Доказательность полученной научной информации
ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Тема 1. Становление и развитие исследовательской деятельности в России.
1. Наука как система знаний и вид деятельности.
2. История развития системы аттестации научных кадров в России.
3. Исследовательская деятельность в современной России.
Наука как система знаний и вид деятельности
Наука наряду с искусством, моралью и предметным действием человека – важнейшая сфера жизнедеятельности общества.
Относительно даты и места рождения науки выделяется 5 точек зрения:
1- наука была всегда, так как она органично присуща практической и познавательной деятельности человека;
2- наука зародилась в Древней Греции в 5 в. до н.э., именно здесь знание впервые соединили с обоснованием;
3- наука возникла в Западной Европе в позднее средневековье (12-14 вв.) вместе с особым интересом к знанию, полученному опытным путем, математике;
4- наука начинается с 16-17 вв. работами Г. Галилея и И. Ньютона, разработавшими первую теоретическую модель физики на языке математики;
5- наука начала свое развитие с первой трети 19 в., когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием.
Дать всестороннее определение науки крайне трудно вследствие ее многогранности. В настоящее время существуют сотни определений науки.
В целом,наука – система, объединяющая установленные научные знания, обоснованные практикой, и творческую деятельность людей, направленную на получение нового знания, а также результат этой деятельности (информацию) как сумму полученных к данному моменту научных знаний, формирующих представление об окружающей действительности.
Выделим в этом определении две части:
1) разработанная система накопленных научных знаний (информация) об объективных законах и закономерностях развития науки;
2) научная деятельность людей (научные исследования), направленная на получение, систематизацию и переработку знаний, на более глубокое познание законов и закономерностей развития науки, а также на дальнейшее воплощение научных знаний (информации) в техническом, технологическом или организационном применении (исследования).
Эти составные части науки тесно взаимосвязаны, представляя ее статическое состояние (сумму научных знаний, накопленных к настоящему времени) и форму развития (научные исследования).
Наука как система научных знаний имеет следующие специфические признаки:
1) Систематизированность накопленных научных знаний;
2) Проверенность фактов, т.е. научная информация только тогда выступает как накопленное знание, когда ее можно проверить для уточнения истины. То, что проверке не поддается, является не научным знанием, а гипотезой.
3) Воспроизводимость явлений. Возможность воспроизвести определенное явление свидетельствует о существовании некоторого объективного закона. Если научный факт не был воспроизведен, значит, полученная информация либо неверна, либо нуждается в дальнейшей проверке иными способами.
4) Долговечность системы знаний. Чем долговечнее та или иная система знаний, тем качественнее принимаемые на ее основе решения, тем больше возможностей для ее применения в других областях знания.
Научные исследования (научный труд) характеризуются следующими основными признаками:
1) Новизна и оригинальность;
2) Уникальность и неповторяемость, т.е. если научный поиск удачен, то в его повторении нет необходимости.
3) Вероятностный характер и риск. Трудно сказать с уверенностью, успешно ли и когда закончится данное исследование и можно ли гарантировать безошибочные результаты.
Доказательность полученной научной информации.
Исходя из всех требований, предъявляемых к науке сегодня, науку можно охарактеризовать как знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности, подтверждаемости, концептуальной связности, предсказательной силе и практической эффективности.
Особое место в научном исследовании (научной деятельности) занимает методология научного познания. Термин «методология» обозначает совокупность способов, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности, т.е. путь познания.
С позиций современной методологии науки для научного исследования характерно следующее:
- наличие конкретного объекта исследования;
- дифференцированное решение познавательных задач: эмпирических (выявления фактов, разработка методов), логических (установление связей, вывод одних положений из других) и теоретических (выяснение причин, установление принципов, формулирование гипотез и законов);
- четкое различие установленных фактов и гипотез;
- объяснение и прогнозирование фактов и явлений.
В 20 в. произошло много важных изменений в методологии познания. Было осознано, что сложившаяся предметная структура знания не позволяет разработать единый подход к решению комплексных проблем, касающихся деятельности систем самого высокого уровня: личности, общества, культуры. Появились идеи кибернетики, системного анализа, синергетики, стремящиеся связать между собой различные подходы разных наук в единую систему методов.