Написание речей. Спичрайтинг
Написание текста, который готовится для публичного чтения или произношения перед аудиторией, - это особый процесс, который называется спичрайтингом. Это заимствованное с английского языка слово (speechwriting - написание речи). Впервые в отечественной практике с позиции теории связей с общественностью вводится определение понятия "спичрайтинг" в 2003 году в работе «Основы спичрайтинга» доктора филологических наук А.Д.Кривоносова. Он определяет спичрайтинг как:
1) специфическую PR-технологию, представленную в виде подготовки и написания PR-текста, предназначенного для устного исполнения, а также консалтинг какого-либо лица по организации публичного выступления и его исполнению. В узком смысле - написание текста устного публичного выступления для руководителя (должностного лица) базисного субъекта PR.
2) разновидность профессиональной PR-деятельности, заключающейся в составлении текста устного публичного выступления для первого (должностного) лица субъекта PR и консалтинга данного лица по организации и исполнению публичного выступления.
3) учебная дисциплина, раздел деловой риторики. Кривоносов А.Д. Основы спичрайтинга.
Деятельность спичрайтера предполагает тщательную и кропотливую работу по подготовке текста публичного выступления. После того, как спичрайтер получил определенный заказ, начинается долгий процесс работы.
Наиболее распространенная схема деятельности речеписца состоит в последовательном исполнении следующих этапов:
1) подготовка;
2) интервьюирование;
3) исследование;
4) организация и написание речи.
Первый, подготовительный этап подразумевает четкий ответ на вопросы о предстоящем выступлении спикера: кто, что, где и когда. Ответы на эти же вопросы укладываются в один смысловой абзац информационного журналистского текста. Но для спичрайтерского текста также важен ответ на вопрос зачем? для чего? Подходит и классическое описание акта коммуникации: кто, что говорит, по какому каналу, кому, с каким эффектом?
Спичрайтер должен иметь представление о личностных качествах, характере, имидже, общественном положении, манерах говорить и держаться на публике того, для кого он пишет текст. Некоторые спичрайтеры и политические лидеры были не просто коллегами, но и друзьями, единомышленниками. Одной из гарантий успеха является осведомленность в характере аудитории. Знание о ней позволяет удовлетворить потребности, интересы слушателей. Ответ на вопрос «что» является темой публичного выступления. Формулировка темы должна быть четкой, не слишком общей или узконаправленной. Одним из главных приоритетов в подготовительном этапе работы спичрайтера является ответ на вопрос «зачем?», т.е. определение главной задачи публичного выступления.
На этом этапе есть очень тесная связь с формулированием основного тезиса речи, или как его называл М.М. Сперанский «царствующей мысли».
Если в теме речи предъявляется только предмет выступления, то тезис выступает как стержень высказывания, сохраняющий смысловое единство речи. Наиболее тесно тезис связан с задачей и является по существу одним из возможных ответов на вопрос, заключенный в задаче, ответ, который выступающий предлагает слушателям.
Второй этап подготовки речи заключается в интервьюировании лица, которому придется произносить эту речь. В процессе общения спичрайтеру нужно четко выявить объект разговора, т.е. цель речи, выяснив, чего конкретно хочет добиться от аудитории оратор в результате выступления.
После следует определить основные пункты, важные смысловые моменты, на которых будет основываться выступление.Немаловажный момент заключается в необходимости прочувствовать личность оратора, его характер, манеру говорить, чувство юмора.
Проанализировав психологический портрет заказчика, опытный спичрайтер может подготовить такой текст, будто будущий спикер написал бы его сам. Так главного спичрайтера Барака Обамы Джона Фавро, сам президент называет своим «чтецом мыслей».
Исследование- это следующий этап, направленный, прежде всего, на разработку темы.
В методической литературе для референтов можно найти следующие стратегические установки:
установление степени изученности явления или проблемы;
изучение истории явления, определение степени и характера и его эволюции;
установление степени актуальности, практической важности разрабатываемой темы;
ознакомление с конкретным опытом деятельности, относящимся к разрабатываемой теме;
установление сходств и различий в подходах к явлению или проблеме;
выявление несоответствия новых, обнаруженных спичрайтером фактов принятым мнениям;
сопоставление исследуемого вопроса с его современными аналогами в других областях знаний, регионах и т.п. и проведение возможных аналогий.
После начинается этап работы с различными источниками, сборка материала. В современных условиях спичрайтер может воспользоваться самой различной информацией, которую можно получить из книг, Интернета, интервьюирования специалистов; поможет и обращение к текстам предыдущих выступлений заказчика. Немаловажно продумать то, каким будет так называемый поддерживающий, вспомогательный материал. Это могут быть примеры, цифровые данные и авторитетные мнения.
Использование ярких, конкретных примеров в выступлении помогает слушателям не только лучше понять идеи оратора, но и лучше их запомнить. С помощью примеров можно пояснить непонятные, сложные факты, превратить абстрактные идеи в конкретные, проиллюстрировать их. Главная ценность статистических данных в том, что они могут подтвердить ваши идеи цифрами, это особенно важно, если задача выступления состоит в освещении какой-либо проблемы. Примеры могут оживить проблему и заставить слушателей прочувствовать ее, но именно цифры помогут понять, скольких людей затронула эта проблема. Цитаты или высказывания авторитетных людей также придают речи убедительность, подтверждают значимость идей спикера.
По завершению процесса подготовки спичрайтер приступает к написанию текста для выступления заказчика.
Аргументы должны апеллировать как к разуму, так и чувствам.
Для подтверждения основной мысли выступления лучше использовать три аргумента, т.к. если меньше - не убедят, а больше - забудутся.
Предложения лучше строить коротко и просто, избегать громоздких конструкций: сложноподчиненных предложений, длинных причастных и деепричастных оборотов.
Нужно избегать двусмысленных выражений, подтверждать главную идею конкретными данными и доказательствами, но при этом нужно не забывать о частностях, которые не менее важны для аудитории, чем основная суть.
Образная речь лучше воспринимается и запоминается, поэтому нужно насыщать текст изобразительно-выразительными средствами, но в меру: чересчур сентиментальный фон может произвести негативный эффект.
Драматические ноты уместны в определенных текстах, но все же общая подача информации должна быть позитивной, а небольшая доля юмора расположит аудиторию к выступающему.
Венец выступления - это концовка речи. Успех выступления во многом зависит от того, на какой ноте оно закончится. Важно сформулировать ожидаемый результат, который нужен политику после произнесения речи, определить эффект, которого он добивается.
На основе этого можно закончить речь риторическим вопросом, призывом, повтором основной мысли, связать концовку со вступлением.