Порядок проведения осмотров грузов и заявления претензий (на примере САО «Ингосстрах»)
I. Предварительные замечания.
До обращения за осмотром груза и направления претензии в страховую компанию, пожалуйста, проверьте, что Ваш убыток не относится к перечисленным ниже случаям, претензии по которым должны быть урегулированы с поставщиками и/или перевозчиками, а не со страховой компанией:
1. Утрата или порча груза по причине задержки в доставке;
2. Утрата груза при целостности упаковки или неповрежденных пломбах отправителя;
3. Утрата или повреждение груза, происшедшие из-за несоответствующей упаковки;
4. Пересортица.
II. Основные положения.
Всегда проверяйте состояние и количество груза при приемке его у перевозчика/ответственного лица.
Обязательно удостоверьтесь
в правильности количества грузовых мест в целостности упаковки/товаров
в сохранности пломб
Определите причину ущерба и предотвратите дальнейшие потери.
Свяжитесь с Аварийным комиссаром Ингосстраха или, напрямую, с Ингосстрахом для проведения возможного осмотра.
В случае кражи груза, незамедлительно заявите об этом в милицию. Информируйте о случившемся страховую компанию.
III. Обеспечьте право регресса к виновной стороне.
Сделайте вое для сохранения возможности предъявления исковых требований к ответственным за убытки лицам.
Для этого:
приглашайте представителя перевозчика для совместного осмотра груза
требуйте письменного удостоверения обнаруженных поврежде-ний или утраты груза
всегда подавайте письменную претензию перевозчику с возложением на него ответственности за причиненный ущерб
Помните, что при этом Вы должны руководствоваться уставами, законами, нормами и обычаями, принятыми для данного вида транспорта.
В случае обнаружения утраты/повреждения груза при перевозке морским транспортом получатель должен немедленно известить об этом перевозчика или, в случае если подобные утрата/повреждение не могли быть визуально обнаружены в момент приемки, в течение трех дней после окончания разгрузки судна направить ему письменное извещение об ущербе. Агент Ингосстраха в порту выгрузки должен быть извещен of утрате или повреждении груза незамедлительно. В портах России и других стран СНГ основными документами, подтверждающими факт несохранной перевозки являются Акт-извещение и Генеральный акт.
При приемке груза в контейнерах - проверьте сохранность и целостность как самого контейнера, так иего пломб. Если контейнер поврежден или повреждены / отсутствуют пломбы, приемка груза должна производиться обязательно с участием представителя перевозчика.
В случае утраты или повреждения груза при перевозке автотранспортом (независимо от топ) внутренняя она или международная) грузополучатель обязан сделать отметку с описанием характера ущерба и количестве прибывшего груза в транспортных накладных (в экземпляре грузополучателя и экземпляре перевозчика). Такие отметки должны быть удостоверены подписями перевозчика и грузополучателя. Если грузополучатель принимает груз без надлежащей проверки его совместно с перевозчиком (при международной автоперевозке) и/или в случае, когда утрата и повреждение не являюто очевидными, грузополучатель должен сделать письменное заявление перевозчику об утрате или повреждени груза в день их обнаружения, но не позднее 7 дней после выдачи груза.
При отказе водителя от подписания, необходимые отметки во всех экземплярах транспортной накладной должен сделать сам грузополучатель, одновременно с этим составив акт о приемке груза. Такой акт должен составляться в момент выгрузки груза, содержать необходимую информацию для определения размера ущерба и обстоятельств дела; к его подписанию должны быть привлечены представители незаинтересованной организации. После этого грузополучатель должен направить письменную претензию в адрес перевозчика изложением случившегося и возложением на него ответственности за причиненный ущерб.
В случае утраты или повреждения груза при перевозке железнодорожным транспортом по требованию грузополучателя или его агента железная дорога обязана составить и выдать коммерческий акт.
При отказе железной дороги в составлении коммерческого акта, грузополучатель должен в течение 2 часов письменно обжаловать отказ у начальника отделения той железной дороги, станция которой отказала в составлении коммерческого акта.
В случае утраты или повреждения груза при перевозке воздушным транспортом по требовани грузополучателя или его агента автомобильный перевозчик обязан составить и выдать коммерческий акт незамедлительно после выдачи груза. В течение 14 дней при повреждении груза и в течение 120 дней при eе утрате грузополучатель должен заявить перевозчику претензию за несохранную перевозку с приложение копии авианакладной и коммерческого акта. Указанные сроки исчисляются со дня выдачи груза. Для установления факта несохранной перевозки и определения ущерба аварийными комиссарами Ингосстраха илиэкспертами при Торгово-промышленной палате (при перевозках внутри СНГ) составляется Аварийный сертификат (акт экспертизы). Список аварийных комиссаров Ингосстраха в крупных городах прилагается. При необходимости проведения осмотра грузов в других местах, пожалуйста, наведите справки в Ингосстрах г. Москва.
До прибытия аварийного комиссара (эксперта), пожалуйста, подготовьте отгрузочные документ включая страховой полис, обеспечьте его доступ к грузу, отделите поврежденный груз от сохранного, примите меры к снижению убытка.
Внимание! Вознаграждение аварийному комиссару (эксперту) оплачивается грузополучателем, и сумма включается в страховую претензию.
IV. Документация.
Претензия страховой компании должна быть заявлена в письменной форме, содержать описание и расчет убытка, банковские реквизиты, и иметь в приложении следующий набор документов:
Оригинал страхового полиса;
Оригинал транспортного документа с необходимыми отметками, указанными выше;
Счет-фактура (инвойс);
Спецификация;
Упаковочный лист;
Заявление перевозчику (когда необходимо);
Оригинал Акта-извещения и Генерального акта или другого официального документа, подтверждающего факт наличия убытка и составленного в соответствии с правилами и обычаями порта (при морской перевозке);
Оригинал коммерческого акта (при железнодорожной или воздушной перевозке);
Аварийный сертификат; Счет за ремонт или замену;
Справку дорожной полиции (в случае дорожно-транспортного происшествия во время перевозки);
Справку из милиции (если необходимо).
Претензия с полным приложением документов должна быть заявлена САО "Ингосстрах" до истечения сроков исковой давности по искам к перевозчикам:
Морская перевозка | 1 год |
Железнодорожная перевозка | 6 месяцев |
Автодорожная перевозка | 1 год |
Авиаперевозка | 2 года |
Сроки исчисляются со дня выдачи груза.