ответственности по линейному и функциональному «каналам». В этой связи «матрицу» никогда не считали простой оргструктурой. Больше того, использование «управленческой матрицы» — это сознательное усложнение отношений (прежде всего формальных) в данной системе.
Организационная структура МУСЗН приведена на схеме 10. Как видно из схемы, основная нагрузка в МУСЗН ложится на отделы и их персонал.
Схема 10
Организационная структура МУСЗН «Преображенское» Восточного административного округа г. Москвы
Поэтому выборочно покажем оргструктуру одного из отделов — материально-бытового устройства (см. схему 11), дополнив ее кратким функциональным описанием категории населения и соответственно направления работ.
Существующая организационная структура МУСЗН действует на протяжении нескольких лет и, по мнению специалистов, доказала свою работоспособность и эффективность.
Деятельность отделов МУСЗН регламентируется ПРИМЕРНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ. Такое Положение об отделе материально-бытового устройства было утверждено Приказом Комитета социальной защиты населения г. Москвы от 28 мая 1996 г. № 128. На основе этого Положения можно разрабатывать и использовать свой или оригинальный регламент. В качестве примера ниже приводится соответствующий документ.
Схема 11
Оргструктура отдела материально-бытового устройства (всего — 9 чел.)
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Об отделе материально-бытового устройства муниципального управления социальной защиты населения
1. Отдел материально-бытового устройства является самостоятельным структурным подразделением муниципального управления социальной защиты населения.
2. Основные задачи отдела:
2.1. Организация работы по материально-бытовому обслуживанию престарелых, инвалидов и других нетрудоспособных категорий населения на территории муниципального района, изучение социального статуса указанных слоев населения, выявление нуждающихся, оказание адресной помощи малоимущим нетрудоспособным гражданам.
2.2. Организация работы по оформлению права на льготы и преимущества отдельным категориям престарелых граждан и инвалидов, контроль за их реализацией.
2.3. Организация работы по реабилитации инвалидов, проживающих на территории муниципального района.
2.4. Организация приема населения и рассмотрения письменных обращений граждан по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
2.5. Изучение и внедрение новых прогрессивных форм и методов работы по вышеуказанным направлениям.
3. В своей деятельности отдел руководствуется законами и другими нормативными актами высших органов государственной власти РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства и мэра Москвы, приказами и указаниями Министерства социальной защиты населения РФ, Комитета социальной защиты Москвы, ОУСЗН и руководства МУСЗН, а также настоящим Положением.
4. Для выполнения возложенных задач отдел осуществляет следующие функции:
4.1. Проводится анализ состояния дел по социальной защите малоимущих слоев населения на обслуживаемой территории. В этих целях:
— организуются обследования (в том числе через общественные и смежные государственные организации) различных категорий нетрудоспособного населения;
— ведется учет лиц, нуждающихся в материальной и других видах помощи, в том числе в обслуживании на дому одиноких престарелых граждан, которым требуется посторонний уход;
— ведется учет оказанной помощи, в том числе через центры социального обслуживания и другие организации.
4.2. На основе анализа готовится информация о положении дел по социальной защите населения и предложения по дальнейшему совершенствованию этой работы.
4.3. Поддерживается связь с благотворительными организациями в целях изыскания дополнительных средств на оказание помощи малоимущим гражданам.
4.4. Готовятся на Комиссию необходимые материалы для решения вопросов об оказании материальной помощи нуждающимся малоимущим гражданам, оформляются решения Комиссии и другие документы и передаются в отдел выплаты пенсий и пособий для осуществления выплаты.
4.5. Ведется учет пенсионеров, имеющих право на определенные льготы и преимущества, организуется обследование льготных категорий пенсионеров в целях контроля за реализацией предоставленных им прав.
4.6. Оформляются документы на предоставление определенным категориям граждан льгот и преимуществ, установленных федеральными и городскими нормативными актами.
4.7. Анализируется положение дел с реализацией предусмотренных законодательством льгот и преимуществ, информация о недостатках направляется в соответствующие органы, готовятся предложения по совершенствованию этой работы.
4.8. Проверяется право и оформляются распорядительные документы на выплату различного рода компенсаций, предусмотренных действующим законодательством для определенных категорий граждан.
4.9. Поддерживается связь с различными общественными организациями, объединяющими льготные категории пенсионеров и инвалидов, оказывается им помощь в решении возникающих проблем.
4.10. Проводится работа по реабилитации инвалидов, для чего:
— ведется учет лиц, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, принимаются необходимые документы, оформляются и выдаются путевки в санатории, оформляются документы на выплату компенсаций за неиспользованное санаторно-курортное лечение, анализируется состояние работы по санаторно-курортному лечению инвалидов;
— ведется учет инвалидов, нуждающихся в предоставлении транспортных средств, готовятся необходимые документы и направляются в Комитет социальной защиты населения Москвы;
— готовятся распорядительные документы на выплату компенсаций расходов на бензин, ремонт, запасные части, техническое обслуживание автомобилей и мотоколясок, выданных инвалидам, а также компенсаций на транспортное обслуживание инвалидов;
— оказывается помощь инвалидам в трудоустройстве через органы по труду и занятости;
— ведется учет инвалидов, нуждающихся в обучении и переобучении в учебных заведениях для инвалидов, осуществляется направление их на обучение;
— поддерживается связь с районными организациями инвалидов, оказывается им помощь в работе.
4.11. Ведется учет и совместно с органами местного самоуправления и социальными приютами оказывается помощь в социальной адаптации круглым сиротам — выпускникам детских домов и школ-интернатов, а также другим социально не адаптированным лицам.
4.12. Принимаются заявления и готовятся документы на оформление попечительства над престарелыми гражданами и инвалидами, нуждающимися в посторонней помощи, осуществляется контроль за выполнением попечительских обязанностей.
4.13. Оформляются документы для направления престарелых и инвалидов в дома-интернаты.
4.14. Осуществляется прием граждан по всем вышеуказанным вопросам и рассмотрение писем, заявлений и жалоб, проводится учет и анализ этой работы.
4.15. Ведется разъяснительная работа по всем вопросам, входящим в компетенцию отдела, с использованием всех форм массовой информации.
4.16. Совместно с отделом информатизации осуществляется работа по автоматизации выполняемых операций, сокращению документооборота, широкому использованию действующих и новых программ.
4.17. Ведется справочно-кодификационная работа с законодательством по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
4.18. Изучается и внедряется лучший опыт работы отделов материально-бытового устройства, в том числе рекомендованный Комитетом социальной защиты населения Москвы и МинсоцзащитыРФ.
4.19. Проводится работа по повышению квалификации работников отдела с использованием всех форм обучения.
4.20. Составляется ежемесячная, ежеквартальная и годовая отчетность по вышеуказанным направлениям работы.
5. Отдел материально-бытового устройства возглавляет начальник отдела, который назначается и освобождается от должности начальником МУСЗН.
Начальник руководит всей деятельностью отдела и обеспечивает выполнение стоящих перед отделом задач.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Пинцов С. И. Управление в регионе: актуализация мотивов хозяйственной и трудовой деятельности. — М.,1994.
2. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. — М.,1995.
3. Ткаченко А.А. Территориальная общность в региональном развитии и управлении. — Тверь,1995.
4. Яновский В.В. Город как система и объект управления:
Учебно-методическое пособие. — СПб, 1995.
5. Чекалин B.C. Региональное планирование и муниципальный менеджмент. Деловые игры. Игровые ситуации. Игровое проектирование. — СПб, 1994.
6. Кутафин О.В., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. — М., 1997.
ГЛАВА 8