Более близкий взгляд на эмоциональный потенциал
Эмоции часто попадают на первые страницы благодаря рассказам о том, как они «продвинули» людей |
Дениэл Голман, социолог, пишущий для New York Times, в 1995 г. опубликовал книгу «Эмоциональный потенциал», ставшую бестселлером. В ней он раскрыл вопрос эмоционального интеллекта, сделав его желанной темой в компаниях. Все большее количество служащих понимает его значение. Тема эмоций часто попадает на первые страницы благодаря рассказам о том, как они «продвинули» людей. Слово «emotion» происходит от латинского «motere», что значит «двигать»; и, конечно, эмоции движут людьми различным образом, как на работе, так и в других сферах жизни. Многие организации пришли к пониманию, что капля эмоций может быть более эффективна, чем тонна фактов. Три основных компонента эмоционального потенциала:
1. Понять свои собственные чувства.
2. Научиться управлять ими.
3. Научиться распознавать эмоции других и управлять ими.
___________________ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В МИРЕ РАБОТЫ_____________________ 47
Понять свои собственные эмоции
Познание самого себя — первый шаг к эмоциональному развитию. А так как люди, не знающие себя, невольно попадают в плен дисфункционального поведения (и более того, плохо могут оценивать других), познание себя становится еще и первым шагом на пути к эффективному лидерству.
Год назад я проводил семинар для руководителей компаний, который назывался «Вызов лидерства: исследуем свое эмоциональное развитие». Двадцать человек (в основном мужчины) участвовали в трех циклах по пять семинаров в течение полугода. Позднее довольно часто я провожу еще и дополнительные семинары. Принимая во внимание длительность семинара и стоимость времени его участников, вряд ли кто-то будет говорить о погоде или спорте; участники обсуждают вопросы, которые действительно для них важны.
В фокусе каждого семинара было изучение конкретной «жизненной ситуации», т. е. истории жизни, о которой рассказывал один из участников. Когда в начале встречи мы говорили о чувствах, некоторые участники произносили следующие слова: «Я не знаю, что я чувствую. Моя жена (или сын, или помощник) говорят мне, что я чувствую!» Неудивительно, что эти люди настолько не осознают свои чувства. Многие годы подчинения корпоративным правилам стерли различие между их собственными чувствами и теми чувствами, которых от них ожидают. Если побеждают последние, верх берет «ложное я», карикатура «хорошего служащего». Это «ложное я» похоже на мужчину, который, примеряя в магазине новый костюм, спрашивает у жены: «Как ты думаешь, дорогая, мне бы он понравился?» Так как настоящий человек пропадает, когда побеждает «ложное я», одной из целей семинаров является попытка помочь участникам устранить когнитивные и эмоциональные искажения, освободиться от привычки объяснять мир аккуратно и понять свои собственные чувства (и эффективно их использовать) — короче говоря, повысить их эмоциональный интеллект. Таким образом, слова, написанные над входом в храм Аполлона в Дельфах — «Познай себя» — красной нитью проходят через мои семинары по лидерству.
Научиться управлять эмоциями
Следующий шаг в развитии эмоционального интеллекта — научиться управлять своими эмоциями, т. е. научиться признавать целый спектр
48 МИСТИКА ЛИДЕРСТВА
чувств, которые есть у нас (даже если нам не нравится, что некоторые чувства рассказывают о нас), и обращаться с ними. Если мы будем контролировать этот процесс, то сможем использовать эмоции для достижения поставленной цели, другими словами, мы сможем побуждать других.
Саморегулирование чувств, то, что мы можем назвать «регулированием настроения», очень важно для лидеров организаций. Как предупреждает корейская пословица: «Если в порыве злобы вы ударите по камню, вы повредите свою же ногу». Лидеры, неправильно управляющие своими эмоциями, например, те, кто в состоянии гнева наносят ущерб себе и другим, создают каскадный эффект, достигающий самых низших уровней организации. На одном из моих семинаров участник с горечью говорил о том, что его подчиненные не раз просили его не бросаться в гневе телефонами! Для организации в целом последствия такого возмутительного поведения долгосрочные и далеко идущие. Поэтому лидерам нужно распознавать чувства злости, разочарования или печали и перерабатывать их конструктивным образом, а не реагировать инстинктивно. Если такие чувства возникают внезапно, директору следует, например, устроить перерыв или спросить мнение окружающих, чтобы выиграть время и взять себя в руки.
Научиться распознавать чувства других и управлять ими
Следующий этап в развитии эмоционального интеллекта — научиться распознавать эмоции других людей и справляться с ними. Искусству сопереживания, т. е. понимания чувств другого, можно научиться. Руководителям, слишком сконцентрированным на самих себе, бывает очень трудно встать в положение окружающих. Они не могут представить, как бы мир выглядел глазами кого-то еще. Но, однажды овладев этим навыком, лидеры могут управлять чувствами людей, эмоционально влияя на сотрудников.
В то время как IQ (коэффициент умственного развития) человека практически не меняется после молодости — выкристаллизованный интеллект (те виды деятельности, которые отражают накопление знаний) может расти с возрастом, а изменчивый интеллект (краткосрочная память, абстрактное мышление и скорость мышления) уменьшается, — EQ (коэффициент эмоционального развития) продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Даже те из нас, кто овладел основами в тех трех областях, которые мы только что обсудили — познание собственных эмоций, управление ими и навык работы с чувствами других, —